Основные направления социально-экономического развития Могилевской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Задачами исследования являются:
- изучение экономической роли государства в Республике Беларусь
- анализ социально-экономического развития Могилевской области
- изучение проблем и перспектив повышения результативности экономики

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Характеристика социально-ориентированной рыночной экономики 5
1.2 Система государственного прогнозирования и программирования 7
1.3 Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси 10
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ 19
2.1 Валовой региональный продукт 19
2.2 Анализ промышленного комплекса 21
2.3 Анализ сельского хозяйства 25
2.4 Анализ товарооборота 28
2.5 Анализ демографической ситуации 30
2.6 Безработица 31
2.7 Заработная плата 32
2.8 Анализ внешней торговли 34
2.9 Анализ рентабельности и финансовой деятельности предприятий 37
2.10 Инвестиции.................................................................................................38
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ.НАУЧНАЯ РАБОТА.docx

— 156.85 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1  Характеристика социально-ориентированной рыночной экономики 5

1.2  Система государственного прогнозирования и программирования 7

1.3 Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси 10

Глава 2 Анализ социально-экономического развития Могилевской области 19

2.1 Валовой региональный продукт 19

2.2 Анализ промышленного комплекса 21

2.3 Анализ сельского хозяйства 25

2.4 Анализ товарооборота 28

2.5 Анализ демографической ситуации 30

2.6 Безработица 31

2.7 Заработная плата 32

2.8 Анализ внешней торговли 34

2.9 Анализ рентабельности и финансовой деятельности предприятий 37

2.10 Инвестиции.................................................................................................38

ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ 39

Заключение 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..42

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  данной темы научной работы состоит  в том, что в  современных условиях перехода страны к рыночной экономике, когда традиционные методы централизованного управления и планирования    действуют слабее, особое внимание следует уделить формированию региональной социально-экономической политики. Социально-экономическая политика должна являться важнейшим приоритетом государственной региональной политики, под которой следует понимать направление деятельности государства и общества по обеспечению регионального развития страны, а также совокупность способов и механизмов достижения целей и задач политическими методами на основе социально-экономического анализа.

Устойчивые  темпы экономического роста в  стране в последние годы при определенных позитивных сдвигах в структуре  экономики и относительном росте реальных доходов населения создают реальные предпосылки экономически рациональной государственной стратегии политического, экономического и социального развития регионов Республики Беларусь.

Социально-экономическое  развитие  направлено на рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Реализация поставленной цели будет достигнута на основе всестороннего использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране. Именно оно выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований[11].

Предметом исследования данной научной работы являются социально-экономические показатели Могилевской области за последние несколько лет, включая 2011 г.

Задачами исследования являются:

  • изучение экономической роли государства в Республике Беларусь
  • анализ социально-экономического развития Могилевской области
  • изучение проблем и перспектив повышения результативности экономики

В первой главе изложена сущность  экономической роли государства  в Республике Беларусь. Во второй главе проводится анализ социально-экономического развития Могилевской области. В третьей главе обсуждаются основные проблемы и перспективы развития экономики области.

Данная  научная  работа была написана с помощью различной литературы, относящейся к макроэкономической теории, а так же с помощью государственных сайтов Республики Беларусь. Основные источники, которые использованы в этой курсовой работе это: “Национальная экономика Беларуси” под общей редакцией Шимова, были взяты статистические данные из Статистического Ежегодника Республики Беларусь за 2010 год, были использованы и другие литературные и электронные источники. Все используемые источники перечислены в списке литературы в конце данной работы.

В заключение следует  отметить, что  Могилевская область расположена на востоке Беларуси, граничит с Россией. На начало 2011 года в области проживало 1088 тыс. человек. Средняя плотность населения – 37 человек на 1 км2. Городское население составляет 76,5% общей численности населения области. В административном отношении делится на 21 район.

Предприятия области производят 9,3% республиканского объёма промышленной продукции. Область специализируется на производстве лифтов, шин автомобильных и для сельскохозяйственных машин, деревообрабатывающих станков, тракторных прицепов, тракторных косилок, стальных труб, электродвигателей переменного тока, мягких кровельных материалов, цемента, шифера, химических волокон и нитей, шелковых тканей.

На 1 января 2011 г. площадь сельскохозяйственных земель составила 1392 тыс. гектаров (47,9% территории области). В 2010 году на душу населения в области произведено 998 кг зерна, 999 кг картофеля, 93 кг мяса, 755 кг молока[9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В

  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1  Характеристика социально-ориентированной рыночной       экономики

 

Социально ориентированная рыночная экономика — это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение — нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод — всем гражданам.

Социально ориентированная рыночная экономика базируемся на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии её неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечении взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.

Эти базовые принципы белорусской  модели показывают, что наша страна отвергает крайности и либерализма, и огосударствленной экономики, выбирает свой путь построения будущем экономической системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией.

Социальная ориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких черт модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др. Она осуществляется посредством Конституции и всей системы законов демократического правового государства, четкого определения его функций.

Роль государства в управлении экономикой при переходе к рынку  не снижается, а во многих отношениях возрастает, в том числе как политического руководителя переходных к рынку процессов; гаранта социальной защищенности малоимущих слоев общества; защищенности общества от коррупции, криминальной среды; своеобразного арбитра в обеспечении политической устойчивости общества и др.

Создавая условия для формирования и развития рыночной экономики, государство  в своей экономической политике стремится к достижению таких  принципиальных целей, как рост благосостояния народа, финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры, финансовая и ценовая стабильность, высокая степень занятости, благоприятная для жизни окружающая среда.

Весьма важно, что модель социально  ориентированной рыночной экономики базируется на новых принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной и экономической эффективности. Приоритетное место в ней отводится социальным целям. Среди них: качество и продолжительность жизни населения, защита и улучшение среды обитания людей; социальные гарантии и социальная справедливость; сохранение и умножение культурных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны. Нельзя противопоставлять социальные цели и экономическую эффективность, так как социальные расходы — не безвозвратные затраты, а общественно необходимые вложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные как в социальном, так и в экономическом смысле.

Достижение большего социального  равенства и социальной справедливости также необходимо рассматривать не только как политический принцип, желательный сам по себе, но и как фактор, способствующий повышению экономической эффективности.

Эти основные концептуальные характеристики перспективной модели экономики Беларуси как рыночной (смешанной) экономической системы социально ориентированного типа наполняются реальным жизненным содержанием в ходе реализации стратегических и тактических программ социально-экономического развития страны. Уже сегодня она служит инструментом:

  • научно обоснованного отражения экономической и социальной реальности, перспектив ее преобразований;
  • формирования эффективной структуры экономики и системы управления, включая механизмы принятия и реализации прогнозных и программных решений в области социально- экономического развития;
  • образования и профессиональной подготовки кадров управленцев и специалистов народного хозяйства, т.е. инструментом выработки целенаправленной на перспективу экономической политики, опережающего создания благоприятных условий (предпосылок) для успешного усвоения нашей экономической системой социально ориентированных рыночных качеств[6].

 

1.2  Система государственного прогнозирования и программирования

 

Национальным собранием Республики Беларусь в апреле 1998 г. был принят Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», который определяет систему государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны, цели и задачи, общий порядок их разработки. Главная цель достижения устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, внешнеэкономического равновесия и повышение на этой основе уровня жизни народа.

Государственное прогнозирование  социально-экономического развития рассматривается  как деятельность государственных  органов по разработке прогнозов  и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную  и краткосрочную перспективы  и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях  и приоритетах социально-экономического развития Рее публики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.

Система государственных прогнозов  социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

  • на долгосрочную перспективу — Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;
  • среднесрочную перспективу — Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;
  • краткосрочную перспективу — годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Прогнозы и программы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики состояния  и развития экономической и социальной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятельности, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Разработка государственных прогнозов  и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь.

Государственное прогнозирование  социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу и включает разработку национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь.

Национальная стратегия разрабатывается  один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. В этом документе с учетом состояния и необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений определяются направления эффективного использования социально-демографического, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.

На основе Национальной стратегии  один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода  осуществляется разработка Основных направлений  социально-экономического развития на 10-летний период (с погодовой разбивкой первого пятилетия), где определяются цели социально-экономического развития Республики Беларусь, пути и средства их достижения. Материалы НСУР и Основных направлений в целях обеспечения преемственности экономической политики государства  используются при разработке прогнозов и программ на среднесрочную перспективу.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5-летний период. В Программе отражаются:

- оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период;

Информация о работе Основные направления социально-экономического развития Могилевской области