Международный валютный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:23, реферат

Краткое описание

МВФ был задуман как организация, призванные укреплять международное экономическое сотрудничество и содействовать созданию более стабильной и процветающей мировой экономики. Основные цели деятельности МВФ прописаны в уставе и остаются неизменны, однако работа формируется с учетом новых экономических тенденций и проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

Международный валютный фонд.docx

— 54.58 Кб (Скачать файл)

Международный валютный фонд (МВФ)

 

Международный валютный фонд (МВФ) был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир) как специализированное учреждение ООН, в рамках усилий, направленных на строительство новой, более стабильной международной экономической системы. Хотя МВФ является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций и участвует в работе Экономического и Социального Совета ООН, он действует независимо и имеет собственный устав, структуру управления и финансы. Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава.

Наиболее существенный вклад  в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 22 государства подписали 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ. Деятельность Фонд начал в мае 1946 г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г. в этом же году Франция взяла первый кредит.

На протяжении более 60 лет МВФ продолжает изменяться и перестраиваться. Со времени своего создания он формировался историей, и на нем сказывались экономические и политические идеи времени. В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран. 

Цели и функции МВФ

МВФ был задуман как  организация, призванные укреплять  международное экономическое сотрудничество и содействовать созданию более  стабильной и процветающей мировой  экономики. Основные цели деятельности МВФ прописаны в уставе и остаются неизменны, однако работа формируется  с учетом новых экономических  тенденций и проблем.

Официальные цели1:

  • Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.
  • Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.
  • Содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.
  • Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
  • За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.
  • В соответствии с вышеизложенным - сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

Для достижения вышеперечисленных целей МВФ  выполняет следующие функции:

  • содействие международному сотрудничеству в денежной политике
  • кредитование
  • стабилизация денежных обменных курсов
  • консультирование стран-дебиторов (должников)
  • разработка стандартов международной финансовой статистики
  • сбор и публикация международной финансовой статистики

Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов членам, испытывающим трудности с платежным балансом. Члены, заимствующие средства у Фонда, в свою очередь, соглашаются осуществлять политические реформы в целях  устранения причин, вызвавших такие  затруднения. Размеры заимствований  у МВФ ограничиваются пропорционально  квотам. Фонд также предоставляет  помощь на льготных условиях странам-членам с низким уровнем доходов.

 

Структура управления

Совет управляющих 

Совет управляющих является главным управляющим органом МВФ. Он состоит из одного управляющего и одного заместителя управляющего от каждого государства-члена. Управляющие назначаются государствами-членами, и обычно ими являются министр финансов или глава центрального банка страны.

Хотя  Совет управляющих передал большую часть своих полномочий Исполнительному совету МВФ, он сохраняет за собой право утверждать увеличение квот, распределение специальных прав заимствования (СДР), прием в организацию новых государств-членов, принудительное исключение государств-членов и внесение изменений в Статьи соглашения и Регламент.

Совет управляющих  также избирает или назначает  исполнительных директоров и является главным арбитром в вопросах, касающихся толкования Статей соглашения МВФ. Голосование  Совета управляющих проводится либо путем созыва совещания, либо дистанционно.

Советы управляющих МВФ  и Группы организаций Всемирного банка обычно проводят свои заседания  один раз в год, во время Ежегодных  совещаний МВФ–Всемирного банка, для обсуждения работы своих организаций. Ежегодные заседания, которые проходят в сентябре или октябре, обычно в течение двух лет проводятся в Вашингтоне, а на третий год в одном из других государств-членов.

Министерские комитеты

Советы управляющих имеют два  совещательных министерских комитета: Международный валютно-финансовый комитет (МВФК) и Комитет по развитию.

МВФК  состоит из 24 членов, которые избираются из общего числа 188 управляющих, и представляет все государства-члены. Его структура  повторяет структуру Исполнительного  совета, состоящего из 24 групп стран.

МВФК  заседает два раза в год, во время  Весенних и Ежегодных совещаний  МВФ–Всемирного банка. Комитет обсуждает вопросы глобальной экономики, представляющие общий интерес, и принимает рекомендации относительно направлений работы МВФ. По окончании каждого заседания Комитет издает коммюнике, в котором резюмируются его мнения. В этих коммюнике содержатся руководящие указания в отношении программы работы МВФ на следующие шесть месяцев, до следующих Весенних или Ежегодных совещаний. МВФК работает на основе консенсуса и не проводит формального голосования.

Комитет по развитию является совместным комитетом, и в его задачи входит предоставление рекомендаций Советам управляющих  МВФ и Всемирного банка по вопросам, касающимся экономического развития в  странах с формирующимся рынком и развивающихся странах. Комитет  состоит из 25 членов (обычно министров  финансов или министров развития). Он представляет все государства-члены  МВФ и Всемирного банка и, главным  образом, является форумом для формирования межправительственного консенсуса по особо важным вопросам развития.

Исполнительный совет 

Исполнительный совет МВФ, состоящий  из 24 членов, ведет повседневную деятельность МВФ. Существующая структура Совета была образована в 1992 году после расширения МВФ со вступлением в него бывших стран Советского Союза. Пять исполнительных директоров назначаются государствами-членами с пятью крупнейшими квотами (в настоящее время это Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция и Соединенное Королевство), а 19 избираются остальными государствами-членами. В соответствии с реформами, разработка которых в настоящее время завершается, все 24 директора будут избираться государствами-членами. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору. Часто группы формируются странами со схожими интересами и обычно из одного региона.

Совет обсуждает  все аспекты работы Фонда, от проводимой персоналом ежегодной «проверки  здоровья» экономики государств-членов до вопросов политики, касающихся всей глобальной экономики. Совет обычно принимает решения путем консенсуса, но иногда в нем проводится формальное голосование. По завершении большей  части формальных обсуждений Совет  издает так называемые резюме, в  которых подводятся итоги высказанных  мнений. Неформальные обсуждения могут  проводиться для рассмотрения в  предварительном порядке сложных  вопросов политики.

Руководство МВФ 

Директор-распорядитель МВФ является одновременно председателем Исполнительного совета МВФ и главой персонала МВФ. Директору-распорядителю в его работе помогают четыре заместителя директора-распорядителя.

Директор-распорядитель  назначается Исполнительным советом  на возобновляемый пятилетний срок. Двадцать четыре управляющих и исполнительных директора МВФ могут выдвигать  на эту должность граждан любого государства-члена Фонда. Хотя Исполнительный совет может избрать директора-распорядителя  большинством поданных голосов, в прошлом  Совет осуществлял такие назначения путем консенсуса.2

Уставный капитал и  заемные средства

Уставный  капитал составляет около 240 млрд СДР (1 СДР равняется примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.

Действующая формула расчета квот представляет собой средневзвешенное значение ВВП (с весом 50 процентов), открытости (30 процентов), экономической изменчивости (15 процентов) и международных резервов (5 процентов). Для этой цели ВВП измеряется как составной показатель ВВП  на основе рыночных обменных курсов (с  весом 60 процентов) и на основе обменных курсов по паритету покупательной способности (40 процентов).

Самым большим  количеством голосов в МВФ  обладают: США — 17,08 %(42,1 млрд СДР); Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %(6,46% - 2011); Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Китай — 2,94 % (6,394% - 2011); Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %. Величина квоты должна пересматриваться каждые пять лет.

В МВФ  действует принцип «взвешенного»  количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования  определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых»  голосов независимо от величины его  взноса в капитал и дополнительно  по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР  суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала (продавала) СДР, полученные ей при первичной эмиссии СДР, число её голосов увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на 1/4 от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал Фонда. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.

Устав МВФ  предусматривает, что в дополнение к собственному капиталу, являющемуся  главным источником финансирования, Фонд может использовать также заемные  средства. МВФ может делать заем как у государств и международных  организаций, так и на мировом  финансовом рынке. До настоящего времени  МВФ получал международные кредиты  от казначейств и центральных банков стран-членов, Швейцарии (не являвшейся до мая 1992 г. членом МВФ), а также Валютного агентства Саудовской Аравии. МВФ еще не пользовался услугами частных кредиторов.

В январе 1962 г. в Париже МВФ и десять государств - Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, США, Германия, Франция, Швеция и Япония, - образовавшие "группу 10", заключили Генеральное соглашение о займах (General Arrangements to Borrow - GAB). Оно предусматривает предоставление МВФ на постоянно возобновляемой основе займов дополнительных резервных средств на сумму до 6 млрд. дол. США в национальных валютах стран-участниц.

 

Кредитная деятельность МВФ

МВФ за счет собственных  или привлеченных ресурсов предоставляет  кредиты в иностранной валюте или СДР для выравнивания платежных  балансов стран-членов. Эта финансовая помощь помогает странам, стабилизировать свои валюты, продолжать оплачивать импорт и восстановить условия для активного экономического роста одновременно с принятием мер по исправлению первоначальных проблем. В отличие от банков развития МВФ не предоставляет кредиты на конкретные проекты. Кредитные операции осуществляются только с официальными органами стран-членов Фонда: казначействами, центральными банками, валютными стабилизационными фондами. Предоставление МВФ кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

 Объем  кредитов, предоставленных МВФ, с  течением времени претерпевал  значительные колебания. Как за  нефтяным шоком 1970-х годов,  так и за долговым кризисом 1980-х годов последовало резкое  увеличение кредитов МВФ. В 1990-х годах ситуация в Центральной и Восточной Европе и кризисы в образовавшихся странах привели к увеличению спроса на ресурсы МВФ. Глубокие кризисы в Латинской Америке и Турции поддерживали высокий спрос на ресурсы МВФ в 2000-х годах. Спрос на кредиты МВФ вновь стал увеличиваться с 2008 года.

Инструменты кредитования МВФ 

Со временем МВФ разработал различные кредитные  инструменты, которые были адаптированы для преодоления конкретных ситуаций разных государств-членов. Страны с  низкими доходами могут заимствовать средства по льготным процентным ставкам через расширенный кредитный механизм, кредитный механизм «стэнд-бай» и механизм ускоренного кредитования. По льготным кредитам до конца 2013 года применяются нулевые процентные ставки. Нельготные кредиты предоставляются в основном через договоренности о кредите «стэнд-бай», гибкую кредитную линию, превентивную линию для предоставления ликвидности и механизм расширенного кредитования. МВФ также предоставляет экстренную помощь всем своим государствам-членам, имеющим  потребность в срочном урегулировании своих платежных балансов, используя недавно введенный инструмент для ускоренного финансирования. В случае всех нельготных механизмов действует процентная ставка МВФ, связанная с рыночной, именуемая «ставкой сборов».

Информация о работе Международный валютный фонд