Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:47, контрольная работа
В последнее время актуальными вопросами, обсуждаемыми отечественными политиками, социологами и экономистами, являются проблемы влияния мирового финансового кризиса на экономику России и собственно ее развитие на основе внедрения инноваций, роста производительности труда. Очевидно, что свою лепту в это развитие может внести малый бизнес (малое предпринимательство). Все вышеперечисленные факты обуславливают целесообразность проведения в данной работе анализа специфики развития малых предприятий в нашей стране и необходимость показать возможности расширения сферы малого предпринимательства. Это и является целью работы.
Введение…..…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Специфика малых предприятий в России ……................................... 4
1.1 Понятие малого предприятия ...................................................................... 4
1.2 Региональная специфика малого предпринимательства в России……....7
Глава 2. Проблемы и перспективы малого бизнеса в России...………………12
2.1 Проблемы становления и развития малого бизнеса в России ..……….12
2.2. Перспективы развития малого бизнеса в России ……..………………..16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы...…………………………………………22
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
" Ярославский государственный технический университет"
Кафедра экономической теории
Проверил
доцент кафедры
экономической теории
Фомина Эльвира Георгиевна
Оценка____________
«__» ________2013г.
Контрольная работа
по дисциплине: «Микроэкономика»
тема: « Малый бизнес и его проблемы »
Выполнил
студент (ка) гр. ДСЭ-26
Лебедева О.А.
«___» ______ 2013г.
Ярославль 2013
Введение…..…………………………………………………
Глава 1. Специфика малых
предприятий в России ……............................
Глава 2. Проблемы и перспективы малого бизнеса в России...………………12
2.1 Проблемы становления и развития малого бизнеса в России ..……….12
2.2. Перспективы развития малого бизнеса в России ……..………………..16
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы...…………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место исчезающих или испытывающих значительные трудности крупных предприятий, относящихся ко многим важным отраслям промышленности? Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях глубокого экономического кризиса, который привел к банкротству или существенному сокращению деятельности большого числа крупных компаний, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Одной из форм такой поддержки и могла бы быть активизация малого предпринимательства. Для отечественной экономики это стало бы благом, потому что привело бы к появлению новых вакансий на рынке труда, принесло реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая существенный разрыв в развитии между Москвой и другими регионами Российской Федерации. Наконец, одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого бизнеса неизбежно ведёт к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватает экономике России. Да и приспосабливаемость у малых предприятий выше - ими легче управлять в условиях нестабильной внешней среды.
Актуальность работы обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Малые предприятия, являясь важной частью хозяйственной структуры, повышают гибкость и адаптивность экономики, способствуют развитию конкуренции, создают особую инновационную среду, укрепляют социальную стабильность, способствуют переходу к ресурсосберегающему типу экономического роста и др. Сегодня сектор малого предпринимательства производит основную часть ВВП во многих промышленно развитых странах (от 40% в США, до 70% в среднем по странам ЕС), обеспечивает работой большую часть трудоспособного населения (от 54% в США до 72% в среднем по странам ЕС), осуществляют большую часть всех инноваций. В пользу эффективности этих форм бизнеса говорит тот факт, что на 1 доллар затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели1.
Россия не должна быть
в этом смысле исключением, так как
осознание специфики российског
Положительная роль развития предприятий малого бизнеса несомненна, но, тем не менее, в России наблюдается ярко выраженная неразвитость данного сектора экономики. В свете реформирования экономической системы и так и не доведенного до конца перехода к рыночной модели малым предприятиям следует уделять особое внимание.
В последнее время актуальными вопросами, обсуждаемыми отечественными политиками, социологами и экономистами, являются проблемы влияния мирового финансового кризиса на экономику России и собственно ее развитие на основе внедрения инноваций, роста производительности труда. Очевидно, что свою лепту в это развитие может внести малый бизнес (малое предпринимательство).2
Все вышеперечисленные
факты обуславливают
Глава 1. Специфика малых предприятий в России.
Как явствует из самого определения,
«малый бизнес» – это
- численность персонала;
- размер уставного капитала;
- величина активов;
- объем оборота (прибыли, дохода).
Фирма, находящаяся в единоличном владении, - наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Но, конечно, малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь начало деятельности ставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому теоретически начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных. Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие становится банкротом не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.
Отсюда можно говорить о трех моделях развития мелкого предпринимательства:
· консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;
· медленное расширение деловой активности;
· быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.
Термин «малое предприятие» впервые появился в документе Совета Министров СССР в 1989 г. (протокол 114 от 06.06.1989 г.). Согласно данному протоколу к малым предприятиям относились юридические лица с бесцеховой структурой и с числом работающих до 100 человек. Нормативное закрепление термин «малое предприятие» впервые получил в Законе СССР от 04.06.1990 г. 1529-1 «О предприятиях в СССР»: предприятие может быть отнесено к малым независимо от форм собственности в соответствии с численностью его работников и объемом хозяйственного оборота. В дальнейшем, постановлением Совета министров СССР от 08.08.1990 г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий», численность работающих была существенно дифференцирована в зависимости от основного вида деятельности предприятия - от 15 до 200 человек. В данном постановлении критерий «объем оборота» лишь декларировался, его конкретная величина должна была вводиться постановлениями (законами) на уровне союзных республик. Уточнение критериев отнесения предприятий к малым было продолжено постановлением Совета министров РСФСР от 18.07.1991 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР»: были изменены лимиты по видам деятельности, а критерий «объем оборота» не был введен, поскольку в условиях инфляции это было бессмысленно.
Впоследствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Очевидно, что ранее действовавший Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» не обеспечивал надлежащего уровня правового регулирования предпринимательских отношений, который бы соответствовал современным требованиям развития российского общества. Отдельные положения данного закона, закрепляющие те или иные меры государственной поддержки малого предпринимательства, носили декларативный характер. Указанные обстоятельства обусловили необходимость совершенствования законодательства о малом предпринимательстве, в результате чего Государственная Дума РФ в 2007 году приняла новый закон о малых предприятиях. Таким образом, нормативно-правовой основой дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства с 1 января 2008 года стал Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 2 августа 2009 г., 6 декабря 2011 г).
В соответствии с этим законом к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
а) микропредприятия - 60 млн. рублей;
б) малые предприятия - 400 млн. рублей;
в) средние предприятия - 1000 млн. рублей
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных для соответствующих категорий, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.