Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 11:14, курсовая работа
В России вопросы сбалансированности бюджета стали более насущными, на мой взгляд, именно после кризиса ”съевшего” все сбережения Стабилизационного фонда, и оставившего страну без ”подушки безопасности” и с дефицитом бюджета. Появилась необходимость анализа сложившейся ситуации, поскольку вероятность повторения кризиса всегда возможна, и необходимо выработать меры по смягчению последствий на экономику не только за счет накопленных государством средств. Поскольку эти средства могли стать капитальными вложениями в экономику страны, некоторые экономисты склонны думать, что политика предыдущих лет, основанная на накоплении, была неверной, и требует изменения.
Введение ………………………..
1. Теоретические и нормативно-правовые основы федерального
бюджета …………………………
1.1.Понятие и сущность федерального бюджета ………………
1.2. Формирование доходов федерального бюджета ……………..
1.3. Расходы федерального бюджета …………………..
2. Проблема сбалансированности бюджета ………………….
2.1. Принципы сбалансированности …………………
2.2. Методы сбалансированности при профиците бюджета ……………
2.3. Методы сбалансированности при дефиците бюджета ………….
3. Направления развития методов сбалансированности и перспектива сокращения дефицита федерального бюджета ………………..
Заключение
Содержание
Введение ………………………..
1. Теоретические и нормативно-правовые основы федерального
бюджета …………………………
1.1.Понятие и сущность федерального бюджета ………………
1.2. Формирование доходов федерального бюджета ……………..
1.3. Расходы федерального бюджета …………………..
2. Проблема сбалансированности бюджета ………………….
2.1. Принципы сбалансированности
2.2. Методы сбалансированности при профиците бюджета ……………
2.3. Методы сбалансированности при дефиците бюджета ………….
3. Направления развития методов сбалансированности и перспектива сокращения дефицита федерального бюджета ………………..
Заключение ……………………….
Введение
Проблема сбалансированности бюджета довольно актуальна в наше время, и вряд ли найдется хоть одна развитая или развивающаяся страна, в которой не уделялось бы достойного внимания этой теме. Причиной тому, является рост числа государств с большим дефицитом государственного бюджета. Одной из предпосылок безусловно является недавний мировой финансовый кризис, но причины все же кроются в другом.
Сбалансировать доходы и расходы государства во все века было довольно непросто. Но раньше эта проблема решалась за счет завоевания новых земель и обложения их данью, или бессистемным увеличением налогов, взимаемых со своих территорий. В современном мире такие способы неприемлемы, поэтому возникает необходимость в поиске новых методов сбалансированности бюджета.
Поскольку для сбалансированности бюджета любого уровня требуется равенство доходов и расходов, то и способы выравнивания бюджета соответственно существуют для профицита и дефицита бюджета. Более подробно о методах сбалансированности я напишу во второй главе своей курсовой работы, указав лишь, что в мире сейчас появилась общая тенденция, в особенности в кризисный период, к сокращению нерациональных затрат государства, что привело к изменениям в структуре бюджетных расходов, и позволило сократить дефицит бюджета, не прибегая к эмиссионному финансированию.
В России вопросы сбалансированности бюджета стали более насущными, на мой взгляд, именно после кризиса ”съевшего” все сбережения Стабилизационного фонда, и оставившего страну без ”подушки безопасности” и с дефицитом бюджета. Появилась необходимость анализа сложившейся ситуации, поскольку вероятность повторения кризиса всегда возможна, и необходимо выработать меры по смягчению последствий на экономику не только за счет накопленных государством средств. Поскольку эти средства могли стать капитальными вложениями в экономику страны, некоторые экономисты склонны думать, что политика предыдущих лет, основанная на накоплении, была неверной, и требует изменения.
1. Теоретические и нормативно-правовые основы федерального бюджета
1.1.Понятие и сущность федерального бюджета
Вмешательство государства в процессы экономической жизни в условиях рынка предполагает обязательное наличие некоторых финансовых и материальных ресурсов. В то же время, в распоряжении государства находится важный инструмент в виде узаконенной власти, которая способна устанавливать, охранять и изменять права собственности. Однако действия государства не сводятся только к непосредственному применению властных полномочий, хотя на нем основываются. Государство может брать на себя оказание услуг, которые связаны с естественной монополией или информационной асимметрией, поэтому оно должно располагать трудовыми, материальными и денежными ресурсами, необходимыми для производства и распределения услуг, и организовывать эффективное использование этих ресурсов.
Государственные ресурсы могут формироваться двумя способами: за счет прямого участия государства в рыночных сделках и в процессе перераспределения в виде налогообложения хозяйствующих субъектов. Осуществляя производство в условиях естественной монополии, государство обычно реализует продукцию (услуги) на рынке и, как правило, по ценам, существенно более низким, чем те, которые установила бы в аналогичных условиях частная фирма. Однако так или иначе государственные организации получают выручку, которая способна обеспечивать возмещение затрат и расширение производства.
Таким образом, формируется бюджет государства. В Бюджетном кодексе РФ в статье 6 прописано, что бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.[1]
Центральным звеном государственных финансов является – федеральный бюджет Российской Федерации. Поскольку средства федерального бюджета составляют наибольший удельный вес, а также являются главным источником структурной перестройки экономики в соответствии со стратегическими направлениями ее развития, стабилизации экономики, регулирования социальных процессов в обществе, сглаживания различий в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны. Также федеральный бюджет необходим для выполнения международных и внутригосударственных обязательств, обеспечения обороноспособности страны и содержания вооруженных сил, государственной безопасности и государственного управления.
1.2. Формирование доходов федерального бюджета
Для исполнения своих обязательств, как уже было написано ранее, бюджету любого уровня необходимы денежные средства, т.е. доходы. В Бюджетном кодексе доходы определяются как поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.[2]
Доходы бюджеты выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет государства, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.[3]
В главе 7 Бюджетного кодекса подробно описаны налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета. Я лишь хочу отметить, что образование доходов связано с принудительным изъятием в пользу государства части ВВП, созданного в процессе материального производства.
1.3. Расходы федерального бюджета
Второй важнейшей частью государственного бюджета являются расходы. С их помощью происходит дальнейшее перераспределение находящихся в распоряжении государства финансовых ресурсов.
Структура расходов государственного бюджета зависит от уровня социально-экономического развития страны, ее административно-
Существует несколько классификаций расходов. Наиболее общая, связана с делением расходов на текущие и капитальные, но именно она отражает сущность расходов, показывая какую часть государство использует на свои текущие потребности, а какую инвестирует в экономику.
Классификация по функциональному содержанию отражает деление расходов по направлениям политики правительства: общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды, образование, культура, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная политика, а также межбюджетные трансферты. Такое деление расходов является наиболее полный и охватывает все социально-экономические аспекты расходов федерального бюджета.
2. Проблема сбалансированности бюджета
2.1. Принципы сбалансированности
В соответствии с бюджетным законодательством принцип сбалансированности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита.[5]
Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним – несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета – обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней.
Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.
Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие – при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:
лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;
совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;
выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;
построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;
планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом;
сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;
жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью;
использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.
В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:
введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;
строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;
определения оптимальных сроков осуществления расходов;
использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;
мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов;
последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;
оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами;
использования бюджетных резервов и т.д.
Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется профицит бюджета. Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется дефицит бюджета. Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.
Рассмотрим более подробно вопросы дефицита и профицита бюджета.
2.2. Методы сбалансированности при профиците бюджета
Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.[6]
С экономической точки зрения профицит бюджета означает излишнюю мобилизацию доходов в бюджет, что негативно влияет на экономику, поскольку излишняя централизация финансовых ресурсов приводит к уменьшению инвестиционного потенциала хозяйствующих субъектов, тем самым снижая их возможности по обновлению производства, внедрению новых технологий, что отрицательно сказывается на эффективности результатов их работы.
Именно из-за этого негативного влияния на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с профицитом.
В России в Бюджетном кодексе не рассматривается эта норма (глава 12 ”Профицит бюджета и порядок его использования” исключена с 8 августа 2000 г. Федеральным законом от 5 августа 2000 г. №116-ФЗ).
Если же при составлении или рассмотрении проекта бюджета будет прогнозироваться превышение доходов над расходами, то до момента утверждения бюджета необходимо принять меры по устранению профицита бюджета в такой последовательности:
сократить привлечение доходов от продажи государственной (муниципальной) собственности, сократить поступления доходов в федеральный бюджет от реализации государственных запасов и резервов;
предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;