Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 18:32, курсовая работа
Цель работы – анализ моделей макроэкономического равновесия, которые были разработаны различными исследователями, влияние макроэкономического равновесия на устойчивость развития экономики. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие совокупного спроса и его составляющие элементы; рассмотреть понятие совокупного предложения и факторы, влияющие на него; дать определение макроэкономическому равновесию; рассмотреть модели макроэкономического равновесия; рассмотреть концепции устойчивого развития экономики.
Введение.
Известно, что мечтой любого экономиста является создание теории, которая имела бы на все вопросы четкие и однозначные ответы. Мечтой любого правительства является экономист, который бы создал такую теорию. К сожалению, проблема макроэкономического равновесия до сих пор остается актуальной для всего мирового хозяйства.
Макроэкономическое равновесие являет собой загадку, решение которой оказало бы грандиозный эффект на всё понимание экономики как науки. С его помощью можно обуздать инфляцию и уничтожить безработицу, бороться с экономическими кризисами и спадами национальных экономик. Можно было бы узнать безошибочный рецепт экономического процветания и роста. Поднять экономики беднейших стран мира. Правильно распорядиться природными ресурсами и еще много проблем осталось бы в прошлом.
Одной из основных целей государственной экономической политики является создание и поддержание макроэкономического равновесия в национальной экономике, так как экономика в состоянии равновесия способна обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов и, соответственно, максимальное удовлетворение общественных потребностей.
Проблема совокупного спроса и совокупного предложения, а точнее, их макроэкономического равновесия является актуальной для любого государства. Пример экономического развития многих западных стран свидетельствует о том, что рост валового национального продукта ведёт к общему росту цен на производимую продукцию, а отсутствие контроля за данным процессом со стороны государства приводит к нежелательным последствиям. Всё это и обуславливает важность исследования макроэкономического равновесия.
Достижение макроэкономического равновесия как одновременного равновесия на всех рынках, т.е. как равновесия экономической системы в целом – практически трудно реализуемая задача. Ее решение особенно осложнено в условиях преимущественно интенсивного типа экономического роста, для которого характерны существенные количественные и качественные изменения во всех социально-экономических взаимосвязях. Вместе с тем достижение макроэкономического равновесия настолько важно для эффективного развития социально-экономической системы, что эта проблема не может оставаться вне внимания экономической теории и практики. Ведь достижение макроэкономического равновесия означало бы пропорциональность в производстве и потреблении, предложении и спросе, производственных затратах и результатах, материально-вещественных и денежных потоков. Это означало бы в конечном счете реализацию экономических интересов каждого из хозяйствующих в макросистеме субъектов при их взаимной согласованности.
Другими словами, макроэкономическое равновесие – это оптимальное соотношение во всей системе социально-экономических количественных и качественных взаимосвязей в национальной экономике. Этот оптимум служит обобщающим показателем экономически и социально эффективного функционирования системы на уровне страны. Однако попытки достижения оптимума – это стремление к достижению идеального состояния в социально-экономическом развитии системы, которое практически неосуществимо. Вместе с тем, несмотря на невозможность практического решения проблемы макроэкономического равновесия не только в рыночной, но и директивно-плановой системе, экономическая наука предпринимает все более успешные попытки объективного осмысления функциональных социально-экономических взаимосвязей на макроуровне в условиях рыночных отношений. Эти исследования носят не только познавательный, но и прикладной характер: объективно понять, в меру возможного количественно оценить пропорциональные взаимосвязи с тем, чтобы повысить эффективность государственного регулирования и предельно снизить социально-экономические потери от макроэкономической диспропорциональности.
Цель работы – анализ моделей макроэкономического равновесия, которые были разработаны различными исследователями, влияние макроэкономического равновесия на устойчивость развития экономики. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие совокупного спроса и его составляющие элементы; рассмотреть понятие совокупного предложения и факторы, влияющие на него; дать определение макроэкономическому равновесию; рассмотреть модели макроэкономического равновесия; рассмотреть концепции устойчивого развития экономики.
В связи с глобализацией мировой экономики и всё более тесной интеграцией национальных хозяйств вопрос о том, как развиваться наиболее эффективно остается открытым.
В данной работе излагаются основные теории макроэкономического равновесия, которые получили наибольшее признание в мире экономистов. Важно рассматривать общее равновесия, то есть когда используются категории совокупного предложения и спроса – макроэкономического равновесия – здесь можно выделить два принципиальных взгляда на достижения такого равновесия. Первый – это классический взгляд, основан на том, что равновесие установится само в силу законов рынка, то есть без вмешательства государства. Второй – кейнсианский, основан на том, что без вмешательства государства достижение макроэкономического равновесия невозможно.
1. Макроэкономическое равновесие.
1.1. Понятие макроэкономического равновесия.
Макроэкономическое равновесие понимается как достижение равенства совокупного спроса и предложения. Анализ равновесия на национальном рынке осуществляется путем совмещения в одних осях координат графиков совокупного спроса и совокупного предложения. Рыночная система будет находиться в состоянии равновесия, если при действующем уровне цен в экономике величина предполагаемого объема производства в экономике равна величине совокупного спроса.
Макроэкономическое равновесие – это такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между:
- ресурсами и их использованием;
- факторами производства и результатами их использования;
- совокупным производством и совокупным потреблением;
- совокупным предложением и совокупным спросом;
- материально-вещественными и финансовыми потоками.
Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики. Такое равновесие – это экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических потрясений. В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы. В реальной жизни происходят разнообразные нарушения требований такой модели. Но значение теоретических моделей макроэкономического равновесия позволяет определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных, найти пути реализации оптимального состояния экономики.
В экономической науке существует множество моделей макроэкономического равновесия, отражающих взгляды разных направлений экономической мысли на эту проблему:
Ф. Кенэ – модель простого воспроизводства на примере экономики Франции XVIII столетия;
К. Маркс – схемы простого и расширенного капиталистического общественного воспроизводства;
В. Ленин – схемы капиталистического общественного расширенного воспроизводства с изменением органического строения капитала;
Л. Вальрас – модель общего экономического равновесия в условиях действия закона свободной конкуренции;
В. Леонтьев – модель «затраты – выпуск»;
Дж. Кейнс – модель краткосрочного экономического равновесия.
Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой общественного воспроизводства. Различают идеальное и реальное равновесие. Идеальное – достигается в экономическом поведении индивидов при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах, сферах народного хозяйства. Достижение такого равновесия предполагает соблюдение следующих условий воспроизводства: все индивиды должны найти на рынке предметы потребления; все предприниматели должны найти на рынке факторы производства; весь продукт прошлого года должен быть реализован.
Идеальное равновесие исходит из предпосылок идеальной конкуренции и отсутствии побочных эффектов, что в принципе не реально, так как в реальной экономике не существует таких явлений как совершенная конкуренция и чистый рынок. Кризисы и инфляция выводят экономику из состояния равновесия.
Реальное макроэкономическое равновесие – равновесие, устанавливающееся в экономической системе в условиях несовершенной конкуренции и при внешних факторах воздействия на рынок.
Различают частичное и полное равновесие: частичным называется равновесие на отдельно взятом рынке товаров, услуг, факторов производства; полное (общее) равновесие есть одновременное равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы целиком, или макроэкономическое равновесие.
Полное экономическое равновесие – структурный оптимум хозяйственной системы, к которому общество стремится, но никогда его полностью не достигает в связи с постоянным изменением самого оптимума, идеала пропорциональности.
1.2. Теории макроэкономического равновесия.
Макроэкономический анализ равновесия осуществляется при помощи агрегирования, или формирования совокупных показателей, называемых агрегатами. Важнейшими агрегатами являются: реальный объем национального производства, объединяющий равновесные количества товаров и услуг; уровень цен (агрегатные цены) всей совокупности товаров и услуг.
Рассмотрим классическую школу. Эта школа экономической мысли утверждает, что вся кривая совокупного предложения является вертикальной. Эта концепция исходит из посылки, что экономика работает на полную мощность при полной занятости ресурсов. В таких условиях за короткий срок невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства, даже если к этому объему побуждает увеличение совокупного спроса. Отдельные фирмы могут попытаться увеличить производство, предлагая более высокие цены за ресурсы, но тем самым они уменьшают объемы производства других фирм. Усиление конкуренции на рынке ведет к повышению цен и является фактором инфляции. Таким образом, изменение совокупного спроса может только привести к повышению цен и не затрагивает объемов производства и уровня занятости.
Классическая (и неоклассическая) точка зрения состоит в том, что рыночная экономика не нуждается в государственном регулировании совокупного спроса и совокупного предложения. Эта позиция основана на тезисе о рыночной системе как самонастраивающейся структуре. Рыночная экономика защищена от спада, поскольку механизмы саморегулирования постоянно приводят объем выпускаемой продукции к уровню соответствующему полной занятости. Инструментами саморегулирования служат цены, заработная плата и процентная ставка, колебания которых в условиях конкуренции уравнивают спрос и предложение на товарном, ресурсном и денежном рынках и приведут к ситуации полного и рационального использования ресурсов.
1.3. Совокупный спрос и его структура
Издавна замечено, что количество благ, которое покупатели запрашивают у продавцов для приобретения (величина спроса), прямо зависит от уровня цены, по которой такая покупка возможна. Величина спроса – это количество товара конкретного вида (в натуральном измерении), которое покупатели готовы приобрести на протяжении того или иного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара. Зависимость величины покупок на товарном рынке от уровней цен экономисты назвали спросом. Спрос – сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих – экономическую логику поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.
Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен – к ее увеличению (при прочих равных условиях).
Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение «цена - полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.
Кроме полезности товара и его цены, также влияют на формирование спроса следующие факторы: доходы покупателей; цены на дополняющие или заменяющие товары; ожидания относительно динамики цен в будущем; численность и возраст покупателей; привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие факторы (сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.).
Совокупный спрос (AD) – сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос – модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен. Покупателями на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта: домохозяйства, фирмы, государство и заграница. Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого из них. Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится объём больше половины конечного совокупного спроса. Выделяют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ: