Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:26, контрольная работа
Экономические реформы в КНР являются частью общей программы модернизации. План модернизации, или как он назывался «Четырех модернизаций» (превратить Китай в мощное социалистическое государство с современным сельским хозяйством, современной промышленностью, современной обороной и современной наукой и техникой), выдвинутый при Мао Цзэдуне и премьере Чжоу Эньлае в 1975 г., формировался и приобретал свои очертания постепенно на протяжении 80-х и 90-х годов 20-го века. Направление развития Китая с 1949 г. не изменилось, система управления государством также сохранилась, остались и прежние цели развития. Однако экономические результаты тридцатилетия председательства Мао вряд ли можно сравнить по успехам с тридцатилетием реформ и открытости.
В. Лапердина
Модернизация экономики КНР*
Экономические реформы в КНР
являются частью общей программы
модернизации. План модернизации, или
как он назывался «Четырех модернизаций»
(превратить Китай в мощное социалистическое
государство с современным
Направление развития Китая с 1949 г. не изменилось, система управления государством также сохранилась, остались и прежние цели развития. Однако экономические результаты тридцатилетия председательства Мао вряд ли можно сравнить по успехам с тридцатилетием реформ и открытости.
В 2007 г. Китай вышел на 2 место
в мире по объему ВВП, рассчитанного
по паритетам покупательной
Суть и история экономических преобразований в Китае
Значительные успехи экономического строительства в Китае стали возможны, в первую очередь, благодаря изменениям в экономической политике, направленным на обеспечение экономического роста. Можно сказать, что в Китае сочетание преобразований и экономического роста (его стабильности и темпов) было оптимальным для развития страны. Выбранная модель трансформации экономической системы при сохранении политического строя позволила развивать и поддерживать на протяжении трех десятилетий высокие стабтльные темпы экономического роста в стране. Стратегию преобразований в Китае можно отнести к стратегии «догоняющего развития», реализованную ранее в Японии и новых индустриальных странах. Одними из основных ее типичных особенностей являются ведущая роль правительства, высокий уровень сбережений, поддержка национального производителя при развитии экспорториентированного производства, поощрение экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости, привлечение иностранных инвестиций, создание стабильной макроэкономической обстановки в стране.
Что касается перехода к рынку, до 1992 г. плановая система лишь дополнялась рыночной, в 1992 г. было объявлено о строительстве социалистической рыночной экономики. Переход к ней происходит не через замену плановой системы рыночной, а через постепенное вытеснение частным сектором и рыночными процессами государственного планирования и контроля, сопровождающееся созданием механизма косвенного макроэкономического регулирования со стороны государства. Ход реформ свидетельствует о подобной трансформации.
Анализируя процесс проведения
реформ, возникает впечатление об
авторитарной роли государства. Естественно
ни о каких «преобразованиях снизу»
(как указывают некоторые
Начало реформ обозначают концом 1978 г. (3-ий пленум 11-го созыва ЦК КПК), но если рассматривать периодизацию реформ вне решений съездов и пятилетних планов, можно сказать, что изменения начались сразу после ухода Мао в 1976 г. Не опираясь на пятилетки, период проведения реформ можно разделить либо в соответствии с политическими установками каждого отрезка, либо на более крупные этапы по характеру проводимых преобразований.
Наиболее используемым в Китае7 является деление на: 1978-1984 гг., 1984-1989 гг., 1989-1992 гг., 1992 г. - настоящее время. Согласно делению на крупные этапы реформы, можно обозначить следующие: конец 1970-х годов-1992 г., 1992-2000 гг., 2000 г. - настоящее время.
Период конца 1970-х – 1992 гг. характеризуется как экспериментальный, к нему подходит определение «переходить реку, нащупывая ногами камни» – данная Дэн Сяопином характеристика всему процессу реформ. Экспериментальная система подряда в деревне, постепенное наделение правами на самостоятельную деятельность предприятий, затем введение системы ответственности на предприятиях открытие некоторых городов для внешней торговли дали толчок развитию, способствовали оживлению народного хозяйства (учитывая низкий стартовый уровень после «культурной революции»). Стремительно появились и увеличились в числе предприятия поселков и волостей, которые имели право торговать продукцией по рыночным ценам и распоряжаться прибылью самостоятельно. Одними из основных целей создания этих предприятий стало обеспечение занятости избыточной рабочей силы в деревне, трансформация государственных предприятий. Закреплена система двухколейных цен в сельском хозяйстве (на установленную часть продукции действовали жесткие государственные закупочные цены, избыток продукции крестьяне могли продавать по рыночным ценам).
Легкая промышленность начала обгонять тяжелую, их темпы прироста составили 11,7% и 6,6% соответственно. В 1984 г. введена двухколейная система цен на промышленные товары, но к 1988 г. более 50% товаров продавалось по рыночным ценам8.
Государство повышает закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличивает инвестиции в первичный сектор. К концу 1980-х годов в Китае было много крупномасштабных объектов инвестирования, находящихся в процессе строительства, существовала нехватка капитала для их финансирования. Потребительский спрос был огромным, покупательная способность населения намного превышала предложение товаров. Государственные расходы были больше доходов, размеры кредитов увеличились, выпущено слишком много валюты. В результате несоответствия спроса предложению, появился дисбаланс экономической структуры, развитие сельского хозяйства затормозилось, ограниченные ресурсы вкладывались в обрабатывающую промышленность и непроизводственные объекты, в условиях быстрого роста производства обострились проблемы дефицита энергии, ресурсов и транспортных мощностей. В 1988 г. показатели инфляции стали двузначными, индекс розничных цен достиг 18,5%, увеличивающиеся инвестиции подстегивали повышение цен, который в 1989 г. составил 17,9%9.
Положение усугубили несбалансированное развитие города и деревни, злоупотребления управленцев и чиновников, сохранение прежней системы «даньвэй» (государственное предприятие), при которой предприятие обеспечивало все стороны жизни работника – занятость, жилье, питание, лечение, пенсии, образование. Дисбаланс в экономической сфере вызвал социальную нестабильность, протесты населения, самым мощным из которых стало выступление на площади Тяньаньмэнь в 1989 г.
Правительство вынуждено было прибегнуть к мерам по «охлаждению» экономики: сокращены объемы капиталовложений, сбалансирована инвестиционная структура, поставлено под контроль потребление, ограничена покупательная способность некоторых общественных объединений, были дважды повышены сберегательные ставки, введена система долгосрочных вкладов в юанях, установлен строгий надзор за сбытом основных видов продукции.
Была также проведена
1992-2000 гг. С начала восстановительного периода (1989-1992 гг.) предпринимались меры по реформированию госпредприятий, которые по своей сути можно отнести к последовательной системной трансформации госсектора: разделение функций правительства и предприятий, чиновников и управляющих, усовершенствование системы подряда на предприятиях, распространение процедуры акционирования, развернута реформа системы оплаты труда. Уже в 1992 г. 21% работников госпредприятий работали на контрактной основе, разработана система страхования безработных. В то же время правительство усилило борьбу с проявлениями разложения в бюрократической среде.
В предыдущем периоде, несмотря на его экспериментальный характер и окончание, отмеченное выступлением на площади Тяньаньмэнь, были заложена база для быстрого роста в будущем. В 1992 г. выдвинуты цели построения «социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой» и курса дальнейшего проведения всемерной открытости, которые обозначили начало нового этапа реформы и модернизации. Основными направлениями стали:
Кроме того, была дана установка на поддержание стабильных высоких темпов роста.
Характерной чертой данного периода
является стратегия
Опора на внешнеэкономическое
Эти явления свидетельствовали о переходе экономических сложностей Китая из области производства в область сбыта. Рынок продавца превратился в рынок покупателя, возросла зависимость страны от мирового рынка.
Современный этап с 2000 г. характеризуется отказом в официальных планах развития от погони за темпами роста, тем не менее, темпы прироста ВВП с 2003 г. превышают 10% в год. Правительство возвращается к преобразованиям в области создания системы современных предприятий. Развитие сельского хозяйства, поддержка крестьянства и деревни, строительство «гармоничного общества» на основе среднезажиточного уровня жизни, усиление внимания к охране окружающей среды, повышение внутреннего спроса вместо расширения экспорториентированной экономики, развитие системы социального обеспечения выходят на первый план.
Правительство обратилось к проблемам сельского хозяйства, деревни и крестьянства: принят закон о земельном подряде как основной форме земельных отношений, подряд может быть передан подрядчиком другим лицам в пользование. Правительство задумалось об установлении минимума цен на сельскохозяйственную продукцию, на экспериментальной основе проводятся преобразования системы сельскохозяйственного налогообложения, в ряду важнейших мер – отмена сельскохозяйственного налога с 2006 г.10 Служившее долгое время интересам города сельское хозяйство получает новый стимул к развитию. Вместе с ростом спроса на сельскохозяйственную продукцию, дефицитом природных ресурсов, в первую очередь, земли, повышается себестоимость рабочей силы в деревне. В 2007 г. выросли цены на продовольствие. Положительным следствием этого повышения цен стал рост доходов крестьян, отрицательным – повышение цен на другие товары народного потребления. Учитывая бум на фондовом рынке, стремительный рост цен на недвижимость, повышение курса юаня (переход от политики фиксированного курса к регулируемому произошел в 2005 г.), угроза серьезной инфляции в Китае сохранится на ближайшее будущее.
В рамках создания системы современных
предприятий правительство пору
Значительное внимание уделяется формированию и развитию системы социального обеспечения, ее распространению на сельское население, совершенствуется трудовое законодательство. Для «среднезажиточного» общества обозначены стандарты: к 2020 г. доля городского населения должна быть выше 60%, уровень безработицы – 3-6%, разрыв в доходах населения города и деревни сокращен до трехкратного. «Гармонизация» развития общества вынесена в докладе Ху Цзиньтао на 17-ом съезде КПК в качестве основного направления экономической политики.
В начале нового века активно разрабатывалась концепция «идти вовне», включающая восполнение недостатка сырья, вывоз и ввоз новой техники и оборудования, развитие новых отраслей, формирование собственных транснациональных корпораций, содействие экономическому развитию стран третьего мира. Китай превращается в активного инвестора на мировом рынке. Этому способствуют стремительно возросшие после отмены фиксированного курса юаня золотовалютные резервы страны. В то же время правительство начало ограничивать присутствие иностранного капитала в стране.