Использование лизинга как формы финансирования авиастроительной отрасли в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Лизинг продолжает являться альтернативным механизмом финансирования предприятий. Сложившаяся ситуация в экономике инициирует поиск путей и способов использования лизинга как стимулятора производства, что говорит об актуальности данной темы на современном этапе развития экономики.
Цель работы — рассмотреть современное состояние авиационной отрасли и применения лизинга в ней как формы финансирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..2
1. Анализ состояния авиастроительной отрасли РФ на современном этапе
1.1. Характеристика современного состояния авиастроительной отрасли РФ…………….........4
1.2. Финансирование авиастроительной отрасли РФ: потребности и источники………............6
2. Экономическая сущность лизинга.
2.1. Понятие и формы лизинга…………………………………………………………….............10
2.2. Механизм взаимодействия участников лизинговой сделки………………………………..13
2.3. Анализ нормативно-правовой базы в сфере лизинговых отношений……………………..21
3. Возможности использования лизинга в развитии авиастроительной отрасли на примере деятельности ЗАО ИФК “Авиализинг” .
3.1. Общая характеристика компании ЗАО ИФК “Авиализинг”……………………………….27
3.2. Взаимодействие ЗАО ИФК «Авиализинг» с предприятиями авиастроительной отрасли……………………………………………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

с исправлениями 2курс.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Использование лизинга  как формы финансирования авиастроительной отрасли в РФ

 

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………………………………………..2

 

1. Анализ состояния авиастроительной  отрасли РФ на современном  этапе

1.1. Характеристика современного  состояния авиастроительной отрасли РФ…………….........4

1.2. Финансирование авиастроительной отрасли РФ: потребности и источники………............6

 

2. Экономическая сущность  лизинга.

2.1. Понятие и формы лизинга…………………………………………………………….............10

2.2. Механизм взаимодействия участников лизинговой сделки………………………………..13

2.3. Анализ нормативно-правовой  базы в сфере лизинговых отношений……………………..21

 

3. Возможности использования  лизинга в развитии авиастроительной  отрасли на примере деятельности  ЗАО ИФК “Авиализинг” .

3.1. Общая характеристика компании ЗАО ИФК “Авиализинг”……………………………….27

3.2. Взаимодействие ЗАО  ИФК «Авиализинг» с предприятиями  авиастроительной отрасли……………………………………………………………………………………………...29

 

Заключение…………………………………………………………………………………………32

 

Список литературы………………………………………………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Создававшийся десятилетиями научно-технический  и производственный потенциал авиационной  промышленности, обеспечивающий России место одной из ведущих авиационных  держав в мире, является ценнейшим  достоянием страны. Авиационная промышленность остается одной из отраслей промышленности, способных создавать высокотехнологичную продукцию на мировом уровне.

Однако за последние  годы в результате перемен в экономике  и социальной сфере, падения платежеспособного  спроса населения, появления сложностей в процессе адаптации к сформировавшимся в стране рыночным условиям и издержек реорганизации гражданская авиация и авиационная промышленность России оказались в тяжелом положении.

Состояние отрасли, характеризуемое  все возрастающим отставанием от мирового уровня в технологическом развитии научно-исследовательского, проектного и производственного секторов, а также большими кадровыми потерями – как в количественном отношении, так и в отношении владения современными конструкторскими и производственными навыками,- создает реальные угрозы сокращения доходов от экспорта авиационных вооружений и дальнейшей утраты рынков сбыта гражданской авиатехники. Развитие указанных тенденций является неприемлемым ввиду невозможности попадания в иностранную зависимость в обеспечении Вооруженных Сил авиационными вооружениями и нецелесообразным в свете потенциальных возможностей отрасли повысить высокотехнологическую составляющую ВВП, отойти от сырьевой модели развития экономики страны, обеспечить опережающий рост экспорта машинотехнической продукции и развитие импортозамещения. Необходимость и целесообразность преодоления кризисных тенденций в отечественной авиационной промышленности, с одной стороны, и острый текущий дефицит внутренних ресурсов для саморазвития, с другой стороны, не оставляют альтернативы участия Правительства Российской Федерации в решении системных проблем отрасли. Степень изношенности основных средств это одно из основных препятствий развития бизнеса в России. К началу 2004 года в целом по России 38,2% основных фондов составляют машины и оборудование, выпущенные более 20 лет назад .

Востребованность лизинга как  механизма альтернативного финансирования основных средств постоянно возрастает. Это связано и с тем, что  Правительство РФ озабочено проблемой экономического роста России. Лизинг это эффективный способ приобретения основных средств предприятиями. Кроме того, это реальный инвестиционный механизм, который может сыграть значительную роль в процессе обновления основных фондов российских предприятий. В конце 2001 года большую активность в сфере лизинга стало проявлять государство. Заработала программа государственной поддержки лизинга в агропромышленном комплексе и авиастроении (самолеты ТУ-204).

Лизинг продолжает являться альтернативным механизмом финансирования предприятий. Сложившаяся ситуация в экономике инициирует поиск путей и способов использования лизинга как стимулятора производства, что говорит об актуальности данной темы на современном этапе развития экономики.

Цель работы — рассмотреть современное состояние авиационной отрасли и применения лизинга в ней как формы финансирования.

Задачи, которые предполагается решить в процессе выполнения работы:

    • Анализ состояния авиационной промышленности, выявление проблем и путей их решения
    • Рассмотрение форм и видов лизинга
    • Рассмотрение функционирования механизма лизинга
    • Рассмотрение законодательных основ лизинга в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ состояния  авиастроительной отрасли РФ  на современном этапе.

 

1.1.Характеристика современного состояния авиастроительной отрасли.

 

 В связи со сложившимся  в экономике страны в последние  годы тяжелым положением, значительным  сокращением внутреннего валового  продукта, реальных доходов населения  резко сократился платежеспособный  спрос на авиационные перевозки, работы и услуги. В результате этого рынок авиационных перевозок существенно деформировался. По сравнению с 1990 годом в 4 раза сократился объем авиационных перевозок.

Вместе с тем значительно  возросло количество отечественных  коммерческих авиационных компаний, конкурирующих на рынке авиационных перевозок. При этом из 294 авиационных компаний 36 выполняют 94 процента объема работ и только одна треть компаний работает на регулярной основе.

Парк самолетов гражданской  авиации морально и физически  устарел. Свыше 70 процентов пассажирских самолетов эксплуатируются более 10 лет, их технический и эксплуатационный уровень не соответствует современным стандартам, особенно в области авионики и авиационных двигателей.

Вместе с тем у большинства  авиационных компаний, занимающих ведущее место на рынке авиационных перевозок, отсутствуют необходимые финансовые средства для обновления парка воздушных судов. По этой же причине авиационные компании не в состоянии в полной мере организовать дежурство поисково-спасательных воздушных судов, что существенно снижает уровень поисково-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации.

Крайне сложная ситуация сложилась  в области организации управления воздушным движением.

Критическое положение, связанное  с кризисом рынка авиационных перевозок, сложилось и на рынке отечественной гражданской авиационной техники.

Авиационная промышленность России, несмотря на глубокие экономические  трудности, пока еще сохраняет свой базовый научно-технический и  производственный потенциал, позволивший создать и сертифицировать в последние годы ряд образцов гражданской авиационной техники, не уступающих мировым аналогам.

Однако объем продажи отечественной  гражданской авиационной техники  сократился по сравнению с началом 90-х годов более чем в пять раз, что объясняется падением пассажирооборота, отсутствием финансовых возможностей у отечественных авиационных компаний для переоснащения парка воздушных судов, отсутствием в стране системы авиационного лизинга.

В то же время  в ущерб национальным интересам страны на внутренний рынок России активно вторгаются иностранные производители авиационной техники и авиационные компании, несмотря на наличие конкурентоспособных воздушных судов отечественного производства нового поколения.

Недостаточно  осуществляется экспорт гражданских самолетов. Основной причиной сложившегося положения является крайне ограниченное финансирование авиационной деятельности в сочетании с неэффективным государственным регулированием.

 

 В настоящее  время основными проблемами авиапромышленного комплекса являются:

 

1) кризис внутреннего  рынка гражданской авиационной  техники, связанный с отсутствием  у авиационных компаний необходимых  средств для обновления парка  эксплуатируемых воздушных судов;

2) отсутствие  в авиапромышленном комплексе собственных финансовых ресурсов, необходимых для его развития;

3) резкое сокращение  экспорта гражданских воздушных  судов; 

4) неразвитость  кредитных механизмов финансирования  производства и поставки (продажи), а также реализации финансового  лизинга отечественной авиационной техники;

5) отсутствие  стимулов для отечественных и  иностранных финансовых структур  к вложению инвестиций в авиационно-строительную  промышленность на условиях, близких  к условиям получения финансовых  ресурсов иностранными производителями авиационной техники;

6) организационная  раздробленность комплекса после  первого этапа акционирования  и приватизации;

7) недостаточное  и неполное финансирование работ,  предусмотренных Президентской  федеральной целевой программой  развития гражданской авиационной техники России до 2000 года, что привело к несоблюдению сроков выполнения ряда работ по созданию нового поколения отечественных гражданских воздушных судов;

8) падение интеллектуального  потенциала научно-исследовательских  институтов, конструкторских бюро и предприятий, производящих серийную продукцию, прерывание процесса смены поколений авиационных ученых, инженеров, техников и высококвалифицированных рабочих;

9) усиление конкуренции  как на внешнем, так и на  внутреннем рынке со стороны  зарубежных авиапромышленных компаний;

10) обострившаяся  в последнее время борьба за  права собственности и отсутствие  контроля за предприятиями и  организациями авиационной промышленности.

 

  В настоящее время основными  проблемами гражданской авиации  являются:

 

1) снижение объемов авиационных  перевозок; 

2) физический и моральный износ  парка гражданских воздушных  судов, несоответствие технико-экономических  характеристик эксплуатируемых  воздушных судов предыдущего  поколения современным мировым  требованиям; 

3) структурная раздробленность отечественных авиационных предприятий (авиакомпаний, организаций обеспечения и т.д.), неспособных в ряде случаев обеспечить требуемый уровень услуг при осуществлении авиационных перевозок;

4) отставание развития материально-технической базы объектов авиационной инфраструктуры от современных требований;

5) отсутствие у авиационных компаний  финансовых ресурсов для модернизации  основных фондов;

6) незавершенность формирования  нормативно-правовой базы в области  системы обязательной сертификации (аттестации). 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1http://politechnik.ru

 

1.2.Финансирование авиастроительной  отрасли РФ.

 

Финансирование мероприятий Программы  развития гражданской авиационной  техники России и Программы развития гражданской авиации Российской Федерации за счет средств федерального бюджета осуществляется через уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в пределах средств, предусматриваемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на реализацию указанных программ, исходя из ресурсных возможностей экономики.

Отправным пунктом для разработки Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2015 года стал глубокий анализ текущего состояния авиационной промышленности с точки зрения ее возможностей удовлетворять потребности государства в авиационной технике и продвигать продукцию отрасли на коммерческие авиарынки.

Достижение ожидаемого результата реализации Стратегии – принципиального  изменения конкурентной позиции  авиапромышленности России на мировом авиарынке – планируется обеспечить в рамках частно-государственного партнерства и широкого вхождения российской авиапромышленности в международную кооперацию. В рамках такого сценария развития возникают новые возможности и мотивации по отношению к сценарию развития отрасли только за счет средств государственного бюджета и в рамках только государственной системы управления. В указанном партнерстве государство обеспечивает концентрацию ресурсов на инфраструктурных и перспективных продуктовых проектах. Негосударственные собственники авиастроительных активов привносят в партнерство частные инвестиции и технологии управления коммерческими проектами в сферах гражданского авиастроения и военно-технического сотрудничества. Иностранные партнеры – современный менеджмент авиастроительных проектов, отсутствующие в России технологии, содействие в проникновении на зарубежные рынки и иностранные инвестиции.

Формирование частно-государственного партнерства и повышение уровня внебюджетного финансирования отрасли  не может произойти скачкообразно. Инвестиции в российскую авиационную промышленность в ее нынешнем состоянии еще длительное время будут оставаться высокорискованными и низкорентабельными, с длительным сроком окупаемости (не менее 7-12 лет), что обусловлено не только состоянием отрасли, но и объективно продолжительным циклом создания новой, конкурентоспособной авиатехники. Глубина кризиса отечественного авиастроения и специфика отрасли как таковой указывают на невозможность «догоняющего развития» без первоначального массированного государственного финансирования отрасли, прежде всего – для коренного улучшения инфраструктуры авиапромышленности и реализации перспективных проектов, создания «прорывных» образцов авиатехники, обладающих принципиально новыми свойствами, функциями и возможностями.

В рамках реализации Стратегии перед  государством и создаваемым по его  инициативе частно-государственным  партнерством стоят следующие шесть  основных задач:

1. Проведение реалистичной продуктовой  политики, обеспечивающей достижение ожидаемого результата реализации Стратегии.

Информация о работе Использование лизинга как формы финансирования авиастроительной отрасли в РФ