Общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 11:47, курс лекций

Краткое описание

Общество – Определённая группа людей объединённых для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.
Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, в процессе их совместной деятельности.
Общество – в широком смысле – совокупность форм объединения оюдей.
Природа – совокупность естественных условий существования человека.
Природа – весь мир, многообразие форм, и всё существующее в нём.

Вложенные файлы: 1 файл

Общество - консультации.docx

— 128.63 Кб (Скачать файл)

 

 

Общество

 

 

 

 

    1. Общество

Общество – Определённая группа людей объединённых для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.

Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, в процессе их совместной деятельности.

Общество – в широком смысле – совокупность форм объединения оюдей.

Природа – совокупность естественных условий существования человека.

Природа – весь мир, многообразие форм, и всё существующее в нём.

Отличия общества от природы:

  1. Общество состоит из людей наделённых разумом и мышлением;
  2. Общество в процессе своего развития создаёт мир культуры (творит);
  3. Человеческое общество подчиняется своим законам (Морали).

Искусственная среда обитания – это вторая природа, она создаётся человеком в процессе исторического развития и является продуктом взаимодействия человека и общества.

 Связь природы и общества:

  1. Природная среда оказывает воздействие на общественное развитие, замедляя или ускоряя темп развития стран и народов;
  2. Общество влияет на естественную среду обитания человека.

Признаки  общества:

  1. Совокупность индивидов;
  2. Сотрудничество членов общества для достижения целей;
  3. Разрешение противоречий;
  4. Потребность индивидов в общении.

Основные  функции общества:

  1. Производство материальных благ;
  2. Обмен результатами производства;
  3. Регламентация поведения;
  4. Духовное воспроизводство.

 

Движущие  силы развития общества:

  1. Социальные противоречия;
  2. Разделение труда;
  3. Потребности и интересы;
  4. Способ производства и обмена.

Естественная  среда – это природа, которая окружает человека и от которой во многом зависит его существование.

1.2. Общество  как динамическая

 система.

Система – целостное, состоящее из частей, объединение.

Динамическая  система – включает в себя подсистемы и элементы.

Черты общества как системы:

  1. Сложный характер;
  2. Множество уровней;
  3. Различные подсистемы;
  4. Основной элемент – люди;
  5. Разнокачественные элементы, как материальные, так и идеальные;
  6. Постоянная изменчивость и движение.

Динамические системы ведут  к изменениям и возникновениям новых  элементов.

Общество  делится на 4 элемента(подсистемы):

  1. Экономическая;
  2. Политическая;
  3. Духовная;
  4. Социальная.

В социальной сфере – осуществляется организация, регулирование и управление в жизни общества.

1.3. Социальные  институты.

Социальные  институты – устойчивые формы организации совместной деятельности, которые регулируются нормами, традициями, обычаями и направлены на удовлетворение потребностей общества.

 

Социальные  институты:

  1. Семья и брак (воспроизведение рода);
  2. Политический (безопасность и порядок);
  3. Экономический (средства существования);
  4. Образование, наука (получение знаний и социализация);
  5. Религия (духовные проблемы, смысл жизни).

Все институты находятся во взаимосвязи  и обеспечивают развитие.

Развитие социальных институтов происходит в ходе совместной деятельности.

Общество  изучает науки:

  1. История;
  2. Политология;
  3. Социология;
  4. Экономика;
  5. Антропология (биологическая природа человека);
  6. Демография (показания численности населения);
  7. Культурология;
  8. Психология;
  9. Этнография ( особенности культуры и быта народов).

1.4. Типы общества.

Типы общества:

  1. Традиционное – основывается на традициях и обычаях; возникло вместе с возникновением самого общества; человек полностью зависит от природы; влияние человека на природу примитивно; основой отношений является «природа + человек»; (коллективизм, ручной труд);
  2. Индустриальное – Человек интенсивно овладевает силами природы; активное преобразование и освоение природы человеком; человек интенсивно использует природные богатства; основой отношений является «человек + природа»; (машинный труд, частная собственность);
  3. Постиндустриальное – Человек властвует над силами природы, происходит процесс глобализации; цель общества теперь заключается в обработке и хранении информации; основой отношений является «человек + человек»; (компьютеризация, сфера услуг на первом месте, хранение информации).

При переходе от традиционного общества к индустриальному возросла социальная мобильность.

Классификация общества по Марксу:

  1. Первобытное;
  2. Рабовладельческое;
  3. Феодальное;
  4. Капиталистическое (буржуазное);
  5. Коммунистическое (социалистическое).

С точки зрения марксизма-ленинизма  история вершилась под воздействием экономических процессов.

Современные цивилизации:

  1. Восточные:
    1. традиционное общество;
    2. формируется под воздействием веры;
    3. основное занятие – земледелие;
    4. сохранение традиций;
    5. Азия (кроме Восточной), Африка, Южная Америка.
  2. Западные:
    1. Промышленно развитые государства с высокими темпами развития экономики и техники;
    2. Формируется под воздействием рыночных отношений.

1.5. Общественный  прогресс

И его критерии.

Прогресс – движение вперёд, т.е. от низшего к высшему.

Регресс – движение от высшего к низшему, т.е. деградация.

Критерии  прогресса:

  1. Целенаправленность;
  2. Развитие производительных сил и человека;
  3. Мера свободы;
  4. Гуманизм.

 

Две формы  социального прогресса:

  1. Революция – полное изменение жизни общества (снизу вверх);
  2. Реформы – переустройство общества в каком-нибудь одном направлении (сверху вниз).

Постепенность – характерная черта эволюции общественного развития.

Единый, обобщающий, критерий исторического  прогресса состоит в эволюции человека как гармонично развитой личности.

Цивилизация – приспособление к условиям природной среды; сущее.

Культура – творческое отношение человека к миру и к самому себе; должное (долг быть человеком).

1.6. Глобальные  проблемы

Современности.

Глобальные  проблемы – это совокупность  проблем человечества, которые возникли перед человечеством во второй половине XX века, и от решения которых зависит существование цивилизации.

Причины:

  1. Тесное взаимоотношение общества и природы;
  2. Отрицательное воздействие научно – технической революции (НТР);
  3. Загрязнение окружающей среды;
  4. Преодоление отсталости развивающихся стран.

Основные  виды глобальных проблем:

  1. Экологические;
  2. Энергетические;
  3. Демографические;
  4. Освоение космоса;
  5. Проблема разоружения и предотвращения ядерной войны.

 

 

 

 

 

 

Человек

 

 

 

 

 

 

 

    1. Человек как биосоциальное

Существо.

 

Человек – это индивид объединяющий биологическое и социальное.

Человек – высшая степень развития живых организмов на земле, а так же субъект исторической и общественной деятельности и культуры.

Природа человека - есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.

Направление по изучению становления  человека разделилось на три ветви:

  1. Анатомическое и физиологическое строение, особенности генетики, процессы человеческого организма;
  2. Внутренний мир человека, т.е. сознательный и бессознательный процесс;
  3. Поведение человека и взаимодействие с обществом.

Человек с философской точки  зрения пытается осмыслить мир и  самого себя в этом мире. Вечными вопросами человечества являются:

  1. Зачем я живу?
  2. Как я живу?
  3. Что будет после меня?

В результате сформировались две стороны жизни:

  1. Субъективная – на которую может влиять человек;
  2. Объективная – которая от него не зависит.

Человек, как биологическое существо, принадлежит к высшим млекопитающим, образуя вид Homo Sapiens. Его биологическая природа проявляется в его анатомии и физиологии.

В человеке объединены биологические  и социальные начала, следовательно, он существо биосоциальное.

Сущность  человека рассматривается в 4-х основных измерениях:

  1. Биологическом;
  2. Психическом;
  3. Социальном;
  4. Космическом.

Человек как социальное существо, вступив в общественные отношения, становится частью общества.

Отличительные черты человека, как биологического вида:

    1. Прямая походка;
    2. Цепкие руки с подвижными пальцами;
    3. Взгляд, позволяющий видеть в трёх измерениях;
    4. Большой мозг;
    5. Сложная нервная система;
    6. Сложный механизм голосовых связок и развитая речь;
    7. Длительная зависимость детей от родителей;
    8. Пластичность потребностей и отсутствие жёстких механизмов инстинктов.

Социальная  сущность человека заключается в:

  1. Непрерывной связи с обществом;
  2. Способности и умении общаться;
  3. Трудиться;
  4. Осознавать свою деятельность, свободу и ответственность.

Человек является индивидом, личностью  и индивидуальностью.

Индивид – единичный представитель человеческого рода, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.

Индивид – биологическая особь как представитель человеческого рода.

Личность – человек, который обладает совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личность формируется в процессе воспитания, деятельности человека и  влияния конкретного общества.

Индивидом рождаются, а личностью  становятся в процессе социализации.

Социализация – процесс формирования личности посредством воздействия общества и накопленных им знаний.

Социализация  – процесс формирования личности в определённых социальных условиях через усвоение социального опыта ориентированного на ценности человека.

Социализация начинается в детстве  и продолжается в зрелом возрасте. Окружающая среда влияет как целенаправленно, так и непреднамеренно.

 

Стадии  социализации:

  1. Детство;
  2. Юность;
  3. Зрелость;
  4. Старость.

 Стадии  социализации:

  1. Первичная стадия – от рождения до подросткового периода;
  2. Стадия индивидуализации – выделение себя среди других;
  3. Стадия интеграции – найти своё место в обществе;
  4. Трудовая стадия – усваивается социальный опыт и проявляется через активную деятельность;
  5. Послетрудовая стадия – передача своего опыта следующему поколению.

 Первичная  социализация – в сфере межличностных отношений.

Вторичная социализация – в сфере формальных социальных отношений, в рамках социальных институтов.

Агенты  социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.

Агенты  первичной социализации - ближайшее окружение человека (родители, братья, близкие и дальние родственники, друзья, учителя).

Агенты  вторичной социализации – должностные лица, которые окружают человека на протяжении его жизни (коллеги, преподаватели в ВУЗах, руководители предприятий).

Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. (Семья, школа, СМИ, армия, церковь).

Информация о работе Общество