Инновационная стратегия предприятия (на примере ОАО «Березовский КСИ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка направлений по совершенствованию инновационной стратегии развития ОАО «Березовский КСИ».
В связи с поставленной целью следует решить ряд задач:
1. Изучить понятие, виды и методы обоснования инновационной стратегии предприятия;
2. Дать анализ инновационной стратегии деятельности ОАО «Березовский КСИ»;
3. Определить основные направления совершенствования инновационной стратегии деятельности ОАО «Березовский КСИ».

Содержание

Введение 2
1. Роль инновационной стратегии в эффективной работе предприятия 5
1.1 Понятие, виды и методы обоснования инновационной стратегии предприятия 5
1.2 Выбор стратегии инновационной деятельности 11
2. Оценка инновационной стратегии ОАО «Березовский КСИ» 15
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Березовский КСИ» 15
2.2 Анализ инновационной стратегии ОАО «Березовский КСИ» 19
3. Совершенствование инновационной стратегии деятельности ОАО «Березовский КСИ» 29
Заключение 36
Список источников 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Саня.doc

— 652.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Высокая эффективность деятельности субъектов хозяйствования – сегодня важнейшее требование и задача каждой организации. Это главное условие выполнения стратегических задач реформируемой экономики и развития общества в целом.

Действия организаций и их руководителей  не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.

Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней  среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического  управления.

Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное  стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней  по отрасли. Многие руководители, имеющие  опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.

Слово «стратегия» означает «искусство развертывания войск в бою». За последние 20 лет это понятие широко вошло в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента как набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию рассматривают и как общий комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так, что организация получает единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений [13, с. 522].

Стратегия организации – это  генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы  и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы  перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Основные положения Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, подтвердило необходимость перехода страны на инновационный путь развития, курса на построение инновационной экономики – экономики, основанной на знаниях.

Для реализации этой стратегической политической установки республика должна располагать научно обоснованной и практически ориентированной  программой перевода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития в рамках белорусской экономической модели. Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой и отечественный опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная система (НИС) как современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

Настоящая Концепция представляет собой общий замысел, перспективное  видение национальной инновационной системы Беларуси, содержит исходные принципы и методологические основы ее построения и функционирования, определяет цели, задачи, приоритеты инновационного развития экономики, направления и средства их реализации.

Концепция НИС разработана на основе действующих стратегических и тактических документов Президента, Правительства Республики Беларусь: Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2006–2025 годы, Основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, других программных и прогнозных документов, предложений ГКНТ, НАН Беларуси, НИЭИ Минэкономики, министерств и ведомств республики.

Целью курсовой работы является разработка направлений по совершенствованию инновационной стратегии развития ОАО «Березовский КСИ».

В связи с поставленной целью  следует решить ряд задач:

1. Изучить понятие, виды и методы обоснования инновационной стратегии предприятия;

2. Дать анализ инновационной стратегии деятельности ОАО «Березовский КСИ»;

3. Определить основные направления совершенствования инновационной стратегии деятельности ОАО «Березовский КСИ».

 

 

1. Роль инновационной стратегии в эффективной работе предприятия

1.1 Понятие, виды и методы обоснования инновационной стратегии предприятия

 

Инновационные организации можно  классифицировать по характеру их целенаправленной деятельности долгосрочного характера, то есть по их стратегическим замыслам.

В основе формирования фирменной конкурентной стратегии путем использования  достижений инновационного менеджмента  лежит взаимодействие между внешней  средой, функционирующей системой (организацией), которая стремится к стабильности, и системой управления, обеспечивающей адаптацию организации к условиям функционирования (к внешней среде). Стратегия – это совокупность последовательных видов поведения, позволяющих организации позиционировать себя в окружающей среде, а изменения в стратегии могут рассматриваться как реакция на изменения внешних условий. Все виды инновационных стратегий можно увидеть на рисунке 1.1.

 

Рисунок 1.1 – Виды инновационных  стратегий

 

 

Понимая под инновационной стратегией ту или иную модель поведения компании в новых рыночных условиях, можно  выделить две группы стратегий: активные и пассивные.

Первый вид стратегий, часто  именуемый технологическим, представляет собой реагирование на происходящие и возможные изменения во внешней среде путем проведения постоянных технологических инноваций. Избрав одну или несколько активных стратегий, фирма выбирает в качестве главного фактора успеха использование новой технологической идеи.

Среди активных инновационных стратегий  можно выделить два принципиально  различных типа стратегий: лидерства  и имитации. Если технология, воплощенная  в новом продукте или услуге, является совершенно новой для рынка, то фирма реализует стратегию технологического лидерства. В случае, когда технологическая идея уже известна рынку, но используется впервые самой компанией, тогда речь идет об имитационных стратегиях.

Пассивные, или маркетинговые, инновационные  стратегии представляют собой постоянные инновации в области маркетинга. Фирма может выбрать стратегию нововведений в области дифференциации товара, выделяя все новые и новые его конкурентные преимущества.

Стратегия сегментации предполагает перманентный поиск новых рыночных сегментов или целых рынков, а также использование новых для рынка и / или фирмы методов охвата данных групп покупателей. Избрание компанией пассивных инновационных стратегий может означать и такой способ реагирования на изменения во внешних условиях, как постоянные нововведения в области форм и методов сбыта продукции, коммуникационной политики.

Так виолентная или иначе называемая силовая стратегия характерна для  фирм крупного, стандартного производства, предназначенного для выпуска товара массового и с хорошим качеством. Девиз функционирования такого рода фирмы – «Дешево, но прилично».

Фирмы, реализующие стратегию патентов, характеризующих нишевый подход, работают в области узкой специализации  и выпускают товары или услуги для ограниченного круга потребителей. Девиз такого класса фирм – «Дорого, но хорошо».

Реализацию коммутантной или, так  называемой, соединяющей стратегии  осуществляют обычно фирмы, занятые  совершенствованием бизнеса в местных  масштабах с индивидуализацией  услуг. Девиз таких фирм исключительно прост и понятен – «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы».

Эксплерентная, другими словами, пионерская стратегия присуща фирмам, занимающимся созданием новых и радикальным  преобразованием старых сегментов  рынка. Данный класс фирм относится к разряду двигателей научно-технического прогресса, связанного, как правило, с серьёзным риском, в результате чего примерно 15% от всех их начинаний заканчиваются успехом. Девиз этих фирм – «Лучше и дешевле, если получится».

В настоящее время в области инновационной деятельности широкое распространение получили венчурные фирмы или предприятия, которые занимаются прикладными научными исследованиями и разработками, проектно-конструкторской деятельностью, внедрением технических нововведений и технологических новшеств.

Венчурный бизнес ориентирован на практическое использование технических и  технологических новинок, результатов  научных достижений ещё не оправданных  на практике. Этот вид бизнеса связан с большим риском и поэтому  его еще называют рисковым. И неудивительно, что венчурный капитал – это рисковый капитал, который характерен тем, что он вкладывается в дело с высокой степенью риска. Не менее широкое распространение, особенно в США, получили фирмы «СПИН-офф», занимающиеся инновационной деятельностью в стенах университетов.

Условием эффективного социально-экономического развития страны является глубоко продуманная  инновационная политика как на уровне государства, так и на каждом предприятии. В Программе научно-инновационной  деятельности Республики Беларусь, принятой и утвержденной Правительством в 1996 г. указано, что решение задач структурной перестройки экономики республики в условиях ограниченных сырьевых и энергетических ресурсов возможно только через инновационный процесс: на основе непрерывного обновления технической базы производства, совершенствования его технологической структуры за счет использования нововведений (инноваций), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

Предпринимаемые Правительством Республики Беларусь меры по выходу из кризиса, стабилизации экономики создают необходимые экономические предпосылки для инноваций в сфере производства. Однако структурная перестройка экономики, освоение новой продукции и новых технологий при существующей нормативно-правовой базе, недостаточно стимулирующей инновационные процессы, не могут осуществляться успешно. Поэтому необходимы дополнительные условия, активизирующие инновационную деятельность предприятий различных форм собственности и предпринимателей.

Необходимость разработки стратегических планов инновационного развития предприятия возникает в связи с постоянным и сложным взаимодействием внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на функционирование предприятия на достаточно длительном отрезке времени. В соответствии с этим предприятия вынуждены принимать долгосрочные решения по маркетингу, совершенствованию и обновлению продукции, развитию технологических процессов, подготовке и переподготовке персонала, обновлению основных фондов и многим другим вопросам, оказывающим решающее значение на его успешное функционирование.

Отраслевые особенности, степень  неопределенности внешней среды, уровень  конкурентоспособности предприятия, степень адаптации к рынку  определяют темпы развития предприятия  и специфику принимаемых стратегических решений.

Необходимость в стратегическом управлении возникает тогда, когда на деятельность хозяйствующего субъекта оказывают  влияние факторы внешней среды  с повышенным уровнем неопределенности. Стратегическое управление не вырабатывает перечень конкретных мероприятий, выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей, а на основе подробного анализа внешней и внутренней среды формирует механизм поведения предприятия в постоянно меняющихся условиях.

Для реализации управления необходимы следующие действия: разработка перечня основных направлений предполагаемых изменений во внешней и внутренней среде; оценка вариантов управленческих решений достижения поставленных целей; выбор оптимального варианта, экономически, технологически и социально значимого.

В долгосрочном периоде при высокой  неопределенности внешней среды  спрогнозировать даже основные данные развивающегося субъекта представляется затруднительным.

Методы обоснования инновационной  стратегии предприятий, определяющие позицию предприятия на конкретном рынке и влияющие на норму прибыли. К ним относятся:

1) Инновационный потенциал отрасли,  предприятия, организаций-смежников,  наличие научно-технического задела; доступ к современной информации в научно-технической сфере; наличие высококвалифицированных кадров; способность к решению инновационных задач, в том числе и организации освоения инновации.

2) Производственно-технический потенциал предприятия – наличие современного, прогрессивного оборудования, инструмента, технологических процессов и грамотное их использование; доступ к квалифицированной рабочей силе; доступ к качественным производственным ресурсам; наличие системы качества; способность к перестройке производственного процесса в соответствии с требованиями рынка.

  1. Экономический потенциал предприятия – низкие издержки; благоприятное географическое положение; финансовое положение, обеспечивающее возможность маневра (расширение и диверсификация производства, переключение на новые товары, новые рынки, разработку и реализацию инвестиционных проектов).
  2. Маркетинговый потенциал предприятия – наличие эффективной маркетинговой стратегии; наличие квалифицированных специалистов; развитая товаропроводящая сеть; низкие сбытовые издержки; наличие сервисного обслуживания.

Информация о работе Инновационная стратегия предприятия (на примере ОАО «Березовский КСИ»)