Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:45, отчет по практике
Состав акционеров неоднократно изменялся с момента регистрации и в настоящее время основным акционером является ЗАО "Хлебокомбинат" г. Калуга (83,26%).
Многие годы ОАО "Хлебокомбинат" является крупнейшим производителем хлебобулочных и кондитерских изделий в северной части Калужской области, занимает лидирующее положение среди пищевых предприятий региона, неоднократно отмечался призами и дипломами Всероссийских и региональных выставок. Предприятие пользуется вполне заслуженным авторитетом в городе - как одно из наиболее стабильных, и, что не мало важно, динамично развивающихся предприятий.
Общая характеристика предприятия 3
Организационная структура предприятия 6
Управление производством 8
Управление персоналом 11
Информационная система управления 12
Финансово-экономические вопросы и финансовое состояние предприятия 13
Управление маркетингом и сбытом 16
Аналитическое резюме 21
Открытое акционерное общество «Хлебокомбинат» осуществляет свою деятельность (с учетом правопреемственности) с середины 1960-х годов. 25 мая 1994 года оно было зарегистрировано в форме Открытого акционерного общества в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Калужской области согласно Плану приватизации муниципального имущества.
Состав акционеров неоднократно изменялся с момента регистрации и в настоящее время основным акционером является ЗАО "Хлебокомбинат" г. Калуга (83,26%).
Многие годы ОАО "Хлебокомбинат" является крупнейшим производителем хлебобулочных и кондитерских изделий в северной части Калужской области, занимает лидирующее положение среди пищевых предприятий региона, неоднократно отмечался призами и дипломами Всероссийских и региональных выставок. Предприятие пользуется вполне заслуженным авторитетом в городе - как одно из наиболее стабильных, и, что не мало важно, динамично развивающихся предприятий.
Технологическое оборудование
предприятия включает в себя две
комплексно-механических линии по производству
формового хлеба смешанной
Сфера деятельности ОАО «Хлебокомбинат» охватывает производство и продажу полного спектра хлебобулочных и кондитерских изделий. Ассортимент выпускаемой продукции включает в себя: хлеба, булочки, плюшки, сушку, баранку, бублики, торты и пирожные. Вся продукция изготавливается в соответствии с государственными стандартами, имеет сертификаты обязательной и добровольной сертификации.
ОАО «Хлебокомбинат» осуществляет свою деятельность в пределах Калужской и Московской областей, а также поставляет бараночные изделия для реализации под своим именем в ООО «Торговый дом «МасКа»» (г. Москва).
Также ОАО «Хлебокомбинат» является поставщиком хлебобулочной продукции для воинских частей Московского военного округа и большинства учреждений здравоохранения и образования, находящихся в окрестностях города Обнинска.
Целью работы ОАО «Хлебокомбинат» является полное удовлетворение спроса на хлебобулочную и кондитерскую продукцию в Калужском регионе, увеличение объемов продаж за счет соседних регионов и вытеснение с рынка существующих конкурентов.
Основной задачей в своей работе руководство ОАО "Хлебокомбинат" считает укрепление предприятия на рынке хлебобулочной продукции, модернизацию производства и приобретения нового оборудования, а также управление коммерческо-сбытовой деятельностью ОАО "Хлебокомбинат". А добиться этого можно только путем производства конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей постоянно растущим требованиям потребителей.
Отдел материально-технического снабжения на предприятии занимается закупками сырья и материалов, необходимых для функционирования предприятия.
На предприятии наблюдается некоторая размытость функций между разными отделами, отсутствует четкое разграничение обязанностей, полномочий и ответственности.
Управление предприятием с более чем сорокалетним стажем, сформировавшимся за это время коллективом и своими особенными отношениями между сотрудниками – крайне сложная задача. Сформированная в условиях советской плановой экономики бюрократическая структура мало изменилась в постсоветский период.
Управление предприятием ведется по принципу «латания дыр» - когда появляется какая-либо проблема, руководство пытается спешно ее разрешить, но прогнозирование возникновения этих проблем, их предупреждение, не ведется.
Разработка и выпуск
новой продукции тормозятся посредством
создания бюрократических барьеров, любая
инициатива воспринимается в штыки. Фактически
же у персонала производственно-
Результатом сложившейся ситуации является низкая конкурентоспособность предприятия: редкое обновление ассортимента (а особенно это касается кондитерской продукции) приводит к тому, что предприятие не может предложить потребителю ничего нового.
Кондитерская продукция является слабым звеном данного предприятия и даже высказываются предположения о возможном упразднении данного направления. Подавляющее большинство наименований тортов и пирожных завод выпускает еще с советских времен и технология их изготовления с тех пор не менялась. С одной стороны – это плюс, так как продукция, по крайней мере ее большая доля, соответствует ГОСТ, с соблюдением традиционных технологий производства, с другой – потребитель давно уже устал от банальных кремовых розочек и полусухих бисквитов.
Справедливо будет отметить, что с начала 2008 года ситуация постепенно начинает меняться. В феврале руководство обратилось в компанию «Юнифайн», специализирующуюся на разработке рецептур, производстве кондитерской продукции и продаже технологий ее изготовления. Специалисты компании провели на заводе мастер-классы по производству чизкейков, в результате чего через месяц лаборатория представила, так сказать «на народный суд», первые образцы своей продукции.
Организационную культуру ОАО «Хлебокомбинат» нельзя оценить однозначно. Как и на любом другом предприятии она строится на межличностных отношениях между сотрудниками. С одной стороны, административный персонал подчеркнуто вежлив, с другой – персонал на производстве и в экспедиции.
Советским наследием является преклонение перед начальством, очковтирательство, стремление уйти от ответственности или переложить ее на других.
Организационная структура ОАО «Хлебокомбинат» включает в себя следующие отделы:
Тип организационной структуры – линейно-функциональный.
Деятельность структурных подразделений формально обособлена, но разграничение сфер деятельности и ответственности достаточно условное, многие вопросы решаются сообща двумя или несколькими отделами, а функции зачастую пересекаются. Вообще, на предприятии наблюдается некоторая размытость функций между разными отделами, проблемы и ответственность по возможности перекладываются на другие отделы, и постоянно ищут виноватых. В большинстве случаев во всех проблемах предприятия стараются обвинить отдел продаж (например существует мнение, что продукция не продается не потому, что она не удовлетворяет потребителя, а потому, что не работает отдел продаж).
Коммерческий отдел объединяет в себе функции отдела продаж и маркетинга. Он работает под руководством коммерческого директора и общим контролем Генерального директора и его Первого заместителя – в результате возникает длинная вертикаль власти, тормозящая как принятие решений, так и их исполнение.
Примерное распределение управленческих функций основных звеньев организации представлено в Таблице 1.
Таблица 1. Ключевые функции подразделений ОАО «Хлебокомбинат»
Подразделение |
Функции |
Руководство |
Общее управление предприятием,
определение целей |
Лаборатория |
Ежедневный контроль качества продукции, разработка новых продуктов и рецептов их изготовления, санитарный контроль на предприятии |
Бухгалтерия |
Ведение бухгалтерского учета, начисление и выплата заработной платы, финансовый контроль |
Плановый отдел |
Ценообразование, планирование производства и сбыта |
Отдел кадров |
Управление человеческими ресурсами, подбор персонала, оформление соответствующей документации |
Коммерческий отдел и экспедиция |
Организация сбыта, маркетинговая деятельность («полевые работы»), ведение сопутствующей документации, поддержание и расширение клиентской базы, урегулирование конфликтов, формирование заказов, планирование и поставка продукции |
Производство |
Изготовление и упаковка продукции |
Отдел продаж занимается
непосредственно работой с клие
Отдел материально-технического снабжения на предприятии занимается закупками сырья и материалов, необходимых для функционирования предприятия. Отдел снабжения занимается также этикетками и упаковкой для продукции – заказывает, контролирует наличие остатков на производстве и на складе, контролирует ее качество. Ранее эту работу выполнял отдел продаж, но с 2008 года эта обязанность перешла отделу закупок.
Структура управления предприятием формировалась еще в советские времена, она сильно бюрократизирована и формализована, что отрицательно сказывается на ее эффективности и экономичности, тормозит развитие предприятия.
Производство разделено на три основных направления:
Территориально они разделены на два завода: Хлебозавод № 1, г. Обнинск, ул. Комсомольская, д.4 и Хлебозавод № 2, г. Обнинск, ул. Курчатова, д.51.
Вся выпускаемая продукция проходят на ОАО "Хлебокомбинат"
контроль ОТК, проводится контроль качества
сырья, полуфабрикатов и готовой продукции,
который ежедневно осуществляет аттестованная
производственно-
Кондитерский цех создан по типовому проекту (мощность цеха 3 т в сутки), выработка в нем осуществляется с 1979 года, с момента пуска в эксплуатацию хлебозавода №2. Это единственное предприятие в области, на котором в полном объеме сохранилось производство кондитерских кремовых изделий.
Для целей планирования производства коммерческий отдел составляет бюджет продаж, который передается в планово-экономический отдел. Там он корректируется и передается на утверждение руководству. Бюджет продаж должен составляться коммерческим директором на основе данных предыдущих периодов, анализа текущих продаж, прогнозирования сбыта в плановом периоде. При его составлении также учитывается изменение спроса в целом по отрасли и доля рынка, занимаемая предприятием. Бюджет продаж составляется ежемесячно на следующий месяц и в декабре на следующий год.
Управление запасами ОАО «Хлебокомбинат» заключается в отслеживании наличия на складе минимально необходимых остатков сырья, материалов, их своевременном пополнении.
Фактически управление запасами на предприятии ведется плохо. Планирование осуществляется на низком уровне: иногда, например в предпраздничные дни, возникает недостаток готовой продукции на складе. Но наиболее проблемной сферой управления запасами являются упаковка и этикетки. Ввиду того, что на производстве стабильно высокий процент брака при упаковке изделий, периодически возникают расхождения в плановом и фактическом остатке упаковочных материалов, причем, фактический остаток выявляется только тогда, когда, например, заканчивается упаковочная пленка.