Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 10:56, контрольная работа
Изучение конкурентоспособности продукции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качеств. В современном лексиконе российских промышленников и бизнесменов термин конкурентоспособность, к сожалению, используется достаточно редко. Это свидетельствует о слабой пока вовлеченности нашей промышленности в международное разделение труда и в целом низкой степени конкуренции на внутреннем рынке. Между тем постепенная интеграция России в мировое экономическое сообщество и развитие конкурентной среды в отечественной экономике делает проблему повышения конкурентоспособности российской
Введение
1. Понятие, сущность и составляющие конкурентоспособности товара.
2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров.
3. Пути повышения конкурентоспособности товаров.
4. Основные принципы оценки конкурентоспособности товара.
5. Методы оценки конкурентоспособности товара.
6. Заключения.
7. Список используемой литературы.
Содержание
Введение
Введение
Изучение
конкурентоспособности продукции представляет
собой одну из важнейших составных частей
рыночных исследований, создающих основу
для выработки стратегии и тактики деятельности
на рынке, выбора правильного пути повышения
технического уровня и качеств. В современном
лексиконе российских промышленников
и бизнесменов термин конкурентоспособность,
к сожалению, используется достаточно
редко. Это свидетельствует о слабой пока
вовлеченности нашей промышленности в
международное разделение труда и в целом
низкой степени конкуренции на внутреннем
рынке. Между тем постепенная интеграция
России в мировое экономическое сообщество
и развитие конкурентной среды в отечественной
экономике делает проблему повышения
конкурентоспособности российской продукции,
особенно машин и оборудования, весьма
актуальной.
Любой товар, находящийся на рынке, фактически
проходит там проверку на степень удовлетворения
общественных потребностей: каждый покупатель
приобретает тот товар, который максимально
удовлетворяет его личные потребности,
а вся совокупность покупателей тот товар,
который наиболее полно соответствует
общественным потребностям, нежели конкурирующие
с ним товары.
Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность
коммерчески выгодного сбыта на конкурентном
рынке) товара можно определить, только
сравнивая товары конкурентов между собой.
Иными словами, конкурентоспособность
понятие относительное, чётко привязанное
к конкретному рынку и времени продажи.
И поскольку у каждого покупателя имеется
свой индивидуальный критерий оценки
удовлетворения собственных потребностей,
конкурентоспособность приобретает ещё
и индивидуальный оттенок.
Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем, объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.
Исходя
из всего вышесказанного, актуальность
темы на современном этапе развития
экономики очевидна.
1. Понятие, сущность и составляющие конкурентоспособности продукции.
В
условиях открытой рыночной экономики
изучение конкурентоспособности товара
представляет собой одну из важнейших
составных частей комплексных маркетинговых
исследований, создающих основу для
выработки стратегии и тактики
деятельности предприятия на рынке, выбора
правильного пути повышения технического
уровня и качества изделия.
При совершении
покупок каждый потребитель осуществляет
процесс выбора необходимого ему изделия
среди целого ряда аналогичных, предлагаемых
на рынке, и приобретает то из них, которое
в наибольшей степени удовлетворяет его
потребность. Проводя сравнение товаров,
предназначенных для удовлетворения одной
и той же потребности, покупатель учитывает
их конкурентные потребительские свойства,
выясняет степень соответствия собственной
потребности. При этом он стремится добиться
оптимального соотношения между уровнем
потребительских свойств изделия и расходами
по его приобретению и использованию,
т. е. получить максимум потребительского
эффекта на единицу затрат. По отношению
к конкретной потребности указанное соотношение
может быть достигнуто рядом различных
товаров благодаря наличию у них аналогичных
свойств. Поэтому все они будут обладать
способностью, удовлетворить данную потребность
и по отношению к ней могут рассматриваться
как взаимозаменяемые.
К
группе технических параметров, которые
используются при анализе конкурентоспособности,
относятся: параметры назначения, определяющие
технические свойства изделия, области
его применения и функции, которые оно
предназначено выполнять. По ним можно
судить о содержании полезного эффекта,
достигаемого с помощью применения данного
изделия в конкретных условиях потребления.
Параметры назначения в свою очередь,
подразделяются на классификационные,
технической эффективности и конструктивные;
эргономические, характеризующие изделия
с точки зрения соответствия свойствам
человеческого организма, в процессе выполнения
трудовых операций, и взаимодействия с
машиной. Они подразделяются на гигиенические,
антропометрические, физиологические,
психофизиологические, психологические;
эстетические, служащие для моделирования
внешнего восприятия изделия, отражающие
именно такие его внешние свойства, которые
являются для потребителя наиболее важными;
нормативные, характеризующие свойства
изделия, которые регламентируются обязательными
нормами, стандартами и законодательством
на рынке, где это изделие предполагается
продавать. В случае несоответствия действующим
стандартам и нормам оно не может быть
использовано для удовлетворения существующей
потребности и поэтому не обладает для
покупателя потребительной стоимостью.
Таким образом, конкурентоспособность
любого товара может быть определена только
в результате его сравнения с другим изделием
и поэтому является относительным показателем.
Отсюда под конкурентоспособностью следует
понимать характеристику товара, отражающую
его отличие от товара-конкурента как
по степени соответствия конкретной общественной
потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Показатель, выражающий такое отличие,
определяет конкурентоспособность анализируемого
изделия по отношению к товару-конкуренту.
Проблема качества и конкурентоспособности
продукции носит в современном мире универсальный
характер. От того, насколько успешно она
решается, зависит многое в экономической
и социальной жизни любой страны, практически
любого потребителя. Конкурентоспособность
концентрированное выражение всей совокупности
возможностей страны, любого производителя
создавать, выпускать и сбывать товары
и услуги.
Фактор конкуренции носит принудительный
характер, заставляя производителя под
угрозой вытеснения с рынка непрестанно
заниматься системой качества и в целом
конкурентоспособностью своих товаров,
а рынок объективно и строго оценивает
результаты их деятельности.
В условиях развитого конкурентного рынка
маркетинг становится эффективным средством
решения проблемы качества и конкурентоспособности
товаров, испытывая, в свою очередь, их
обратное воздействие, которое расширяет
либо снижает его возможность.
Конкурентоспособность товара решающий
фактор его коммерческого успеха на развитом
конкурентном рынке. Это многоаспектное
понятие, означающее соответствие товара
условиям рынка, конкретным требованиям
потребителей не только по своим качественным,
техническим, экономическим, эстетическим
характеристикам, но и по коммерческим
и иным условиям его реализации (цена,
сроки поставки, каналы сбыта, сервис,
реклама). Более того, важной составной
частью конкурентоспособности товара
является уровень затрат потребителя
за время эксплуатации.
Иначе говоря, под конкурентоспособностью
понимается комплекс потребительских
и стоимостных (ценовых) характеристик
товара, определяющих его успех на рынке,
т.е. преимущество именно этого товара
над другими в условиях широкого предложения
конкурирующих товаров аналогов. И поскольку
за товарами стоят их изготовители, то
можно с полным основанием говорить о
конкурентоспособности соответствующих
предприятий, объединений, фирм, равно
как и стран, в которых они базируются.
Изучение конкурентоспособности товара
должно вестись непрерывно и систематически,
в тесной привязке к фазам его жизненного
цикла, чтобы своевременно улавливать
момент начала снижения показателя конкурентоспособности
и принять соответствующие решения (например,
снять изделие с производства, модернизировать
его, перевести на другой сектор рынка).
При этом, исходя из того, что выпуск предприятием
нового продукта, прежде чем старый исчерпал
возможности поддержания своей конкурентоспособности,
обычно экономически нецелесообразен.
Вместе с тем любой товар после выхода
на рынок начинает постепенно расходовать
свой потенциал конкурентоспособности.
Такой процесс можно замедлить и даже
временно задержать, но остановить невозможно.
Поэтому новое изделие проектируется
по графику, обеспечивающему его выход
на рынок к моменту значительной потери
конкурентоспособности прежним изделием.
Иначе говоря, конкурентоспособность
новых товаров должна быть опережающей
и достаточно долговременной.
2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг.
Различают
качества товара
цвет, запах;
При разработке марочного товара производитель должен принять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целевом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара. Качество – это расчетная способность марочного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям.
Традиционно низкое качество российских товаров – это не следствие национальной неспособности россиян создавать и производить качественную продукцию. Нет никаких серьезных причин, чтобы не усовершенствовать
или не создать принципиально новый продукт, отвечающий требованиям рынка. Если же уровень развития инженерно-конструкторской службы предприятия не позволяет создать конкурентоспособный продукт собственными силами, то ничто не мешает обратиться к другим, лидирующим на рынке, предприятиям с предложением о приобретении лицензии. Эта практика с успехом применялась предприятиями таких стран, как Китай, Южная Корея и многих других. Причем предприятия этих стран исторически значительно уступали российским в технологическом уровне и инженерно-конструкторских традициях. Одной из наиболее часто называемых причин неспособности российских предприятий производить качественную и конкурентоспособную продукцию является устаревшее технологическое оборудование. Но что мешает приобрести новейшее оборудование сегодня, когда границы открыты и любое самое современное
оборудование
доступно? С другой стороны, предприятие,
не располагающее требуемым
Обеспечение контроля качества продукции на всех стадиях его производства также является не столько технической проблемой, сколько организационно-управленческой. На рынке России присутствуют консультационные компании, с успехом оказывающие услуги по подготовке предприятия и внедрению систем управления качеством.
В России существует огромный невостребованный инновационный потенциал, который может служить источником идей и новых продуктов для
промышленности.
Следующим фактором цена
Цена товаров и услуг. Цена – денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины, затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.
Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели – ниже той, что рассчитывали заплатить. В конце концов, поторговавшись, сходились на взаимоприемлемой цене.
Факторы, влияющие на
При выборе стратегии ценообразования фирме предстоит решить, каких именно целей она стремится достичь с помощью конкретного товара. Если выбор целевого рынка и рыночное позиционирование тщательно продуманы, тогда подход к формированию комплекса маркетинга, включая и проблему цены, довольно ясен. Ведь стратегия ценообразования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке. В то же время фирма может преследовать и другие цели. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену. Примерами таких часто встречающихся в практике целей могут быть: обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара. Охарактеризуем их подробнее.
1) Обеспечение выживаемости. когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняются
потребности клиентов. Фирмы вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей.
2) Максимизация текущей прибыли. Производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат.
3) Завоевание лидерства по показателям доли рынка. Верят, что компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства доли рынка, они идут на максимально возможное снижение цен. Вариантом этой цели является стремление добиться конкретного приращения доли рынка.
4) Завоевание лидерства по показателям качества товара. Фирма ставить целью, добиться, чтобы ее товар был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке. Обычно это требует установления на него высокой цены, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение дорогостоящих НИОКР.
Следующий фактор, оказывающий большое влияние на конкурентоспособность товаров и услуг – это уровень квалификации персонала и менеджмента.
Уровень квалификации персонала и менеджмента. Высокий уровень базового образования позволяет специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать новые профессии и обретать навыки, необходимые для работы в условиях рынка. Таким образом, наличие квалифицированного персонала является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности продукции предприятий.
Информация о работе Основы оценки конкурентоспособности товара