Недобросовестная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 10:03, реферат

Краткое описание

Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.н. "война цен". Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1.Добросовестная конкуренция………………………………………………….4
2.Недобросовестная конкуренция…………………………………...…………..8
2.1.Понятие недобросовестной конкуренции………………………………......8
2.2.Законодательство о недобросовестной конкуренции………………...……9
2.3.Акты недобросовестной конкуренции и их класификации………………13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

Теория отрасл рынков.docx

— 43.93 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………..2

1.Добросовестная  конкуренция………………………………………………….4

2.Недобросовестная  конкуренция…………………………………...…………..8

2.1.Понятие недобросовестной  конкуренции………………………………......8

2.2.Законодательство  о недобросовестной конкуренции………………...……9

2.3.Акты недобросовестной  конкуренции и их класификации………………13

Заключение……………………………………………………………………….16

Список используемой литературы……………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Основными методами являются:

 

- повышение качества продукции

- снижение цен ("война  цен")

- реклама

- развитие до- и послепродажного  обслуживания

- создание новых товаров  и услуг с использованием достижений

 

Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.н. "война цен". Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.

 

В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

 

Большую роль играет до и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.

 

В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий пример:

 

Во времена существования ФРГ у западногерманских потребителей большим спросом пользуется французское пиво. Западногерманские производители делали все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого пива, ни патриотические призывы "немцы, пейте немецкое пиво", ни манипулирование ценами ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское пиво все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.

Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Добросовестная конкуренция

 

Повышение активности экономических процессов приводит к возрастанию роли антимонопольного регулирования общественных отношений. Если до настоящего времени мы больше говорили о демонополизации экономики, устранения административных барьеров, то есть о специфической направленности конкурентного российского права - на устранение монополизма со стороны государства и органов власти, то укрепление самостоятельности хозяйствующих субъектов приводит к необходимости развития конкуренции в сфере негосударственной экономики.

Все больше мы слышим о том, что «нам нужна здоровая конкуренция». Что под этим следует понимать?

Предлагаю, как говорится, определиться с понятиями.

В соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Здесь же законодатель дает собственно понятие недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили, или могут причинить, убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам,  либо нанесли, или могут нанести,  вред их деловой репутации.

Таким образом, законодатель дает определение недобросовестной конкуренции, выделяя специальные критерии.

Для понимания того, насколько совершенно данное в Законе о защите конкуренции определение недобросовестной конкуренции, рассмотрим детально указанные законодателем критерии недобросовестной конкуренции.

Прежде всего, недобросовестная конкуренция - это действия.

Наличие действия хозяйствующего субъекта или группы лиц как характеристика акта недобросовестной конкуренции означает, что такой элемент поведения, как бездействие, не может приниматься в расчет при квалификации конкуренции в качестве недобросовестной. При этом сферы активного поведения могут быть самыми разными и находиться в областях производства продукции, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Данные действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Таким образом, понятны цели недобросовестной конкуренции: необоснованное преимущество в равном соперничестве субъектов на рынке того или иного товара, работ, услуг. Оценивая те или иные действия конкурентов, мы должны задаться вопросом: а зачем это делается и насколько это обоснованно в условиях равной борьбы?

Следующий критерий - противоречие законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, по сути, включает в себя сразу несколько понятий, раскрытие которых кажется простым только на первый взгляд.

Несоответствие действий хозяйствующего субъекта законодательству позволяет квалифицировать действие лица как противоправное поведение, но не более того. Противоправное поведение хозяйствующего субъекта может квалифицироваться в качестве акта недобросовестной конкуренции, но сама недобросовестная конкуренция не сводима только к актам противоправного поведения.

Акты противоправного поведения в предпринимательских отношениях — это недозволенная конкуренция, но отнюдь не всегда недобросовестная.

Равно как и противоречием законодательству недобросовестной конкуренцией может быть признано действие, противоречащее обычаям делового оборота. Обычаем делового оборота по смыслу нормы, закрепленной в части 1 статьи 5 Гражданского кодекса, признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаю делового оборота действующее законодательство и доктрина придают значение источника гражданского права.

Обычаи делового оборота применяются в основном в сфере договорных отношений (ст. 309, ст. 421, ст. 431 ГК РФ), устанавливающихся между предпринимателями. Акты же недобросовестной конкуренции, как правило, носят внедоговорный характер. В связи с этим при квалификации действий как недобросовестных при противоречии их обычаям делового оборота самым важным вопросом является установление такого обычая и доказывание его характера как широко используемого и сложившегося. Противоречие действий хозяйствующих субъектов иным обычаям, например, местным, а равно обыкновениям и заведенному порядку не будет являться квалифицирующим признаком недобросовестных конкурентных действий.

Следующее важное условие добросовестного поведения - это не противоречие требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Такие понятия, как добросовестность и разумность, используются в российском законодательстве. Согласно части 3 статьи 10 Гражданского кодекса «в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются». Наверное, это единственное более - менее широкое раскрытие данных понятий. Каких-либо четких дефиниций закон не содержит.

По вопросу о том, что представляют собой добросовестность и разумность, существуют разные точки зрения. Исследователи данной проблемы часто добросовестность отождествляют с невиновностью, а недобросовестность с виновностью. Как пишет Е. Богданова, под добросовестностью участников гражданских правоотношений следует понимать «субъективную сторону их поведения». О соотношении понятия виновности и недобросовестности пишет В.И. Емельянов. По мнению В.А. Белова, согласно российскому законодательству все права и обязанности должны осуществляться добросовестно.

Еще более неопределенным с точки зрения законодательства выглядит понятие справедливости. 

 

В этой связи интересно мнение И.А. Покровского, который использует понятие «каучукового параграфа» и указывает, что законодатель может умышленно в тех случаях, когда ему по тем или иным причинам точное определение не дается или является затруднительным, «выразить свою мысль в общей неопределенной форме, предоставив затем восполнение подобного «каучукового параграфа» свободному усмотрению суда».  Вместе с тем нельзя не отметить, что отсутствие четких дефиниций вызывает сложности в правоприменении.

Требования добропорядочности, разумности и справедливости как сугубо оценочные выводят недобросовестную конкуренцию за пределы противоправного поведения, из области права в область морали и нравственности.

И это объяснимо, ведь когда мы говорим о «недоброй совести» конкурента, мы призываем не только закон, но и нравственные устои общества. Само понятие недобросовестности предполагает выход за рамки добрых нравов.

В этой связи мы видим очень важный переходный момент между двумя общественными регуляторами: правом и моралью, видим их связь между собой. Последний признак, на который указывает понятие недобросовестной конкуренции, - это наступление или потенциальная возможность наступления неблагоприятных последствий в виде убытков другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесение или возможность нанесения вреда их деловой репутации.

Нет необходимости доказывать наличие понесенных убытков. Убытки могут возникнуть в будущем. При этом указывается, что круг лиц, у которых могли возникнуть убытки, - это исключительно конкуренты. Если действия могут причинить убытки иным лицам (в том числе потребителям продукции), но не могут причинить убытки конкурентам, то это, скорее всего, нарушение, но о недобросовестной конкуренции речь не идет.

От общей теории перейдем к более частным вопросам.

В статье 14 Федерального закона «О защите конкуренции» приводится открытый перечень тех действий, который законодатель рассматривает в качестве проявлений недобросовестной конкуренции и запрещает. Открытый этот перечень потому, что в том числе и иные действия могут быть расценены в таком же качестве, но при этом необходимо будет доказать наличие всех признаков, указанных выше.

Итак, согласно статье 14 не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1.распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

Информация о работе Недобросовестная конкуренция