Международное сотрудничество Республики Беларусь в области связи и информатизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

В век высоких технологий и революционных изобретений эта отрасль международных экономических отношений становится все более актуальной, в том числе и для экономики России, страны, которая обладает весьма значительным потенциалом нематериальных активов, хоть и пока не имеет эффективно отлаженной системы торговли технологиями и ноу-хау с зарубежными партнерами, т. к. в обозримом прошлом эта сфера деятельности полностью находилась в безраздельном ведении государства. Однако есть вполне отчетливые перспективы для развития и есть основания полагать, что постепенно Россия выйдет на один уровень с наиболее развитыми странами в области международного экспорта и импорта лицензий, т.к. это просто необходимо для полноценного развития экономики страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
1 Особенности мирового рынка технологий…………………5
2 Основные формы международной передачи технологий………………………………………………………………………………….16
2.1 Лицензионная торговля…………………………….…………………...16
2.2 Франчайзинг……………………………………………………………….22
2.3 Инжиниринг……………………………………………………………….23
2.4 Консалтинг………………………………………………………………...24
2.5 Контракты «под ключ»…………………………………………………...24
2.6 Контракты на управление………………………………………………...25
2.7 Международное техническое содействие……………………………….26
3 Государственное регулирование рынка объектов интеллектуальной собственности………………………………………28
4 Международное сотрудничество республики беларусь в области связи и информатизации………………………………….40
4.1 Международные организации……………………………………………40
4.2 Двустороннее сотрудничество…………………………………………...46
4.3 Внешнеэкономическая деятельность……………………………………49
Заключение……………………………………………………………….50
Список использованных источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач мо международной торговле - Каверзина.docx

— 91.02 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….....3

1 Особенности  мирового рынка технологий…………………5

2 Основные  формы международной передачи  технологий………………………………………………………………………………….16

2.1 Лицензионная торговля…………………………….…………………...16

2.2 Франчайзинг……………………………………………………………….22

2.3 Инжиниринг……………………………………………………………….23

2.4 Консалтинг………………………………………………………………...24

2.5 Контракты «под ключ»…………………………………………………...24

2.6 Контракты на управление………………………………………………...25

2.7 Международное техническое  содействие……………………………….26

3 Государственное  регулирование рынка объектов  интеллектуальной собственности………………………………………28

4 Международное  сотрудничество республики беларусь  в области связи и информатизации………………………………….40

4.1 Международные организации……………………………………………40

4.2 Двустороннее сотрудничество…………………………………………...46

4.3 Внешнеэкономическая деятельность……………………………………49

Заключение……………………………………………………………….50

Список использованных источников…………………………52

 

 

Введение

 

 Научно-техническая революция  и развитие производительных  сил ведут к все большему углублению международного разделения труда. В этих условиях торгово-экономические отношения между странами характеризуются быстрым расширением научно-технического и производственного сотрудничества, значение которого намного больше коммерческого эффекта, получаемого от передачи или приобретения технологии на тех или иных коммерческих условиях.

 Именно посредством  технологического обмена можно  решить вопросы повышения технологического  уровня тех или иных отраслей  и народного хозяйства в целом, задачи ускоренного технологического перевооружения экономики, расширения возможностей экспорта и сокращения импорта, развития технико-экономических связей между странами на основе специализации и кооперации при производстве различных видов продукции.

 В сферу технологического  обмена вовлечены все важнейшие  формы человеческой деятельности (наука, техника, производство, управление), начиная с теоретических закономерностей познания природы (наука), опыта ее преобразования (техника) и до создания материальных средств и благ (производство) с совершенствованием способов рациональных действий при решении производственных и других задач (управление). При этом в обмен могут быть включены как одновременно все четыре формы человеческой деятельности, так и их любые сочетания.

 Если выделить из области торгово-экономических отношений обмен сырьевыми и продовольственными товарами, которые так или иначе связаны с географическими, климатическими условиями и наличием полезных ископаемых, то оставшаяся часть внешнеэкономических связей в сегодняшнем мире явится следствием международного разделения труда, базирующегося на неравномерном развитии различных видов технологии, уровень которой определяет конкурентоспособность товаров на рынке, их качество и себестоимость, а, следовательно, и получение прибыли при реализации.

 Если же исключить  товары широкого потребления, то  оставшаяся часть международного  экономического обмена будет  представлять собой обмен технологией либо в "чистом виде" - в виде знаний, опыта и научно-технической информации, либо "овеществленной" в материалах, машинах и оборудовании. Эта часть внешнеэкономических связей представляет собой обширную сферу обмена, конечная цель которого, с одной стороны, повышение технического и технологического уровня производства, с другой - получение прибылей.

 В век высоких технологий и революционных изобретений эта отрасль международных экономических отношений становится все более актуальной, в том числе и для экономики России, страны, которая обладает весьма значительным потенциалом нематериальных активов, хоть и пока не имеет эффективно отлаженной системы торговли технологиями и ноу-хау с зарубежными партнерами, т. к. в обозримом прошлом эта сфера деятельности полностью находилась в безраздельном ведении государства. Однако есть вполне отчетливые перспективы для развития и есть основания полагать, что постепенно Россия выйдет на один уровень с наиболее развитыми странами в области международного экспорта и импорта лицензий, т.к. это просто необходимо для полноценного развития экономики страны.

 

1. Особенности  мирового рынка технологий 

 

 В международной экономике  технологии обычно рассматриваются  как развитой фактор производства, отличающийся высокой международной  мобильностью, а само понятие «технология» (technology) трактуется как совокупность научно-технических знаний, которые можно использовать при производстве товаров и услуг.

 Ускорение научно-технического  прогресса привело к созданию  во 2-ой половине XX в. нового мирового  рынка – технологического, который  функционирует наряду с мировыми рынками труда и капитала. Материальной основой возникновения и функционирования этого рынка является международное разделение технологий, которое представляет собой исторически сложившееся или приобретенное сосредоточение этого товара в отдельных странах.

 Неравномерность развития  научно-технического прогресса создает  значительные технологические различия между отдельными странами. Поэтому международное перемещение технологий сглаживает технологические различия между странами.

 Под понятием международного  технологического обмена в широком  смысле подразумевается проникновение  любых научно-технических знаний  и обмен производственным опытом  между странами, а в узком –  передача научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводству конкретных технологических процессов.

 Технологический обмен  в широком смысле осуществляется, как правило, в некоммерческих  формах:

 – научно-технические  публикации;

 – проведение выставок, ярмарок, симпозиумов;

 – обмен делегациями  и встречи ученых и инженеров;

 – миграция специалистов;

 – обучение студентов  и аспирантов;

 – деятельность международных  организаций по сотрудничеству  в области наук и техники  и др.

 Технологический обмен  в узком значении осуществляется, как правило, в коммерческих формах:

 – передача на условиях  лицензионных соглашений прав  пользования изобретениями (патенты, ноу-хау, зарегистрированные товарные  знаки, промышленные образцы), технической документации;

 – поставка машин  и различного промышленного оборудования;

 – оказание технической  помощи;

 – инжиниринговые  услуги;

 – экспорт комплектного  оборудования;

 – подготовка и  стажировка специалистов;

 – управленческие  контракты;

 – научно-техническое  и производственное кооперирование  и т.д.

 Передача технологии  в коммерческих формах подразумевает, что технология является специфическим товаром. Покупатель новой технологии получает в свое распоряжение научно-технические разработки и/или созданные производственно-технологические процессы. Использование таких разработок и процессов в качестве элементов производительного капитала позволяет выпускать товарную продукцию, обладающую повышенной конкурентоспособностью, и получать в течение продолжительного периода дополнительную прибыль вследствие ее уникальности либо меньших издержек производства в расчете на единицу готовой продукции.

 Повышенная конкурентоспособность  продукции, производимой с помощью новой технологии, находится в обратной зависимости от масштабов распространения (доступности) данной технологии. Дополнительная прибыль исчезает, как только технические усовершенствования становятся достоянием большинства предприятий данной отрасли или появляется еще более совершенная технология. Чем выше степень монополизации научно-технических знаний и производственно-управленческого опыта, тем сильнее позиции собственника технологии на товарном рынке. Таким образом, вполне понятно стремление стран и отдельных фирм, достигших высокого технического уровня, сохранить свою монополию на новые технологии.

 В то же время  технология как товар обладает  весьма высокой стоимостью, определяемой  большими затратами на НИОКР  и их внедрение. Перенесение этой  стоимости на конечную продукцию  происходит постепенно, после того  как огромные затраты уже произведены. Собственники новой технологии  заинтересованы в возмещении понесенных расходов, что может быть достигнуто либо при расширении собственного выпуска товаров на ее основе, либо при продаже этой технологии, пока она морально не устарела. Все это подталкивает их к ее возможно большей утилизации, как в своем производстве, так и путем продажи другим производителям аналогичных товаров. Технологии передаются двум основным группам покупателей:

 – зарубежным филиалам  или дочерним фирмам ТНК;

 – независимым фирмам.

 Новые технологии преимущественно  предоставляются ТНК своим филиалам или дочерним компаниям. Так, например, в 80-е годы на эту группу покупателей приходилось около 4/5 от суммы продаж технологий американских ТНК. Это связано с тем, что в результате передачи технологий филиалам:

 – в значительной  степени преодолевается противоречие  между необходимостью широкого использования новой технологии с целью получения максимальной прибыли и возникающей в связи с этим угрозой утраты монопольной собственности на научно-технические достижения;

 – сокращаются удельные  расходы на НИОКР и в то  же время исключаются утечки секретной информации за пределы ТНК;

 – увеличивается прибыль  материнских компаний, так как  во многих странах платежи за полученную новую технологию освобождаются от налогообложения. Принимающие страны часто ограничивают в различных формах импорт товаров и прямые иностранные инвестиции. При продаже технологии представляется возможность для проникновения на закрытый рынок другой страны, так как вслед за технологией в принимающую страну поступают товары и услуги.

 Продажа технологии  независимым компаниям означает  утрату монопольного права на ее использование. Кроме того, покупатель технологии, обладающий значительным научно-техническим потенциалом, может стать впоследствии серьезным конкурентом. Продавая технологии независимым компаниям, продавцы стремятся получить долю в акционерном капитале, объединить передачу технологии с поставками своего оборудования, а также компенсировать утрату технологической монополии путем получения максимальных доходов от продажи.

 Все формы технологического  обмена существуют не сами  по себе, а обусловлены содержанием технологий и отражают диалектический процесс ее зарождения, расцвета, старения и замены ее новой. Этапам цикла жизни технологий соответствуют ее следующие виды:

1-й этап – уникальная;

2-й этап – прогрессивная;

3-й этап – традиционная;

4-й этап – морально  устаревшая.

 К уникальным технологиям  относятся изобретения и другие  научно-технические разработки, защищенные  патентами или содержащие ноу-хау, что делает невозможным их  использование конкурирующими организациями. Данные технологии обладают новизной, наивысшим техническим уровнем, могут быть использованы в производстве на условиях исключительной монополии. Такие технологии создаются в результате НИОКР и изобретательской деятельности специалистов. При определении цены уникальной технологии на рынке учитывается ее способность создавать максимальную дополнительную прибыль ее покупателю.

 К прогрессивным технологиям  принадлежат разработки, обладающие  новизной и технико-экономическими преимуществами по сравнению с технологиями-аналогами, используемыми потенциальными покупателями новой технологии и их конкурентами. В отличие от уникальной технологии преимущества прогрессивной технологии имеют относительный характер. Прогрессивность той или иной технологии может проявляться в границах отдельных стран, различных фирм, в разных условиях ее применения. Указанные технологии не защищаются патентами и не обладают ярко выраженными ноу-хау, но достаточно высокие производственные преимущества, обеспечиваемые такими технологиями, гарантируют их покупателям получение дополнительной прибыли. Прогрессивные технологии могут быть созданы в результате не только научно-технической и изобретательской деятельности ученых и инженеров, но и «эволюции» уникальных нововведений, постепенно утрачивающих свою новизну.

 Традиционная (обычная) технология  представляет собой разработки, отражающие средний уровень производства, достигнутый большинством производителей продукции в данной отрасли. Такая технология не обеспечивает ее покупателю значительных технико-экономических преимуществ и качество продукции по сравнению с аналогичной продукцией ведущих производителей, и рассчитывать на дополнительную (сверх средней) прибыль в данном случае не приходится. Ее преимуществами для покупателя являются сравнительно невысокая стоимость и возможность приобретения проверенной в производственных условиях технологии. Традиционная технология создается, как правило, в результате устаревания и широкомасштабного распространения прогрессивной технологии. Продажа такой технологии обычно осуществляется по ценам, компенсирующим продавцу издержки на ее подготовку и получение средней прибыли.

Информация о работе Международное сотрудничество Республики Беларусь в области связи и информатизации