Основы экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Система бухгалтерского учета и контроль за правильностью ведения учетных операций.
1.1Понятие системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля учетных операций.
1.1. Настоящее Правило (Стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 62.40 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 1

 

Система бухгалтерского учета  и контроль за правильностью ведения учетных операций.

 

1.1Понятие системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля учетных операций.

 

1.1. Настоящее Правило  (Стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.

1.2. Целью Правила (Стандарта)  является определение действий  аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в  качестве индивидуального предпринимателя  по оценке системы бухгалтерского  учета и системы внутреннего  контроля проверяемого экономического  субъекта.

В дальнейшем аудиторские  фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, Именуются "аудиторские организации".

1.3. Задачами Правила (Стандарта)  являются:

а) описание понятия системы  внутреннего контроля и ее составляющих;

б) формулировка основных требований, предъявляемых к изучению и оценке аудитором системы бухгалтерского учета экономического субъекта в  ходе аудита;

в) формулировка основных требований, предъявляемых к изучению и оценке надежности системы внутреннего  контроля;

г) описание особенностей изучения и оценки систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля в субъектах  малого предпринимательства.

1.4. Требования данного  Правила (Стандарта) являются  обязательными для всех аудиторских  организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

1.5. Требования данного  Правила (Стандарта) носят рекомендательный  характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного Правила (Стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.  

2. Основные понятия

2.1. В ходе аудиторской  проверки аудитор обязан разобраться  в системе бухгалтерского учета,  которая применяется на проверяемом  им экономическом субъекте, и  при этом изучить и оценить  те средства контроля, на основе  которых он собирается определить  суть, масштаб и временные затраты  предполагаемых аудиторских процедур.

2.2. Масштаб и особенности  системы внутреннего контроля, а  также степень их формализации  должны соответствовать размерам  экономического субъекта и особенностям  его деятельности. Аудитор в ходе  аудиторской проверки обязан  получить достаточную убежденность  в том, что система бухгалтерского  учета достоверно отражает хозяйственную  деятельность проверяемого экономического  субъекта. Особенности системы внутреннего  контроля могут способствовать  формированию такой убежденности.

2.3. В том случае, если аудитор убеждается, что он может опереться на соответствующие средства контроля, он получает возможность проводить аудиторские процедуры менее детально и (или) более выборочно, чем он делал бы в противном случае, а также может внести изменения в суть применяемых аудиторских процедур и в предполагаемые затраты времени на их осуществление.

2.4. При оценке эффективности  и надежности системы внутреннего  контроля в целом, контрольной  среды и отдельных средств  контроля аудиторская организация  обязана использовать не менее  трех следующих градаций:

а) высокая;

б) средняя;

в) низкая.

Аудиторские организации  могут принять решение о применении в своей деятельности большего количества градаций при оценках эффективности  и надежности, чем три вышеупомянутые.

2.5. Изучение и оценка  особенностей системы бухгалтерского  учета, изучение и оценка системы  внутреннего контроля должны  в обязательном порядке документироваться  аудиторскими организациями в  ходе аудиторской проверки. При  проведении и документировании  этой работы рекомендуется использовать  следующие типовые формы:

а) специально разработанные  тестовые процедуры;

б) перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии;

в) специальные бланки и  проверочные листы;

г) блок - схемы и графики;

д) перечни замечаний, протоколы или акты.

2.6. С учетом требований  настоящего и других правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторские  организации самостоятельно разрабатывают  методики и порядок изучения  и оценки системы бухгалтерского  учета и внутреннего контроля, а также планируют процедуры  аудиторской проверки в зависимости  от результатов такого изучения  и оценки. Снижение объема и  детальности отдельных аудиторских  процедур, произведенное в результате  изучения особенности средств  контроля экономического субъекта, должно быть во всех таких  случаях надлежащим образом аргументировано.

2.7. Поскольку мнение аудитора об организации системы бухгалтерского учета и эффективности системы внутреннего контроля является основанием для планирования степени детальности и выборочности проведения аудиторских процедур, то соответственно отсутствие документирования или ненадлежащее документирование особенностей системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта, а также результатов изучения и оценки системы внутреннего контроля этого экономического субъекта может служить в случае предъявления претензий к аудитору доказательством низкого качества оказываемых им услуг.

2.8. Серьезные недостатки  системы бухгалтерского учета  и системы внутреннего контроля, отмеченные в ходе аудиторской  проверки, а также рекомендации  по их устранению следует отражать  в письменной информации (отчете) аудитора руководству проверяемого  экономического субъекта. 

3. Требования, предъявляемые

к изучению и оценке системы  бухгалтерского учета

3.1. Аудитор в ходе планирования  и непосредственного проведения  аудиторской проверки обязан  достичь понимания системы бухгалтерского  учета проверяемого экономического  субъекта.

3.2. Знакомство с системой  бухгалтерского учета включает  в себя изучение, анализ и оценку  сведений о следующих сторонах  хозяйственной деятельности проверяемого  экономического субъекта:

а) учетная политика и  основные принципы ведения бухгалтерского учета;

б) организационная структура  подразделения, ответственного за ведение  бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности;

в) распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении  учета и подготовки отчетности;

г) организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;

д) порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров;

е) порядок подготовки периодической  бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;

ж) роль и место средств  вычислительной техники в ведении  учета и подготовки отчетности;

з) критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;

и) средства контроля, предусмотренные  в отдельных областях системы  учета.

3.3. Аудиторская организация  в ходе аудиторской проверки  обязана проверить соответствие  организации системы бухгалтерского  учета проверяемого экономического  субъекта действующим нормативным  документам и отразить в рабочей  документации аудитора случаи отмеченных нарушений.

3.4. Следует иметь в  виду, что система бухгалтерского  учета экономического субъекта  может считаться эффективной,  если в ходе фиксации хозяйственных  операций выполняются следующие  требования:

а) операции в учете правильно  отражают временной период их осуществления;

б) операции в учете зафиксированы  в правильных суммах;

в) операции правильно и  в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой  отражены на счетах бухгалтерского учета;

г) зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности;

д) ограничена возможность появления злоупотреблений.

3.5. В ходе аудиторской  проверки необходимо ознакомиться  с внутренними документами проверяемого  экономического субъекта, касающимися  организации, постановки и ведения  бухгалтерского учета, и определить, в какой мере реальное состояние  дел соответствует положениям  вышеперечисленных документов. В  необходимых случаях для такой  сверки рекомендуется прослеживать  движение отдельных сумм в  учете от первичных документов  до их вклада в отчетные  документы. 

4. Требования, предъявляемые

к изучению и оценке системы  внутреннего контроля

4.1. Аудитор в ходе аудиторской  проверки должен принимать во  внимание, что система внутреннего  контроля экономического субъекта  должна включать в себя:

а) надлежащую систему бухгалтерского учета (см. раздел 3);

б) контрольную среду;

в) отдельные средства контроля.

4.2. Контрольная среда,  под которой понимаются осведомленность  и практические действия руководства  экономического субъекта, направленные  на установление и поддержание  системы внутреннего контроля, включает  в себя:

а) стиль и основные принципы управления данным экономическим субъектом;

б) организационную структуру  экономического субъекта;

в) распределение ответственности  и полномочий;

г) осуществляемую кадровую политику;

д) порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;

е) порядок осуществления  внутреннего управленческого учета  и подготовки отчетности для внутренних целей;

ж) соответствие хозяйственной  деятельности экономического субъекта в целом требованиям действующего законодательства.

4.3. Руководство экономического  субъекта несет ответственность  за разработку и фактическое  воплощение системы внутреннего  контроля. От него зависит, чтобы  система внутреннего контроля  отвечала размерам и специфике  деятельности экономического субъекта, функционировала регулярно и  эффективно. В экономическом субъекте  в соответствии с его учредительными  документами или правилами внутреннего  распорядка может быть назначен  ревизор, создана ревизионная  комиссия или организован отдел  "внутреннего аудита", которым  может быть передана часть  функций по поддержанию системы  внутреннего контроля.

4.4. Эффективная организационная  структура экономического субъекта  предполагает оправданное разделение  ответственности и полномочий  сотрудников. Она должна по  возможности препятствовать попыткам  отдельных лиц нарушать требования  контроля и обеспечивать разделение  несовместимых функций. Функции  данного сотрудника являются  несовместимыми, если их сосредоточение  у одного лица может способствовать  совершению случайных или умышленных  ошибок и нарушений и затруднять  обнаружение таких ошибок и  нарушений. Обычно подлежат распределению  между различными лицами такие  функции, как:

а) непосредственный доступ к активам экономического субъекта;

б) разрешение на осуществление  операций с активами;

в) непосредственное осуществление  хозяйственных операций;

г) отражение хозяйственных  операций в бухгалтерском учете.

4.5. Надлежащее функционирование  системы внутреннего контроля  зависит также от сотрудников,  которым поручена соответствующая  деятельность. Система отбора, найма,  продвижения по службе, обучения  и подготовки кадров должна  обеспечивать высокую квалификацию  и честность соответствующего  персонала.

4.6. Аудитор обязан принимать  во внимание, что система внутреннего  контроля может не с абсолютной  уверенностью, но лишь с определенной  степенью вероятности подтвердить,  что цели, ради которых она  была создана, достигнуты. Причиной  этого являются следующие неизбежные  ограничения системы внутреннего  контроля:

а) естественное требование руководством экономического субъекта того, чтобы затраты на осуществление  контрольных мероприятий были меньше тех экономических выгод, которые  дает применение таких мероприятий;

б) тот факт, что большинство  средств контроля имеет своей  целью выявление нежелательных  хозяйственных операций, а не тех, которые являются необычными;

в) свойство человека делать ошибки по небрежности, из-за рассеянности, неверных суждений или недопонимания  инструктивных материалов;

г) умышленное нарушение  системы контроля в результате сговора  сотрудников экономического субъекта как с другими сотрудниками данного экономического субъекта, так и с третьими лицами;

д) нарушение системы контроля вследствие злоупотреблений со стороны представителей руководства, ответственных за функционирование данных аспектов контроля;

е) распространенная практика существенного изменения условий  ведения хозяйственной деятельности или правил учета, в результате чего принятые контрольные процедуры  могут перестать выполнять свои функции.

Информация о работе Основы экономического роста