Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 12:13, курсовая работа
Политическая жизнь России в настоящее время, характеризующаяся стремительным развитием и широким применением электоральных и PR-технологий, технологий формирования общественного мнения поставила вопрос об адекватном понятийном осмыслении такого рода процессов. Современное политическое строительство с неизбежностью включает в себя разработку стратегий различного воздействия на адресные социальные группы и слои граждан по принципам образования маркетинговых стратегий. На сегодняшний день финансирование политических кампаний часто осуществляется финансово-промышленными группами, холдингами, которые инвестируют политические процессы со вполне очевидным намерением получать прибыль.
Введение- 3стр
1 Политический рынок и политическая рента: понятие, субъекты, теория
1.1 Понятие политической ренты и политического рынка- 6стр
1.2Субъекты политического рынка, распыление политической ренты- 9стр
1.3 Теория политической ренты- 11стр
2 Анализ эффективности развития политического рынка и ренты в России
2.1 Политический рынок, рента и его специфика в современной
России- 19стр
Анализ развития политического рынка в России- 32стр
Заключение- 36стр
Список использованных источников- 38стр
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Кубанский
государственный
(КубГТУ)
Факультет экономики, управления и бизнеса
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Институциональная экономика»
на тему: «Политический рынок и политическая рента».
Выполнил студент группы 080200 МН1
…………………………….
(фамилия, имя, отчество)
Допущена к защите
Научный руководитель
____________________________
(подпись, дата, расшифровка подписи)
Нормоконтролер работы
____________________________
(подпись, дата, расшифровка подписи)
Защищена ________ Оценка ________________________
(дата)
Члены комиссии ______________________________
(подпись, дата, расшифровка подписи)
2013
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО
«Кубанский государственный
(КубГТУ)
Факультет экономики, управления и бизнеса
Кафедра экономической теории
Задание на выполнение курсовой работы
по специальности 080200
студенту ……………………….
Тема курсовой работы: «Политический рынок и политическая рента»
Руководитель
курсовой работы доцент Т.И. Бондаренко
Срок представления
завершенной курсовой работы руководителю «__» ________20___г.
Политический рынок и политическая рента
Содержание- 2стр
Введение- 3стр
1 Политический рынок и политическая рента: понятие, субъекты, теория
1.1 Понятие политической ренты и политического рынка- 6стр
1.2Субъекты политического рынка,
распыление политической ренты- 9стр
1.3 Теория политической ренты- 11стр
2 Анализ эффективности развития политического рынка и ренты в России
Заключение- 36стр
Список использованных источников- 38стр
Введение
Актуальность темы исследования. Политическая жизнь России в настоящее время, характеризующаяся стремительным развитием и широким применением электоральных и PR-технологий, технологий формирования общественного мнения поставила вопрос об адекватном понятийном осмыслении такого рода процессов. Современное политическое строительство с неизбежностью включает в себя разработку стратегий различного воздействия на адресные социальные группы и слои граждан по принципам образования маркетинговых стратегий. На сегодняшний день финансирование политических кампаний часто осуществляется финансово-промышленными группами, холдингами, которые инвестируют политические процессы со вполне очевидным намерением получать прибыль.
Политическая деятельность все больше и больше становится похожей на предпринимательскую. По крайней мере так же предполагает использование рыночных: управленческих, маркетинговых, рекламных, информационных технологий, что ярко выражается в избирательных кампаниях, которые превращаются в различные предприятия по «раскрутке» и продвижению какого-то политического «брэнда».
Вторым основанием является необходимость адекватно оценивать перспективы государственного строительства в России в настоящее время, которые связаны со становлением политических демократических институтов, испытывающих огромное влияние экономического рынка. Недооценка данного влияния способна привести к такому положению дел, при котором существенным образом изменится содержание еще неустойчивой и неоднородной гражданской культуры общества России, когда при сохранении демократическими институтами формальных признаков их функционирование осуществляется в рамках преимущественно рыночных стратегий в ущерб интересам общества в общем.
Третьим основанием, которое требует осмысления политических процессов современной России в рамках рыночной парадигмы, является интенсивное развитие и совершенствование политических технологий, применение которых непосредственно связано с «маркетизацией» политики. Здесь формирование институциональных моделей развития политического рынка, задающих политические и правовые рамки применения технологий, позволяет избежать опасности превращения данного рода знаний и умений в средство бесконтрольного манипулирования поведением и сознанием широких слоев граждан.
В любом случае на сегодняшний день процесс формирования политического рынка в России считается по сути уже состоявшимся, вполне очевидным явлением, необходимость исследования которого представляет и теоретический, и практический интерес. Однако, имеющиеся в политической науке понятийные средства и конструкты, не позволяют пока сформулировать более или менее целостную концепцию, которая могла бы применяться при осмыслении политической практики в данном ракурсе. Настоящая работа посвящена исследованию политического рынка. Институциональный анализ является одним из более актуальных в силу того, что он связан с широким спектром связанных между собой проблем становления рыночных отношений в экономике и проблем образования демократической гражданской культуры российского общества, политической культуры государства, его институтов, рядовых граждан.
Для выявления институциональной инфраструктуры и основных моделей развития подход применяется для осмысления процесса становления политического рынка.
Объектом исследования выступает политический рынок как теоретический конструкт и конкретная политическая практика взаимодействия субъектов политики.
Предметом исследования является институциональный анализ становления политического рынка и политической ренты, в котором формирование инфраструктуры, уровни и модели развития, а так же конституирование основных сегментов рынка рассматриваются через институциональное содержание соответствующих процессов.
Основной целью курсовой работы является построение теоретической концепции, в которой особенности политического рынка выявляются и анализируются в институциональном аспекте.
1
Политический рынок и
1.1 Понятие
политической ренты и
Политический рынок – это система производства и распределения политических товаров и услуг (идей, стиля управления, программ, имиджа лидера), которая относительно эффективно обеспечивает согласование значительного числа интересов конкурирующих между собой продавцов (партий, политиков, бюрократии) и покупателей (избирателей, граждан).
Политическая рента – это доходы, получаемые субъектами от политической деятельности (они превышают конкурентный уровень). Изыскание политической ренты – это деятельность, которая направлена на получение данного вида доходов.
Изучение политического рынка, а также всех происходящих на рынке процессов и операций считается исходным моментом в теории и практике политического маркетинга. Целью изучения рынка является получение по возможности более полной, надежной и достоверной информации о состоянии и перспективах развития предложения и спроса, степени удовлетворения спроса, тенденциях рыночной конъюнктуры, действиях конкурентов, всего того, что нужно для выработки политической стратегии и тактики поведения агента на рынке.
Политический рынок объединяет в себя следующие элементы: политические субъекты (агенты) или производители политического товара (действующий индивид, носитель социальных отношений); спрос и предложение политического товара; политический товар; потребители политического товара; обмен политическим товаром.
В качестве политических субъектов (агентов) на этом рынке выступают политические лидеры; государства и государственные органы; политические партии и общественные организации; лобби, группы интересов. Их задача выражается в том, чтобы предложить такие политические товары, которые бы пользовались широким спросом у определенных социальных групп или организаций и были бы конкурентоспособными по сравнению с теми, что предлагают на рынке их соперники.
На политическом рынке действуют агенты, производящие политическую реальность тем, что, исходя из своих субъективных свойств и находящихся в их распоряжении объективных ресурсов (материальных и др.) "продуцируют") схемы оценивания, восприятия, мышления и политического взаимодействия, а затем осуществляют политическую практику в соответствии с данными схемами.
Понять лучше всего политический рынок можно через анализ борьбы за перераспределение правил внутреннего деления на рынке. Обычно рынок политики образуется вокруг 2-3 полюсов, причем, например, оппозиция "левые - правые", демократы - консерваторы могут сохраняться и при переструктурировании рынка за счет частного обмена ролями. Так, до августа 1991-го года "левые" были партией прогресса и демократии, "правые" являлись партией порядка и консерватизма, в настоящее время - наоборот.
Для перехода к цивилизованному политическому рынку нужен достаточно более высокий уровень политических отношений, а именно: 1) появление конкурентоспособных производителей политического товара, т.е. политических партий и блоков, которые располагают достаточно большой социальной клиентурой; 2) общепринятая система ценностей как основа для достижения консенсуса между политическими субъектами; 3) равноправие политических субъектов, которое обеспечивается четко разработанной системой норм и правил конкурентной борьбы; 4) возрастание количества потребителей, которые способны предъявлять очень высокие требования к его качеству. И конечно, цивилизованный рынок невозможен без массового политического просвещения.
1.2 Субъекты политического рынка, распыление политической ренты.
Субъекты политического рынка: чиновники, политики, избиратели, группы давления. Группы давления – это совокупность экономических субъектов, которые имеют одинаковые интересы и стремятся влиять на политические решения. Они оказывают услуги чиновникам и политикам. Если группа обладает СМИ, то она манипулирует голосами избирателей.
Теория политической ренты (основы в 60-ые). Политическая рента – это доходы, получаемые субъектами от политической деятельности (они превышают конкурентный уровень). Изыскание политической ренты – это деятельность, которая направлена на получение данных доходов. Способы изыскания политической ренты:
Рента распыляется и сводится к нулю. Она преобразуется в издержки на лоббирование. Например, разница между монопольной ценой и равновесной ценой, умноженная на выпуск при монопольной цене равна политической ренте, которая идет чиновникам для поддержания этой монополии.
Некоторые экономически
считаются
1.3 Теория политической ренты
Обстоятельства участия всех экономических субъектов в политической деятельности с целью приобретения специфических преимуществ, которые обеспечивают им рентные (то есть превышающих конкурентный уровень) доходы на факторы производства, которые находятся в их распоряжении, рассматриваются в рамках теории политической ренты. Данные доходы имеют название политическая рента, а та деятельность, которая направлена на их получение, - изыскания политической ренты (термин дан Е. Крюгером в середине 70-х гг., однако базовые положения соответствующей теории разработал еще в 60-е годы Г. Таллок). Предполагается, что все субъекты хозяйствования часть своих ресурсов инвестируют в хозяйственную деятельность (для создания прибыли), а часть - в деятельность на политическом рынке (деятельность по изысканию политической ренты). Критерий эффективности при данном распределении ресурсов требует, чтобы предельная эффективность их применения в обеих сферах была равной.