Организация транспортного хозяйства на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Производство является ключевым этапом жизненного цикла продукции, от того насколько рационально и экономически эффективно производство организовано, в решающей степени зависят конечные результаты функционирования предприятия. Работа современного промышленного предприятия связана с перемещением значительного количества разнообразных грузов: сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, готовой продукции, отходов, как за пределами, так и внутри завода.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на дороботку!.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.И. Лобачевского

Факультет управления и предпринимательства

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Организация производства на предприятии

 

На тему: Организация транспортного хозяйства на предприятии

 

 

Выполнил

Студент 2 курса, группы 12284-08

заочного отделения

специальности

Экономика и управление на предприятии

(в машиностроении)

Айдерханова Г.З.

Проверила:

Ильичева Н.М.

 

Нижний Новгород 2010г.

 

Введение

 

Производство является ключевым этапом жизненного цикла продукции, от того насколько рационально и экономически эффективно производство организовано, в решающей степени зависят конечные результаты функционирования предприятия. Работа современного промышленного предприятия связана с перемещением значительного количества разнообразных грузов: сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, готовой продукции, отходов, как за пределами, так и внутри завода.

В течение производственного цикла все эти грузы подвергаются многочисленным перемещениям и погрузочно-разгрузочным операциям, многократно увеличивающим объем транспортных работ. На каждую технологическую операцию приходится несколько транспортных операций.

Это обусловливает большие затраты на транспортные работы. Внутризаводской транспорт является не только средством перемещения грузов, но и орудием труда, организующим работу подразделений предприятия в заданном ритме или графике. Например, внутрицеховой транспорт является неотъемлемым элементом технологического процесса производства. Им осуществляется перемещение обрабатываемых изделий между рабочими местами, участками и отделениями цеха в последовательности и ритме, заданных технологическим процессом. Транспортно-конвейерные устройства автоматических и поточных линий существенно влияют на ритмичность их работы и длительность производственного цикла. Велико значение транспорта и в своевременном обеспечении предприятия материальными ресурсами, а также в реализации готовой продукции.

Транспортное хозяйство называют «артерией» предприятия, связующей материальные потоки. И основными критериями функционирования хозяйства предприятия является качественная и точная организация работы транспорта.

Данная курсовая состоит из трех глав. В первых - двух главах я рассмотрю структуру транспортного хозяйства, дам определение грузопотока и грузооборота. Третья глава, является практической частью данной курсовой. В ней будут представлены расчеты потребности транспортных средств на предприятие, на примере ОАО «ГАЗ». А также предложены пути совершенствования транспортного хозяйства.

Главной целью данной курсовой является систематизация, накопление и закрепление знаний об организации транспортного хозяйства на предприятии.

 

 

Глава 1 Структура и управление транспортного хозяйства, классификация транспортных средств

 

1.1 Общезаводское транспортное хозяйство и внутрицеховой транспорт, классификация транспортных средств

 

Транспортное хозяйство включает в себя общезаводское и цеховое транспортное хозяйство.

Общезаводское транспортное хозяйство включает в себя:

  • Транспортные магистрали (рельсовые и безрельсовые пути оснащения, сигнализации…).
  • Объекты транспортной инфраструктуры (боксы для хранения техники, пункты технического обслуживания и ремонта, центры хранения и ремонта транспортной тары…).
  • Подвижной состав и тяговые средства (прицепы и полуприцепы, буксировщики, электрокары, автомобили…).

Общезаводской рельсовый, а также безрельсовый электротранспорт и автотранспорт предприятия не зависимо от места его использования концентрируется в общезаводском транспортном хозяйстве, оборудованном местами и устройствами для хранения техники, ее зарядки или заправки, технического обслуживания и ремонта.

Внутрицеховой транспорт находится в том цехе, где он применяется. Для эксплуатации, технического обслуживания и ремонта технологического транспорта в цехах могут создаваться специализированные подразделения. Техническое обслуживание и ремонт этих средств могут также выполнять общезаводские специализированные подразделения, например, подчиненные отделу главного механика или ремонтные базы цехов, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования в цехах.

Все внутризаводские грузоперевозки осуществляются транспортом предприятия.

Для межцеховых грузоперевозок применяется рельсовый транспорт (обычно он используется при производстве крупногабаритной и крупнотоннажной продукции), автомобильный транспорт малой или средней грузоподъемности, средства безрельсового электротранспорта (электрокары, электробуксировщики с прицепными тележками) и специальный (технологический транспорт).

Для внутрицеховых грузоперевозок используются различные средства безрельсового электротранспорта и подъемно – транспортные машины (электропогрузчики и мультикары), а также специальный (технологический транспорт).

Виды транспортных и погрузо-разгрузочных средств, которые использует предприятие, зависят от масштаба и типа производства, а также от характера производимой продукции.

  • В крупносерийном и массовом производстве широко применяется специальный (технологический) транспорт непрерывного действия. При условии равномерного грузопотока в течение рабочего дня и постоянных точек погрузки и выгрузки, используются средства непрерывного транспорта в виде различных конвейеров и монорельсовых путей с электрическими тельферами. В поточном производстве в качестве средств межоперационного транспорта используются конвейеры различной конструкции. На автоматических поточных линиях применяются специальные встроенные транспортные устройства (транспортные роторы, автооператоры, кантователи…).
  • На предприятиях единичного и серийного производства в обрабатывающих и сборочных цехах применяются электрические мостовые краны, кран – балки с тельферами, консольные краны, мультикары. В дополнение к универсальным подъемно – транспортным средствам для оснащения цехов со специфическим производством часто требуются специальные подъемно – транспортные устройства, приспособления и тара (например, в литейных цехах для перемещения формовочных земель, форм, жидкого металла). В гибких производственных системах создаются транспортно – накопительные подсистемы, в которых используются специальные автоматические устройства (промышленные роботы – загрузчики, роботы – штабелеры, роботокары, поворотные столы – перегружатели, транспортеры…).

Транспортные средства промышленного предприятия классифицируются:

  • По видам различают: железнодорожный, автомобильный, водный, трубопроводный, электротранспорт, подъемно – транспортные средства, специальный (технологический).
  • По принципу действия: непрерывного действия (конвейеры, рольганги, транспортеры); периодического действия (железнодорожный, автомобильный, погрузчики, самоходные тележки и другие).
  • По направлению перемещения грузов: горизонтальный, вертикальный, горизонтально – вертикальный, наклонный.

Грузы, которые перемещают транспортные средства, указанные выше, тоже имеют свою классификацию, они подразделяются на три основные группы:

  • Штучные грузы: бывают тяжеловесные (оборудование, поковки, крупные слитки…); тарно-упаковочные (ящики, контейнеры, рулоны, бочки…); длинномерные, более трех метров (трубы, круглый лес, пиломатериалы, сортовой и профильный прокат); короткомерные, менее трех метров (разного рода детали, заготовки…); штучные массовые, до 50кг (заготовки, детали, болванки и т.п.).
  • Сыпучие грузы: песок, уголь, гравий, формовочные материалы и другое.
  • Наливные или жидкие грузы: химические жидкости, нефтепродукты и т.п..

Необходимо отметить, что грузы каждой группы имеют определенные особенности перевозки, погрузки-выгрузки, хранения, требуют определенного способа транспортировки, технологии грузопереработки, транспортно – складской тары. Эти особенности учитываются при выборе типа транспортных средств и организации их работы.

 

1.2 Организация транспортного обслуживания

 

Для бесперебойной доставки грузов необходимо обеспечить цехи предприятия достаточным количеством соответствующих транспортных средств. Для того чтобы узнать, сколько требуется таких средств, необходимо определить грузообороты и грузовые потоки транспортируемых грузов.

Грузооборот – это количество грузов, перемещаемых на предприятии, за единицу времени (сутки, месяц, год) в тоннах.

Грузовой поток – представляет собой количество грузов, перемещаемых между взаимосвязанными подразделениями предприятия (в тоннах за единицу времени).

Грузооборот предприятия складывается из грузооборотов цехов и складов и оформляется в виде шахматной ведомости, в которой учитываются все поступления и отправления грузов по каждому пункту.

 

Шахматная ведомость грузопотоков

Отправитель

получатель

Механический цех

склад

литейный цех №5

цех сборки легковых автомобилей

цех сборочно-кузовной

Кузнечный цех

Всего вывезли

Механический цех

 

100

 

100

   

200

склад

             

литейный цех №5

       

50

 

50

цех сборки легковых автомобилей

             

цех сборочно-кузовной

 

300

       

300

Кузнечный цех

   

150

     

150

Всего поступило

 

400

150

100

50

 

700


 

Данные шахматной ведомости кладутся в основу разработки схемы грузопотоков, которая в графическом виде отражает направление движения грузов по отдельным пунктам, обслуживаемой территории. Эта схема отображается на плане территории, вычерченном в определенном масштабе, с указанием транспортных путей. Направление грузопотоков указывается стрелками, объем перевозимых грузов проставляется цифрами над стрелками. Обычно грузопотоки разного объема изображают линиями разной толщины, а грузопотоки разного наименования – линиями разного цвета. Используя схему грузопотоков, можно выявить и устранить лишние пересечения, возвратные и встречные маршруты, сократить пути движения отдельных грузов, проверить соответствие грузонапряженности отдельных транспортных путей их пропускной способности.

Межцеховые перевозки осуществляют в соответствии с тремя основными схемами:

Маятниковые маршруты – устанавливаются между двумя пунктами и могут иметь три варианта: (сплошной стрелочкой – путь с грузом, пунктирной обозначается путь без груза).

 

  • одностороннее

 

  • двухстороннее

 

 

  • веерное движение

 


 

Кольцевые маршруты – устанавливаются при обслуживании ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного пункта к другому.

 

 

 

Циклические маршруты – являются разновидностью кольцевых маршрутов и используются для обслуживания большого числа пунктов, расположенных на обширной территории. Эти маршруты представляют собой совокупность нескольких связанных между собой замкнутых кольцевых маршрутов, оснащенных пунктами передачи грузов с одного кольца на другое.

Следует отметить, что наиболее экономичным видом маршрутов являются маятниковые двухсторонние маршруты, исключающие холостой пробег транспортных средств. Однако этот вариант организации движения применим в основном на небольших предприятиях.

На основе схемы грузопотоков и объема перевозок по каждой группе грузов выбирают транспортные средства (Nтр) и рассчитывают потребность в них.

  • Для маятниковых перевозок

Для односторонних

 

Nтр = Gсм*(2Lпер / Vср+tпогр+tразг) / (qтр*hтр*Тсм)*(1-Pрем ∕ 100)

где Gсм – масса груза перевозимого за смену, в тоннах;

Lпер – расстояние между двумя пунктами, в метрах;

Информация о работе Организация транспортного хозяйства на предприятии