Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:39, курсовая работа
Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации – персоналом.
Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования системы подбора и найма кадров для магазина «Звездный» и дать практические рекомендации по её оптимизации.
Введение
1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание
1.1. Организация материальной ответственности в магазине
1.2. Режим работы и условия труда в магазине
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина
2. Организация трудовых процессов в магазине
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели
2.2. Организация труда в супермаркете
3. Пути совершенствования трудовых процессов в супермаркете
Заключение
Список использованных источников
Курсовая: Организация труда в магазине
Содержание
Введение |
3 |
1. Трудовые процессы в
торговом предприятии, их |
6 |
1.1. Организация материальной ответственности в магазине |
13 |
1.2. Режим работы и условия труда в магазине |
16 |
1.3. Оплата и анализ
производительности труда |
22 |
2. Организация трудовых процессов в магазине |
28 |
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели |
28 |
2.2. Организация труда в супермаркете |
30 |
3. Пути совершенствования
трудовых процессов в |
39 |
Заключение |
40 |
Список использованных источников |
42 |
Введение
Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно
поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение
из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той,
которая связана с управлением кадровой составляющей организации – персоналом.
/1, стр. 104/
В любой организации возникает необходимость в определении численности
персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в
обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, в
системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников,
системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников.
Повышение интереса к человеческому фактору в 60-80-е годы обусловило
разработку теории и практики управления трудовым коллективом. При этом
предполагалось, что деятельность трудового коллектива должна быть направлена
на планомерное достижение социально экономической цели, заключающейся в
получении высоких конечных результатов при минимизации затрат всех ресурсов,
создание благоприятного морально-психологического климата, стимулов и условий
труда, определяющих его высокую привлекательность и удовлетворенность им
всех членов коллектива. /2, Стр. 9/
Переход страны на рыночные отношения в корне изменил концепцию управления
персоналом, выбор средств и методов практической реализации задач управления
персоналом для повышения
На результаты деятельности любой организации, конечно, определяющее влияние
продолжает оказывать
связано определение численности
персонала, профессионально –
требования к нему, эффективное использование персонала по времени,
квалификации, уровню образования. Однако всё большее значение приобретает
социальная направленность в кадровой работе, смена акцента в кадровой
политике на учёт интересов работника, повышение мотивации труда, как условия
более высокой его результативности.
Новые экономические условия
теоретических предпосылок, но и новой технологии самой работы с кадрами. В
связи с этим возрастает роль кадрового планирования, его информационного
обеспечения.
Внедрение достижений научно – технического
прогресса в большинстве
определяется
изменениям в трудовой деятельности человека. Все более важным становиться
подготовка и непрерывное
новые рабочие места, что, с одной стороны, способствует росту безработицы, с
другой стороны появляется недостаток квалифицированных кадров, отвечающих
требованиям новых технологий.
И поэтому, важное место в эффективной работе магазина занимает правильная,
оптимальная организация трудовых процессов.
Организация труда в магазине должна быть направлена на осуществление
комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических
мероприятий, позволяющих рационализировать
торгово-технологический
эффективнее использовать торгово- технологический процесс, эффективнее
использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина,
создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокий
уровень торгового обслуживания населения.
Объектом данного исследования является ЗАО Супермаркет «Звездный».
Субъектом данного исследования является организация трудовых процессов на ЗАО
Супермаркет «Звездный».
Цель данной работы – с учетом
современных принципов и
трудовых процессов и
основные направления совершенствования системы подбора и найма кадров для
магазина «Звездный» и дать практические рекомендации по её оптимизации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть
теоретические аспекты
магазина;
- проанализировать специфику работы с персоналом магазина «Звездный»;
- рассмотреть
основные направления
труда работников магазина «Звездный».
Метод исследования - сравнительный анализ на основе личного ознакомления
автора с данной торговой организацией и бухгалтерская отчетность за 2001 г.
1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание
Трудовые процессы, выполняемые работниками торговли, имеют свои особенности.
ГОСТ «Торговля. Термины и определения» дает такое определение технологии
торговли: «совокупность параллельно
или последовательно
и процедур при продаже товаров и организации товародвижения с использованием
определенных средств и
доставке , приемке, проверке количества и качества, хранению товаров в
магазине, подготовке к продаже и самой продаже. Специфичность технологических
процессов в торговле в том, что здесь товар не только доводится от
производства до покупателя, но и осуществляется смена его формы стоимости в
результате продажи потребителю./3, с. 87/.
Благодаря ряду производственных операций, выполняемых в торговле (доработка,
фасовка, упаковка, перевозка), труд в торговле создает новую стоимость и
выступает как труд производительный. В то де время ввиду объективно присущих
торговле функций, связанных со сменой форм собственности, труд является
источником разного рода услуг, оказываемых покупателю при продаже товаров.
Основное предназначение торговли - оказание услуг производителям и
покупателям, в результате чего совершаются трудовые процессы. Таким образом,
конечным результатом труда торговых работников является не продукт, а услуга.
При этом доля услуг в труде работников торговли постоянно растет за счет
перемещения непосредственно
В своем большинстве торговые предприятия относительно небольшие, в них
нецелесообразно глубокое разделение труда, затруднено использование
высокопроизводительных машин и механизмов.
Как и в любой другой отрасли, в торговле совокупные затраты делятся на
затраты живого и овеществленного труда. Живой труд, связанный со сменой
формы собственности, составляет около трети трудовых затрат торговых
работников. При этом доля живого труда в розничной торговле значительно
выше, чем в оптовой, что обусловлено самим характером туда и уровнем
механизации трудовых процессов. В розничной торговле, где процесс
обслуживания замыкается, в конечном счете, на покупателе, доля живого труда
выше. В оптовой торговле в силу особенностей торгово-технологического
процесса больше возможностей для внедрения средств механизации и доля
овеществленного труда выше.
Важная особенность
в том, что более 85 % их общего количества составляют женщины, а среди
продавцов их удельный вес еще выше. Это выдвигает ряд специфических
социальных проблем перед
сокращения доли ручного труда и увеличение средств на социальные нужды
коллектива.
Труд работников торговли отличается высокой напряженностью. Это относится,
прежде всего, к работникам торговых залов – продавцам, кассирам, контролерам-
кассирам. Продавец всегда на виду, он должен быть приветлив, следить за
культурой речи, внешним видом, манерами. Наиболее тяжелым в физическом
отношении является труд продавцов. Особенно это относится к труду продавцов
продовольственных и хозяйственных товаров. Физическая нагрузка на одного
продавца продовольственного магазина за смену иногда достигает 900 кг, а при
выполнении погрузоразгрузочных работ по перемещению груза - 1200 кг.
Для труда контролера-кассира
обусловленная необходимостью в процессе трудовой деятельности вступать в
контакт с большим количеством
людей при различной
течение часа контролер-кассир может обслужить до 100 человек.
Источником нагрузки служит также значительное напряжение памяти и внимания,
специфика работы с материальными ценностями, монотонность труда. Работа
контролера-кассира, как и продавца, отличается неравномерностью распределения
нагрузки в течение рабочего дня, недели в связи с колебаниями покупательских
потоков. При этом колебания числа обслуживаемых покупателей в часы «пик»
могут достичь 50 % среднечасовой нагрузки. В отдельных случаях в часы «пик»
нагрузка может составить 70-75 % всей нагрузки за смену.
В торговле применяется суммарный учет рабочего времени. Анализ
работоспособности продавцов показал, что к концу рабочего дня выработка из-за
утомляемости начинает резко падать (до 3040 %), причем это приходится на
часы «пик», когда заканчивает работу большинство предприятий и количество
покупателей возрастает.
В торговле работают преимущественно женщины. В то же время товары поступают в
упаковке, значительно превышающей по весу предельно допустимые нормы нагрузок
при подъеме и перемещении тяжести вручную. Крупа, мука, сахар поступают в
мешках массой до 50 кг, сельдь – емкостью до 50-100 кг, растительной масло –
до 200 кг, зубная паста – по 50-60 кг.
Поэтому в рамках социального развития на предприятии целесообразно
предусматривать мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических норм,
стандартов безопасного труда./
Численность работников и структура штата магазина зависят от типа предприятия
и размера его торговой площади, объема, условий и режима работы, методов
продажи товаров, количества рабочих мест и других показателей, влияющих на
трудоемкость выполняемых
В связи с этим большое значение имеет рациональное разделение труда
работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку
работников торгово-
функциональных обязанностей каждого работника. Основными формами разделения
труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и
квалификационное.
Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и
выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь
персонал розничного торгового предприятия подразделяется на три категории:
управленческий, основной, или торгово-оперативный, и вспомогательный.
Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих управление
торгово-технологическим и
инженерно-технические
заместитель директора (заведующего), администратор, товароведы, заведующие
секциями, старший бухгалтер, бухгалтеры, кассир и т.д.
Общее руководство магазином
руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и
организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику
безопасности и пожарную безопасность, организует выполнение наказов пайщиков.
Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы,
бухгалтерского учета и
Заместитель директора (заведующего)
магазином руководит
деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации технологических
операций и хозяйственного обслуживания.
Бухгалтерский аппарат принимает от материально ответственных лиц товарно-
денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и
кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.