Зарубежный опыт регулирования занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Во многих развитых странах в настоящее время быстро растет число занятых на мелких и средних предприятиях, а также в сфере индивидуальной трудовой деятельности. Во многих развивающихся странах основным источником рабочих мест для людей с ограниченным доступом к работе по найму в формальном секторе, в частности для женщин, часто является деятельность в неформальном секторе. Устранение факторов, препятствующих деятельности таких предприятий, и оказание поддержки в их создании и расширении должны сопровождаться мерами по защите основных прав, охране здоровья и безопасности работников и постепенному улучшению общих условий труда наряду с активизацией усилий по превращению ряда таких предприятий в часть формального сектора.

Содержание

Введение 2
1. Сущность занятости население и ее виды 4
2. Основные направления государственной политики занятости 7
3. Меры по регулированию занятости населения 11
4. Регулирование занятости населения в развитых странах 13
Заключение 21
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

3. Предмет 'Рынок труда' - Тема №17 'Зарубежный опыт регулирования занятости населения'.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

 

Производительный труд и занятость являются центральными элементами развития, а также элементами, определяющими характер человеческой личности. Стабильный экономический рост и устойчивое развитие, а также расширение продуктивной занятости должны происходить одновременно. Полная, а также должным и соответствующим образом оплачиваемая занятость является действенным средством борьбы с нищетой и содействия социальной интеграции. Реализация цели полной занятости требует от государства, социальных партнеров и всех других слоев гражданского общества на всех уровнях сотрудничества в создании условий, позволяющих каждому участвовать в производительном труде и пользоваться его результатами. В мире растущей глобализации и взаимозависимости между странами необходимо подкреплять национальные усилия международным сотрудничеством.

Процесс глобализации и  стремительный технический прогресс ведут к повышению мобильности  рабочей силы, созданию новых возможностей трудоустройства, а также к появлению  новых неопределенностей. Растет число  занятых неполный рабочий день, от случая к случаю, как и число других нетипичных форм занятости. Помимо необходимости создания беспрецедентного числа новых рабочих мест такая ситуация требует расширения усилий по более полному развитию людских ресурсов для целей устойчивого развития путем, среди прочего, повышения уровня знаний и квалификации, с тем чтобы люди, особенно женщины и молодежь, могли продуктивно трудиться и адаптироваться к меняющимся требованиям.

Во многих развитых странах  в настоящее время быстро растет число занятых на мелких и средних предприятиях, а также в сфере индивидуальной трудовой деятельности. Во многих развивающихся странах основным источником рабочих мест для людей с ограниченным доступом к работе по найму в формальном секторе, в частности для женщин, часто является деятельность в неформальном секторе. Устранение факторов, препятствующих деятельности таких предприятий, и оказание поддержки в их создании и расширении должны сопровождаться мерами по защите основных прав, охране здоровья и безопасности работников и постепенному улучшению общих условий труда наряду с активизацией усилий по превращению ряда таких предприятий в часть формального сектора.

Хотя расширение возможностей трудоустройства может благотворно  сказаться на положении всех групп населения, группы с особыми потребностями, а также изменяющаяся демографическая ситуация и тенденции обусловливают необходимость принятия соответствующих мер. Особые усилия государственного и частного секторов необходимы во всех сферах политики в области занятости, с тем чтобы обеспечить равенство мужчин и женщин, равные возможности и отсутствие дискриминации на основе расового или этнического происхождения, вероисповедания, возраста, здоровья и инвалидности, а также полное выполнение всех применимых международных документов. Особое внимание должно также уделяться потребностям тех групп, которые находятся в особо неблагоприятном положении в плане доступа к рынку труда, с тем, чтобы обеспечить их вовлечение в производительную деятельность, в том числе через развитие действенных механизмов поддержки. Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.

 

1. Сущность занятости население  и ее виды

 

Занятость – важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости – важнейший макроэкономический показатель. Как экономическая категория занятость – это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.

Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов  полезной занятости, таких как учеба в общеобразовательных и высших учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и др. Однако с точки зрения развития самого общества, решающее значение имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень качества жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан.

В занятости, как экономическом  явлении, выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют понятиям полной и эффективной занятости. Полная занятость – это такое состояние экономики, при котором все желающие работать при сложившемся уровне реальной заработной платы имеют работу. Если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы, это и будет означать полную занятость. Эффективная же занятость – это занятость населения, обеспечивающая достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.

Дисбаланс между спросом  и предложением на рынке труда  всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, при превышении спроса над предложением и реальной потребностью – скрытая безработица.

Помимо традиционной формы занятости различают и нетипичную (нетрадиционную) занятость, которая имеет следующие виды:

а) сезонная занятость  – занятость на основе сезонного  контракта при условиях полного рабочего дня;

б) поденная занятость, связана  с работой на условиях определенного  количества рабочих дней при поденной форме оплаты труда;

в) периодическая занятость  – чередующиеся занятость и незанятость, независимо от сроков той или другой в течение года;

г) временная занятость, характеризующаяся тем, что работник занят деятельностью лишь в течение некоторого периода времени, но этот период не предопределен сезонностью работ;

д) занятость по вызову – нетрадиционная занятость, которая  не предполагает никаких гарантий занятости  и складывается под влиянием стечения обстоятельств;

е) самозанятость –  занятость, которая осуществляется по собственной инициативе, самоуправляема и не имеет общепринятых форм оплаты труда.

Экономические факторы  занятости связаны с особенностями  размещения и развития производительных сил. В их число входят: размещение производительных сил, отраслевая структура народного хозяйства, экономическое стимулирование и др.

Размещение производительных сил по территории предопределяет возможности  населения в удовлетворении желания  трудиться в общественном производстве. Отсутствие работы, соответствующей специальности и наклонностям людей, нередко приводит к более или менее продолжительному их выбытию из состава занятого населения.

Преимущественное развитие отдельных отраслей народного хозяйства  прямо отражается на характере занятости  населения. Например, развитие в районах Сибири трудоемких (мужских) отраслей производства привело к тому, что женщины там фактически оказались лишены возможности работать по специальности.

Экономическое стимулирование, с точки зрения занятости, – это  система мероприятий государства (заработная плата, льготы и т.п.), направленных на обеспечение более широкого участия отдельных групп населения в общественном производстве, создание условий для пополнения и стабилизации движения занятых в экономике.

Социальные факторы занятости связаны с особенностями формирования системы условий для трудовой деятельности населения. Среди них выделяют: уровень развития сферы обслуживания и сети дошкольных учреждений, уровень образования населения, национальные традиции, уровень развития здравоохранения и др.

Общемировые факторы  занятости связаны с особенностями  способа производства материальных благ. В их составе выделяют такие  взаимосвязанные факторы, как форма  собственности на средства производства, характер соединения средств производства и рабочей силы и др.

 

2. Основные направления государственной политики занятости

 

Неспособность рынка  труда при несовершенном его  типе самостоятельно, автоматически  саморегулироваться вызывает необходимость  его регулирования. Субъектом таких  действий становится государство, которое проводит специальную политику занятости. Под государственной политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. Она опирается на определенную систему принципов.

Применительно к сегодняшним  условиям политика государства на рынке  труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства  в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижение потребности населения в рабочих местах и так далее.

Меры государственной  политики занятости дифференцируются по:

  • объекту воздействия (общие меры и специализированные);
  • источникам финансирования.

К методам воздействия на занятость можно отнести:

  • прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
  • косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политики.

Опираясь на выработанные принципы, государство может использовать два типа регулирующего воздействия для реализации конкретной программы в сфере занятости:

  • пассивный;
  • активный.

Пассивная политика занятости  – совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий  безработицы. Она, как правило, включает в себя выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока – материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых; некоторые другие предприятия.

Активная политика занятости –  это совокупность правовых, организационных  и экономических мер, проводимых государством в целях снижения уровня безработицы. Такая политика включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; создание новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

Помощь в трудоустройстве обеспечивается, прежде всего, через содействие контактам  между ищущими работу и работодателями. Для этого предназначена система  информации (банки данных) о характеристиках рабочих мест и тех, кто в них нуждается. Деятельность служб трудоустройства бесплатна как для безработных, так и для работодателей. Как рыночная структура, биржа труда выполняет многообразные функции.

Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке является одним из важнейших аспектов активной политики занятости. Повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляется как на базе региональных центров, так и на предприятиях. В первом случае ориентируются на профессии широкого профиля, во втором – на специфику предприятия. Для безработных обучение бесплатное; для предприятий затраты на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот.

Программы общественных работ действуют  во многих странах. Задачи организации общественных работ связаны не только с экономическими и социальными проблемами безработицы, но и с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры регионов и тому подобное. Недостатком общественных работ является то, что они не способствуют росту квалификации безработных, что затрудняет им поиски постоянной работы.

Содействие в занятости групп  населения актуально для инвалидов, молодежи, пожилых людей. Каждая из этих групп имеет свои проблемы с  трудоустройством. Для инвалидов  занятость связана не только с экономическими, но также с социальными, психологическими и духовными проблемами. По законодательству лицам с ограниченными физическими возможностями предоставляется система льгот для участия в экономической деятельности. Молодежный аспект политики занятости обусловлен прежде всего тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Законодательство предоставляет молодым людям льготы на получение профессионального образования, помощь при поступлении на работу. Такие и другие меры активной политики поддерживаются со стороны МОТ (Конвенция №142).

Таким образом, для смягчения негативных последствий перехода страны к рыночной экономике социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственное  регулирование рынка труда. Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что для преодоления негативных последствий безработицы требуются усиление мер государственного регулирования рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения от безработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства.

 

3. Меры по регулированию занятости населения

 

Переход к регулируемой рыночной экономике  существенно влияет на ситуацию занятости  населения. Новые производственные отношения, структурные сдвиги в экономике, сокращение до минимума количества убыточных предприятий, ликвидации неэффективных рабочих мест, обновления технической базы производства ведёт к значительному освобождению рабочей силы, её перераспределению между видами занятости, сферами и отраслями народного хозяйства, формированию рынка труда.

Информация о работе Зарубежный опыт регулирования занятости населения