Новое в системе органов валютного контроля РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие валютный контроль.
Целью работы является изучение роли правительственных органов в вопросах валютного контроля.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
Изучить сущность и необходимость валютного контроля;
Выявить особенности валютного контроля РФ и зарубежных стран;
Рассмотреть новое в системе органов валютного контроля РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и необходимость валютного контроля 4
1.1.Проблемы утечки капиталов 4
1.2. Валютный контроль правительственными органами России 8
Глава 2. Особенности валютного контроля РФ и зарубежных стран 11
2.1. Правовое положение валютного контроля 11
2.2. Таможенные органы в области валютного контроля в
мировой практике 13
2.3. Организация валютного контроля в Бельгии 14
2.4. Организация валютного контроля во Франции 16
Глава 3. Новое в системе органов валютного контроля РФ 20
3.1. Центральный банк Российской Федерации 20
3.2. Федеральная служба финансово – бюджетного надзора
(Росфиннадзор) 23
Заключение 29
Список источников и литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Валют_контроль-органы.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Организация и функционирование системы валютного контроля в России на протяжении последних лет постоянно находились в процессе реформирования. Наиболее существенные изменения в эту систему были внесены с принятием Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании и валютном контроле или Закон).

Действующее валютное законодательство определяет два основных направления государственного регулирования в этой области финансовых отношений — валютное регулирование и валютный контроль. Предметом валютно-правового регулирования являются принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, правовой статус органов валютного регулирования, а также органов и агентов валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов в сфере владения, пользования и распоряжения валютными ценностями и валютой Российской Федерации и др.

Курс на либерализацию российского валютного законодательства в первую очередь коснулся сферы валютного контроля, нацеленной на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, это и определяет актуальность темы работы.

Объект исследования – правоотношения, возникающие с валютным контролем.

Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие валютный контроль.

Целью работы является изучение роли правительственных органов в вопросах валютного контроля.

Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

    1. Изучить сущность и необходимость валютного контроля;
    2. Выявить особенности валютного контроля РФ и зарубежных стран;
    3. Рассмотреть новое в системе органов валютного контроля РФ.

Глава 1. Сущность и необходимость валютного контроля

1.1.Проблемы утечки капиталов

 

 

Причинами укрытия российскими  предприятиями и гражданами валютной выручки являются экономический спад; отсутствие благоприятного инвестиционного климата, несовершенство налоговой системы; незащищенность границ. До настоящего времени до 70% товаров, перевозимых автотранспортом, перемещается через таможенную границу Российской Федерации вне пропускных пунктов. Отсутствие четкого валютного законодательства лишь способствует развитию данного явления.

Основными путями утечки капитала из Российской Федерации являются:

а) занижение экспортной и завышение импортной цены контракта;

б) владение оффшорными компаниями;

в)-вывоз товаров на временную переработку и хранение за рубежом с последующим невозвратом на таможенную территорию Российской Федерации;

г) использование форм международных расчетов и безвалютных расчетов в режиме товарообмена и т.д.

В данных условиях необходимо было создать эффективную систему валютного контроля за своевременным и полным возвратом валютной выручки на территорию Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Закона "О валютном регулировании и  валютном контроле" валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются:

а) Центральный банк России;

б) Правительство РФ в  соответствии с законами Российской Федерации.

Агентами валютного  контроля являются:

а) уполномоченные банки, подотчетные ЦБ России;

б) иные организации, которые  в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля (рис. 1).

 

 

Рис.1. Взаимодействие субъектов валютного рынка Российской Федерации1

Центральный банк как  орган валютного регулирования  на территории Российской Федерации призван реализовывать следующие функции: выдавать лицензии банкам и другим финансовым организациям на проведение операций в валюте; разрабатывать и контролировать выполнение своих приказов, писем и инструкций коммерческими банками, регулировать валютный курс рубля, участвовать в разработке законодательных документов по финансовому, в том числе и валютному, рынку и др.

Валютный контроль за движением валютных средств на территории Российской Федерации осуществляют уполномоченные банки совместно с ФТС РФ. Однако их положение в этой системе неодинаково. В частности, уполномоченные банки имеют двойственное положение. С одной стороны, они являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку России и обязанными осуществлять контроль за проводимыми в России резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими регулирующих актов органов валютного контроля. С другой стороны, в отличие от государственных ведомств (ФТс, Госналогслужбы и др.), уполномоченные банки являются коммерческими организациями, заинтересованными в привлечении солидных клиентов, а таковыми и являются российские экспортеры и импортеры. Это тем более актуально в условиях существующей в крупнейших российских городах, таких, как Москва и Санкт-Петербург, конкуренции между коммерческими банками. Именно поэтому многим банкам приходится решать сложную проблему совмещения двух полярных задач: осуществления реального валютного контроля и сохранения клиентов.

Различие между положением таможенных органов и уполномоченных банков сказывается и на правовой базе их отношений с участниками внешнеторговой деятельности. Так, принципы и нормы гражданского законодательства в таможенном деле используются только в случаях и пределах, предусмотренных Таможенным законодательством РФ.

Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области (далее по тексту — Управление) за 1 квартал 2011 года проведено 86 проверочных мероприятий по соблюдению актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, в том числе 1 плановая проверка и 85 проверок, проведенных в рамках внеплановой проверочной деятельности отдела валютного контроля Управления.

Плановая проверка проведена  в организации, осуществляющей деятельность в сфере оптовой и розничной торговли (включая торговлю сельскохозяйственным сырьем и пищевыми продуктами). 

По итогам проведения проверок должностными лицами Управления возбуждено 337 дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в 1 квартале 2011 года в Управление для рассмотрения по существу поступило 89 дел об АП, возбужденных агентами валютного контроля — территориальными органами Федеральной таможенной службы РФ (ФТС).

За 1 квартал 2011 года Управлением рассмотрено 411 дел об АП по ст.15.25 КоАП РФ, большую часть из которых составляют дела, возбужденные отделом валютного контроля Управления по результатам внеплановой проверочной деятельности — 346 дел об АП или 84% от общего числа рассмотренных Управлением дел об АП.

За 1 квартал 2011 года Управлением вынесено 379 постановлений о назначении административного наказания по делам об АП по ст15.25 КоАП РФ.

По делам об АП, поступившим  от ФТС вынесено 52 постановления о назначении административного наказания.

В 1 квартале 2011 года вступило в законную силу 331 постановление о назначении административного наказания по ст.15.25 КоАП РФ, из которых 1 – по ч.4 ст.15.25 КоАП РФ, 16 – по ч.5 ст.15.25 КоАП РФ, 314 – по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Структура нарушений, выявленных Управлением за 1 квартал 2011 года

Общая сумма предъявленных Управлением  штрафных санкций за 1 квартал 2011 года составила 34 958,7 тыс. рублей.

Всего за 1 квартал 2011 года Управлением при исполнении государственной функции органа валютного контроля взысканы штрафные санкции за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.15.25 КоАП РФ, в размере 4 875,5 тыс. рублей.

За 1 квартал 2011 года должностными лицами Управления составлено 3 протокола об АП по ст. 19.5 КоАП РФ, 5 протоколов по ст.19.6 КоАП РФ, 1 протокол по ст. 19.7 КоАП РФ, а также 180 протоколов по ст. 20.25 КоАП РФ. 2

1.2. Валютный контроль правительственными органами России

 

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом валютном регулировании и валютном контроле и иными федеральными законами.

Органами валютного  контроля в Российской Федерации являются ЦБ РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Агентами валютного  контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация. Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет ЦБ РФ.

Валютные биржи — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, установленных ЦБ РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, производят в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, выступающие органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ координирует деятельность в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также обеспечивает их взаимодействие с ЦБ РФ.

Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного  контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ. 3

 

Глава 2. Особенности валютного контроля РФ и зарубежных стран

2.1. Правовое  положение валютного контроля

 

Валютное законодательство исходит из того, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля (ч. 1 ст. 22 Закона).

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что законодатель не относит Правительство РФ к органам валютного контроля. Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с другим органом валютного контроля — Центральным банком РФ. Наряду с этим Правительство РФ обеспечивает взаимодействие с Центральным банком РФ не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов, выступающих в качестве агентов валютного контроля (ч. 6 ст. 22 Закона).

В ч. 2 ст. 22 Закона определен  субъектный состав правоотношений по валютному контролю в части контролирующих органов, наделенных соответствующими властными полномочиями. Органами валютного контроля названы Центральный банк РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Допускается, что Правительство РФ может наделить полномочиями органа валютного контроля сразу несколько федеральных органов исполнительной власти.

При этом контрольные  полномочия между указанными органами разделены таким образом, что Центральный банк РФ осуществляет контроль за проведением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами, а орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за валютными операциями иных резидентов и нерезидентов.

В самом Законе в качестве органа валютного контроля непосредственно назван только Центральный банк РФ. Другой федеральный орган исполнительной власти — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора — получил полномочия по осуществлению валютного контроля опосредованно — через принятие Правительством РФ решения о наделении его статусом органа валютного контроля. Соответствующее решение было облечено в форму постановления Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»). В п. 1 упомянутого Положения закреплено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), находящаяся в ведении Министерства финансов РФ, осуществляет функции органа валютного контроля. Росфиннадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений (п. 5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора).

Информация о работе Новое в системе органов валютного контроля РФ