Общая характеристика земель сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 14:10, контрольная работа

Краткое описание

Общая характеристика земель сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств
Основания возникновения права на землю сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств
Формы и виды собственности на землю крестьян (фермеров), кооперативов, хозяйственных товариществ. Их законодательное закрепление Аренда земельных участков сельскохозяйственными коммерческими организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами
Задача

Содержание

Общая характеристика земель сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств

3
2.
Основания возникновения права на землю сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств

7
3.
Формы и виды собственности на землю крестьян (фермеров), кооперативов, хозяйственных товариществ. Их законодательное закрепление


10
4.
Аренда земельных участков сельскохозяйственными коммерческими организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами


16
5.
Задача
19
Библиографический список
25

Вложенные файлы: 1 файл

аграрное право.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

1.

Общая характеристика земель сельскохозяйственных  коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств      

 

3

2.

Основания возникновения  права на землю сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств      

 

7

3.

Формы и виды собственности  на землю крестьян (фермеров), кооперативов, хозяйственных товариществ. Их законодательное  закрепление                                                                                                    

 

 

10

4.

Аренда земельных участков сельскохозяйственными коммерческими  организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами

 

 

16

5.

Задача 

19

Библиографический список

25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика земель сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств

 

 

Земельное законодательство содержит подробный перечень субъек- 
тов сельскохозяйственного землепользования. Земли сельскохозяйст- 
венного назначения предоставляются гражданам и организациям. В 
частности, гражданам земли предоставляются для ведения крестьянско- 
го (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводст- 
ва, животноводства и иных целей, связанных с ведением сельскохозяй- 
ственного производства.

Согласно п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ «Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей».

Основное назначение данной категории земельных участков — производство сельскохозяйственной продукции, т.е. земля, выступает не только в качестве базиса для производственной деятельности, но и, прежде всего в качестве главного средства производства. Особенностями земельных участков как главного средства производства являются: ограниченность (неизменность количества); неперемещаемость; невоссоздаваемость; неуничтожаемость; практически неисчерпаемость производительной силы. Одной из качественных характеристик земель сельскохозяйственного назначения является такое важнейшее их свойство, как плодородие, при отсутствии которого невозможно производство сельскохозяйственной продукции.

В связи с особенностями  правового режима земель сельскохозяйственного  назначения и их ценностью для народа, п. 2 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ устанавливает принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Приоритет сельскохозяйственного  землепользования выражается в требованиях, учитываемых при изъятии земель для несельскохозяйственных нужд. Действующее  законодательство применительно к изъятию земельных участков для несельскохозяйственных нужд закрепляет правило, согласно которому изъятие сельскохозяйственных земель с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускается только в предусмотренных законом (особых) случаях. Законодательство выделяет 3 вида сельскохозяйственных угодий:

- сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой стоимости - сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости, а также земли непригодные для сельскохозяйственного производства могут предоставляться для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд (п. 2 ст.79 ЗК РФ);

- сельскохозяйственные угодья с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня - изъятие, в том числе путем выкупа, в целях предоставления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает свой среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны и безопасности государства, разработкой месторождений полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия Российской Федерации, строительством и содержанием объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и других подобных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (п. 3 ст. 79 ЗК РФ);

- особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья - особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень, могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (п.4 ст.79 ЗК РФ).

В случае установления неправомерного изъятия земельных участков сельскохозяйственного  назначения для несельскохозяйственного производства, возмещаются не только убытки, причиненные таким изъятием, но и потери для сельскохозяйственного производства. Также убытки будут возмещены при ограничении какими-либо предприятиями или организациями использования земельных участков сельскохозяйственного назначения. Земли крестьянского (фермерского) хозяйства относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств имеет свою специфику. Порядок предоставления и приобретения земельных участков для ведения фермерского хозяйства предусмотрен Гражданским кодексом РФ (ст. 218,  217) (далее ГК), Земельным кодексом РФ (ст. 28-34), Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ст. 3, 4, 9 и 10).

Эти общие принципы детализированы в главе 4 Федерального закона "О  крестьянском (фермерском) хозяйстве" в статьях 11-13.

Статья 78 Земельного Кодекса  РФ (далее ЗК) конкретизирует цели использования  земель сельскохозяйственного назначения и перечисляет субъектов, которые вправе использовать земли данной категории. В некоторых случаях особенности правового режима земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения определяются характером деятельности соответствующего субъекта, который использует земельный участок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основания возникновения права на землю сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств

 

 

Действующее законодательство предусматривает несколько видов 
прав, на которых может базироваться использование земли сельскохо- 
зяйственными предприятиями: собственность, бессрочное (постоянное) 
пользование, временное пользование, аренда.

В соответствии с положениями  нового Земельного кодекса РФ права  на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с законом основаниями возникновения права собственности на землю сельскохозяйственных коммерческих организаций как юридического лица могут являться:

- предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сельскохозяйственным коммерческим организациям за плату, а в предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ случаях – бесплатно;

- право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на здания, строения сооружения сельскохозяйственных коммерческих организаций в соответствии с принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, порождает возникновение соответствующего права использования земельного участка;

купля-продажа земельного участка;

- приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на торгах, конкурсах, аукционах;

- продажа земельных участков фонда перераспределения земель местной администрацией на аукционе или по конкурсу;

- передача земельного участка или его части, земельных долей (паев) в уставной капитал (складочный капитал) сельскохозяйственного предприятия;

- выкуп сельскохозяйственным предприятием земельных участков, остающихся сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме. Речь идет о тех случаях, когда в результате реорганизации колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, согласно Положению, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 года № 708 («О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса») площадь земель, выделенных гражданам, имеющим право на получение земельных долей бесплатно, окажется в своей совокупности меньше площади прежних земельных угодий хозяйства. Последние вправе обратиться в районную администрацию (орган местного самоуправления) с ходатайством о дополнительном выделении оставшейся части земельных угодий в аренду или в собственность в порядке выкупа (п. 9, 12 Положения о реорганизации, колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий).

Собственность на землю  может возникнуть и в результате покупки сельскохозяйственных долей (паев) у граждан, и иных лиц. Возможен переход права собственности  на земельный участок к организации  как юридическому лицу в случае передачи гражданином своего земельного участка по наследству или в порядке дарения.

Как уже было сказано, земельные участки предоставляются  в постоянное (бессрочное) пользование  лишь государственным и муниципальным  учреждениям, федеральным казенным предприятиям. Земельные участки предоставляются в бессрочное, постоянное пользование на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, при этом земля остается в государственной или муниципальной собственности.

Содержание права бессрочного  пользования землей, а также права  аренды и права временного пользования, на которых сельскохозяйственные организации  тоже могут использовать земельный  участок, образуют правомочия владения и пользования (аналогично правомочиям владения и пользования при собственности). Что касается правомочия распоряжения земельным участком, то ни пользователь (как постоянный, так и временный), ни арендатор им не обладают.

Передача гражданам  и юридическим лицам земельного участка во временное пользование оформляется договором временного пользования землей сельскохозяйственного назначения (форма договора утверждена Постановление Правительства РФ от 19 марта 1992 года № 177).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формы и виды собственности на землю крестьян (фермеров), кооперативов, хозяйственных товариществ. Их законодательное закрепление

 

 

Ранее действующим земельным  законодательством сельскохозяйственным коммерческим организациям (предприятия), земельные участки предоставлялись  на таких вещных правах, как право собственности, право бессрочного (постоянного) пользования, на праве аренды или временного пользования. С введением нового Земельного кодекса в институте вещных прав на земельный участок произошли некоторые изменения. Таким образом, земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование лишь государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, юридическим лицам иной организационно-правовой формы, земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляется, хотя если указанное право возникло у юридического лица до введения в действие нового Земельного кодекса, то оно сохраняется.

По своему содержанию право собственности является наиболее полным правом на земельный участок. Согласно ст. 36 Конституции РФ, владение, пользование и распоряжение земельным участком осуществляется собственником свободно, если это не нарушает прав и законных интересов иных лиц, а также не наносит ущерба окружающей среде. В ст. 209 нового ГК РФ (часть 1) содержится практически аналогичное положение. Вместе с тем Кодекс вносит существенное дополнение, которое отсутствует в Конституции: владение, пользование и распоряжение земельными участками (в том числе продажа земельного участка) осуществляется собственником свободно, но в той мере, в какой ее оборот допускается законом (ст. 209 ГК РФ). Говорится, что земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой ее оборот допускается законом о земле, т. е. земельным законодательством.

В соответствии с новым  ЗК РФ (ст.40) собственник земельного участка имеет право использовать имеющиеся на земельном участке  общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные водоемы, а  также закрытые водоемы в соответствии с законодательством РФ.

Сельскохозяйственные  коммерческие организации как земельный  собственник обладает правомочиями владения, пользования и распоряжения земельным участком, что составляет право собственности.

Информация о работе Общая характеристика земель сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств