Направления развития финансовых связей Республики Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:51, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является изучение теоретических аспектов внешнеторговой политики и мер практической ее реализации на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие внешнеторговой политики, ее содержание и виды;
2. рассмотреть инструменты внешнеторговой политики;
3. провести анализ внешней торговли Республики Беларусь;
4. дать характеристику современной внешнеторговой политике Беларуси;

Содержание

Введение
1. Понятие внешнеторговой политики, ее содержание и виды
2. Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе
2.1 Характеристика современной внешнеторговой политики Беларуси
2.2 Перспектива присоединения Республики Беларусь к ВТО. Совершенствование законодательства в области ВЭД в рамках интеграции в ВТО
3. Перспективы развития экспортно-импортной деятельности Республики Беларусь
3.1 Основные показатели внешней торговли Республики Беларусь за 2001-2008 годы
3.2 Развитие экспорта образовательных услуг
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 

Учреждение образования  «Полоцкий государственный университет»

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисципилне по Экономической истории

Тема: Направления развития финансовых связей Республики Беларусь на современном этапе

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учащаяся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

1. Понятие внешнеторговой политики, ее содержание и виды

2. Внешнеторговая  политика Республики Беларусь  на современном этапе

2.1 Характеристика  современной внешнеторговой политики  Беларуси

2.2 Перспектива  присоединения Республики Беларусь  к ВТО. Совершенствование законодательства в области ВЭД в рамках интеграции в ВТО

3. Перспективы  развития экспортно-импортной деятельности  Республики Беларусь

3.1 Основные показатели  внешней торговли Республики  Беларусь за 2001-2008 годы

3.2 Развитие экспорта  образовательных услуг

Заключение

Список использованных источников

Введение

 

В условиях интернационализации  хозяйственной жизни, когда экономика  отдельных стран все глубже втягивается  в международную хозяйственную  систему, изменяются роль и цели национального  внешнеэкономического регулирования. Задача защиты внутреннего рынка и проведение политики протекционизма не выдвигается на передний план. Наоборот, обнаруживается тенденция к либерализации внешней торговли и движения капитала, снимаются ограничения, и вводится свободная обратимость национальной валюты. Важнейшей задачей национального механизма регулирования становится повышение международной конкурентоспособности отечественных предпринимателей.

Конкурентоспособность товаров даже самых крупных компаний на мировом рынке зависит не только от технического уровня и организации производства на их предприятиях, но и от национального уровня заработной платы, системы налогообложения, состояния инфраструктуры, уровня образования трудящихся, наличия научно-технического потенциала и т.д.

В этой связи, выбранная  тема курсового исследования является актуальной.

Объектом исследования является внешнеэкономическая сфера  Республики Беларусь, предметом - внешнеторговая политика Беларуси.

Целью данного  реферата является изучение теоретических аспектов внешнеторговой политики и мер практической ее реализации на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. определить  понятие внешнеторговой политики, ее содержание и виды;

2. рассмотреть  инструменты внешнеторговой политики;

3. провести анализ  внешней торговли Республики  Беларусь;

4. дать характеристику  современной внешнеторговой политике  Беларуси;

5. определить  основные направления совершенствования  системы регулирования внешнеторговой  деятельности Республики Беларусь в рамках интеграции в СНГ и ВТО.

1. Понятие  внешнеторговой политики, ее содержание  и виды

 

Одной из основных форм внешнеэкономической деятельности является внешняя торговля.

Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая  из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

Внешняя торговля представляет собой специфический  сектор экономики, связанный с реализацией  части валового продукта (товары, услуги, идеи) на зарубежных рынках и части  зарубежной валовой продукции на национальном рынке.

Внешняя торговля - коммерческая деятельность, связанная  с куплей-продажей на внешнем рынке  товаров, работ, услуг, результатов  интеллектуальной деятельности.

Внешнюю торговлю определяет внешнеторговая политика, которая является составной частью внешнеэкономической политики. Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами посредством субсидий и прямых ограничений на экспорт и импорт. Основными целями внешнеторговой политики являются:

изменение степени  и способа включения данной страны в международное разделение труда;

изменение объемов  экспорта и импорта;

изменение структуры  внешней торговли;

обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.д.);

изменение соотношения  экспортных и импортных цен.

При этом следует  отметить, что внешнеторговая политика играет особую роль в модели экономического развития государства, выполняя функции  следующего характера: преобразующую (политика развития отраслей, регионов в области ввоза и вывоза товаров, капитала, рабочей силы и т.д.), мобилизующую (выход, удержание позиций на тех или иных рынках и расширение внешних рынков), балансирующую (национальные интересы в сочетании с интересами блоков стран и т.д.). С этой точки зрения внешнеэкономическая политика позволяет фиксировать ход трансформации моделей развития отдельных стран и определять общие ценности (преодоление противоречий внутри страны, адаптация к новому экономическому механизму, к чужеродной неорганичной для данного общества культуре), а также характер методических приемов реализации политики.

Существует два  основных направления внешнеторговой политики:

политика свободной  торговли;

протекционизм.

Политика свободной  торговли (free trade) в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам.

Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу.

Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам  экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.

Протекционизм (protectionism) - политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной  конкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры.

Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрных странах протекционизм зачастую является необходимым условием индустриализации. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.

В своей крайней  форме протекционизм принимает  форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.

В чистом виде автаркическая  политика предполагает, что любой импорт должен быть заменен на отечественную продукцию. Но не всегда стремление отдельных стран к замещению импорта отечественной продукцией можно охарактеризовать как автаркическую политику. Например, если менее развитые страны развивают собственное промышленное производство для замены импорта, которое на начальном этапе невыгодно, то это представляется автаркической политикой в чистом виде. Однако это верно лишь в статическом состоянии. Статический подход не позволяет объективно оценить происходящие процессы, поскольку в этом случае любое стремление отойти от уже сформировавшегося международного разделения труда следовало бы оценивать как автаркическую политику. Оценка данного процесса в динамике позволяет предположить, что развитие импортозамещающего производства может привести к повышению эффективности в будущем.

Политика автаркии, так же как и политика свободной  торговли, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят  от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции.

Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.

Государства, проводя  протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и  той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.

Государство может  давать рекомендации и поощрять хозяйствующие  субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т.д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.

Более действенными инструментами государственной  внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например на экспорт или  импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.

К инструментам внешнеторговой политики относится  также система двусторонних и  многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие  инструменты, с помощью которых  государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифы (tariffs) и нетарифные барьеры (nontariff barriers).

Таким образом, под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства  на торговые отношения с другими  странами. Главной целью такой  политики является защита национальных интересов на мировом рынке. Выделяют политику свободной торговли и политику протекционизм, которые различаются по своим целям, задачам, инструментам.

2. Внешнеторговая  политика Республики Беларусь  на современном этапе

2.1 Характеристика  современной внешнеторговой политики  Беларуси

 

Основные принципы формирования внешнеторговой политики нашег

о государства  заложены в Национальной программе  развития экспорта Республики Беларусь на 2000-2005 годы. Они включают меры регулирования  внешней торговли (тарифные и нетарифные), а также государственную поддержку  развития экспорта и продвижения белорусских товаров на внешние рынки.

Основными законами, регулирующими внешнеэкономическую  деятельность в Республике Беларусь, являются: Закон "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности", Таможенный кодекс Республики Беларусь, Закон "О таможенном тарифе".

Основой торговой политики страны являются заключенные  Республикой Беларусь международные  соглашения о торгово-экономическом  сотрудничестве. Такие соглашения существуют с более чем 80 странами мира, в  том числе со всеми странами СНГ. Основная часть межправительственных соглашений Республикой Беларусь предусматривает установление режима свободной торговли и режима наибольшего благоприятствования.

Соглашением о  Таможенном союзе между Беларусью, Россией, Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном предусмотрено установление единого таможенного пространства. Таможенный союз основан на признании международных норм и ориентируется на принципы ВТО.

В рамках Таможенного  союза отменены таможенные пошлины, акцизы, квоты, лицензии, тарифные и количественные ограничения, касающиеся взаимной торговли. Достигнуто полное соответствие торговых режимов участников союза по отношению к третьим странам. Снят таможенный контроль на внутренних границах.

Принципы внешнеторговой политики по отношению к странам-членам ЕС сформулированы в “Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Сообществом и его государствами - членами и Республикой Беларусь”, подписанном 06.03.1995 и ратифицированном парламентами восьми стран-членов ЕС.

Торговая политика Республики Беларусь с другими странами строится с учетом потребностей интегрирования экономики страны в мировую торговую систему, вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), приоритетного развития экспортного сектора.

Стратегически важной целью для республики является определение ее внешнеторгового потенциала, места в международном разделении труда и обеспечение плавности вхождения в мирохозяйственные связи.

Внешнеторговый  потенциал представляет собой комплексную  характеристику, отражающую материальные и интеллектуальные возможности участия государства в торговом сотрудничестве с другими странами, т.е. это совокупность всех экономических ресурсов (продукции, услуг и т.д.), которые могут быть использованы во внешней торговле.

Республика Беларусь располагает достаточно большим внешнеторговым потенциалом. Занимая в Европе по территории 0,9%, по численности населения - 1,4% и соответственно 0,15% и 0,18% в мировом сообществе, Беларусь специализируется на производстве продукции машиностроения, химической, и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности, а также животноводства, льноводства и картофелеводства. Основу внешнеторгового потенциала составляет промышленность (более 66% ВВП), в том числе на долю машиностроения, химию и нефтехимию приходится более 40% валовой продукции. Среди стран СНГ Республика Беларусь уверенно держит лидирующие позиции по производству тракторов, грузовых автомобилей, химических нитей и волокон; первое место по производству обуви, телевизоров, холодильников, мяса, молока, картофеля, яиц на душу населения.

Информация о работе Направления развития финансовых связей Республики Беларусь на современном этапе