Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:42, лекция
Цель – изучить основные элементы муниципальной экономики, рассмотреть особенности ее функционирования и развития.
Задачи :
- изучить систему экономических отношений на муниципальном уровне;
- проанализировать основные цели муниципальной экономики и структуру ее ресурсного потенциала;
- рассмотреть систему противоречий развития муниципальной экономики;
- раскрыть сущность и содержание муниципальной собственности, выявить ее отличительные признаки;
- определить роль муниципальной и немуниципальной собственности в социально-экономическом развитии территории;
- проанализировать организационные основы регулирования муниципальной экономики и определить пути их дальнейшего совершенствования;
- раскрыть сущность и содержание муниципальной экономической политики, проанализировать ее составные элементы.
Сущность, задачи и структура курса МЭ
С позиций современной науки, муниципальная экономика - это система экономических отношений, в которые вступают органы местного самоуправления (ОМС) в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на территории муниципального образования, и как системное явление существует в тесной взаимосвязи с государственным и частным секторами.
Поэтому в процессе изучения
данного курса необходимо сформировать
у студентов теоретические
Цель курса – изучить основные элементы муниципальной экономики, рассмотреть особенности ее функционирования и развития.
Задачи курса:
- изучить систему экономических
- проанализировать основные цели муниципальной экономики и структуру ее ресурсного потенциала;
- рассмотреть систему
противоречий развития
- раскрыть сущность
и содержание муниципальной
- определить роль муниципальной
и немуниципальной
- проанализировать
- раскрыть сущность
и содержание муниципальной
Муниципальная
экономика как система
Роль и место МСУ в системе муниципальных экономических отношений.
Ведущая роль в муниципальной
экономике принадлежит органам
местного самоуправления. С точки
зрения ведения хозяйственной
Таким образом, содержание деятельности органов местного самоуправле-ния закономерно распадается на два направления: властное и экономическое. Особенно четко это прослеживается во взаимоотношениях местных органов власти с субъектами хозяйственной деятельности, которые могут быть разделены на две группы: муниципальные унитарные предприятия (МУП) и учреждения, под которыми понимаются организации, в которых муниципалитет обладает всей или частью собственности и предприятия и учреждения иных форм собственности.
Роль каждой из названных групп хозяйствующих субъектов различна.
Права ОМС на регулирование хозяйственной деятельности других собственников должны быть строго регламентированы законодательством, так как ОМС в этом случае выступают не как хозяйствующий субъект, а как власть.
В качестве конкретных проявлений властного воздействия ОМС на хозяйствующие субъекты различных форм собственности могут быть названы:
•установление единых для всех предприятий и учреждений территории санитарно-экологических норм и стандартов;
•контроль за перечислением денежных средств (в виде налогов, части прибыли МУП или других платежей) в местный бюджет и внебюджетные фонды;
•право на применение санкций в отношении хозяйствующих субъектов, не выполняющих свои обязательства перед местным бюджетом.
Важной сферой муниципальной экономики являются финансово-имущественные отношения ОМС с органами государственной власти разных уровней. Именно на государственные органы законодательством возложена обязанность обеспечения минимума условий жизнедеятельности населения, если этот минимум не может быть обеспечен финансовыми и иными ресурсами МО. Экономические отношения ОМС с государственными структурами возникают по поводу передачи государственного имущества в муниципальную собственность, зачисления регулирующих доходных источников и средств финансовой помощи в местные бюджеты, а также финансирования государственных программ, осуществляемых на муниципальном уровне.
В процессе своей деятельности ОМС одной территории могут вступать в экономические отношения с ОМС других МО.
Таким образом, основными системообразующими элементами муниципальной экономики являются:
1) финансово-хозяйственные
отношения между ОМС и: МУП
и учреждениями; органами государственной
власти; государственными
2) властные отношения между ОМС и всеми остальными субъектами муниципальной экономики с целью регулирования социально-экономического развития территорий.
Финансово-хозяйственные отношения ОМС с субъектами муниципальной экономики могут носить имущественный или неимущественный характер.
Имущественные отношения
связаны с использованием, воспроизводством
и возвратом муниципальной
Неимущественные отношения
возникают по поводу условий, при
которых муниципальная
МО. Факторы, определяющие особенности МО.
Закон 2003г. (ст.2) определяет сущность муниципального образования следующим образом: «Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения».
Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межпоселковых территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
МО предстает неразрывно в 3 аспектах:
1.как поселенческая основа
2. как среда обитания(внешний облик места жительства, организация территории, инфраструктурная обеспеченность.)
3.местное сообщество (совокупность групп людей, жителей МО, структ-х по разным основаниям:по месту жительства, работы, професс.интересам, полит.взглядам)
Особенности МО как территории внутри субъекта РФ определяют географические и хозяйственные факторы:
1)территория и природные ресурсы
2)совместные интересы в хоз.деятельности
3)форма расселения населения
4)учет инфраструктурного единства территории.
Территориальная организация МЭ
Территорию поселения составляют исторически
сложившиеся земли населенных пунктов,
прилегающие к ним земли общего пользования,
территории традиционного природопользования
населения соответствующего поселения,
рекреационные земли, земли для развития
поселения;
Типология МО
Муниципальное хозяйство, его сущность и основные функции
Двойственная природа МХ
Местное хозяйство рассматривается 1) как основной элемент национальной и региональной экономики, 2) как самостоятельное, «единичное» экономическое пространство по нескольким причинам. Во-первых, взаимодействие между субъектами местного хозяйства принимает форму непосредственно-личностного контакта. Во-вторых, из-за несовпадения национальных экономических интересов и мотивов поведения организаций с потребностями и интересами местных сообществ. Местные сообщества должны использовать имеющиеся человеческие, природные, социальные ресурсы для создания самостоятельной экономической системы, ориентированной на решение местных проблем. В-третьих, роль ОМС существенно отличается от роли государственных структур. В рыночной экономике ОМС по своему экономическому поведению ближе к правлению акционерного общества, чем к административному органу власти.
Местное хозяйство
состоит из различных
Субъектами местного хозяйства выступают домохозяйства, предприниматели, ОМС, а также представительства от местного населения в виде общественных или профессиональных организаций. Цель местного хозяйства – благоустройство, социальное благосостояние местного сообщества.
Таким образом, местное хозяйство – это, прежде всего, взаимодействие между его тремя основными субъектами, которыми являются домохозяйства, предприниматели и ОМС.
Домашнее хозяйство как субъект муниципального хозяйства
Под домашними хозяйствами понимают конечных потребителей национального продукта.
В российской экономике
домохозяйства не стали еще реальным
экономическим субъектом
В развитых странах четко просматриваются импульсы, которые дают потребности домохозяйств развитию экономики:
Во-первых, семьи накапливают товары
длительного пользования, необходимые
для ведения домашнего
Во-вторых, в результате гигантски увеличиваются активы и обороты банковской системы — ипотечных, коммерческих банков и страховых пенсионных фондов и т.д.
В-третьих, высокого уровня достигает цена земли в районах и целых странах, где растут вложения в домохозяйства, в “человеческий фактор”. И дело здесь в изменении его реальной ценности, а не в спекуляции.
В-четвертых, резко возрастает прибыльность
и курс акций фирм, создающих производственные
коллективы из сложной и особенно
научно-технической рабочей
Характеристика
К предпринимательскому сектору относят всех тех, кто производит товары и услуги с целью получения прибыли. Для МО развитие малого предпринимательства имеет не меньшее, а иногда и большее значение, чем развитие крупной промышленности. Основную категорию налогоплательщиков в условиях рынка составляют представители частного бизнеса. Малый бизнес — это дополнительные рабочие места, выпуск необходимой для местных нужд продукции и оказание услуг, налоговые платежи в местный бюджет.
Малое предпринимательство наиболее приближено к конкретным локальным территориям. Поэтому стимулирование именно этой формы бизнеса выступает сегодня на первые позиции муниципальной экономической политики.
Муниципальное предпринимательство представляет собой совокупность разнообразных форм финансово-хозяйственной деятельности местных органов власти, способных обеспечить укрепление экономических основ местного самоуправления посредством создания дохода или экономии бюджетных средств.
Муниципальное регулирование развития предпринимательства может осуществляться в двух формах: экономической и административной.
Для местного сообщества важно оценить не столько эффективность отдельного предприятия, сколько то, что дает каждое конкретное предприятие для обеспечения жизнеспособности сообщества в целом.
Органы МСУ как ключевой субъект МХ
Вопрос о роли местного правительства как субъекта экономической деятельности представляется довольно сложным и дискуссионным по целому ряду причин. Во-первых, местное правительство, как и правительства других уровней, многолико. Его роль выходит далеко за рамки хозяйственной деятельности. Порой бывает трудно определить, где кончается собственно хозяйствование, а где правительство начинает действовать в ином качестве. Во-вторых, в разных странах существуют различные варианты распределения функций общественного управления между уровнями власти. Одни и те же функции могут выполняться исключительно центральными органами, могут быть предметом совместного ведения центра и местных правительств и, наконец, могут входить в исключительную компетенцию местного правительства.