Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:36, контрольная работа
Процесс становления и развития Украины как независимого экономически самостоятельного государства тесно связан с необходимостью обретения ею надлежащего места в мировом хозяйстве и определения степени участия в мировом разделении труда, прежде всего через ее признание как полноценного и полноправного субъекта внешнеэкономической деятельности. Ускорение такого признания возможно лишь через выявление потенциальных возможностей предприятий-экспортеров и всестороннего содействия государства внешнеторговым операциям отечественных производственных и коммерческих структур на зарубежных рынках. Экспорт выступает сегодня в условиях кризисных процессов в экономике в роли стабилизирующего фактора производства, как источник валютных и материально-технических поступлений для структурной перестройки экономики. Каждый регион Украины обладает своим экспортным потенциалом и занимает определенное место в национальном разделении труда.
1. Теоретическое задание.
1.1 Экспортный потенциал Украины и направления его диверсификации.
1.2 Оценка интеллектуального капитала при продаже бизнеса
2. Практическое задание.
2.1 Определение вектора рекомендуемой стратегии в системе координат SPACE – анализ.
2.2 Результаты расчета интегрального показателя конкурентноспособности предприятий розничной торговли.
3. Список использованной литературы.
Контрольная работа
По курсу: _____Потенциал и развитие предприятия_________________
За _8_семестр
Контрольная работа сдана
В деканат__________
Содержание
1. Теоретическое задание.
1.1 Экспортный потенциал Украины и направления его диверсификации.
1.2 Оценка интеллектуального капитала при продаже бизнеса
2. Практическое задание.
2.1 Определение вектора
2.2 Результаты расчета
3. Список использованной литературы.
1.1 Экспортный потенциал Украины и направления его диверсификации.
На современном этапе развития мирового хозяйства экономическое положение государства определяется такими важными факторами, как внутренние ресурсы страны и степень ее интеграции в систему мирового хозяйства. Одним из важнейших факторов интеграции Украины к мировому хозяйству есть создание механизма устойчивого развития экспорта, что в современных условиях зависит от возможностей отечественных предприятий производить и реализовывать товары, которые отвечают требованиям мирового рынка по качеству, ценой и уровнем сервиса.
Процесс становления и развития Украины как независимого экономически самостоятельного государства тесно связан с необходимостью обретения ею надлежащего места в мировом хозяйстве и определения степени участия в мировом разделении труда, прежде всего через ее признание как полноценного и полноправного субъекта внешнеэкономической деятельности. Ускорение такого признания возможно лишь через выявление потенциальных возможностей предприятий-экспортеров и всестороннего содействия государства внешнеторговым операциям отечественных производственных и коммерческих структур на зарубежных рынках. Экспорт выступает сегодня в условиях кризисных процессов в экономике в роли стабилизирующего фактора производства, как источник валютных и материально-технических поступлений для структурной перестройки экономики. Каждый регион Украины обладает своим экспортным потенциалом и занимает определенное место в национальном разделении труда.
По итогам первого полугодия 2012 года оборот внешней торговли товарами и услугами Украины со странами мира составил 84,4 млрд.долл.США, увеличившись к аналогичному показателю 2011 года на 4,6%. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами Украины за январь-июнь 2012 года составило – 3,855 млрд.долл.США.
Россия остается главным
Основными товарными группами экспорта из Украины в Россию являются:
- машины, оборудование и транспортные средства – 38,3% (год назад – 36,3%);
-металлы и изделия из них – 20,9% (23,0%);
- продукция химической промышленности – 11,6% (8,2%);
- минеральные продукты – 10,3% (13,6%);
- продовольственные товары и с/х сырье – 10,2% (11,2%).
Коэффициент покрытия экспортом импорта составил 0,82 (за январь-июнь 2011 года – 0,86).
Украина осуществляла внешнеторговые операции товарами с партнерами из 209 стран мира. Объемы экспорта товаров в страны СНГ составили 36,8% от общего объема экспорта, Азии - 27%, Европы - 24,7%, в т.ч. в страны Европейского Союза - 24,2%, Африки - 7,8%, Америки - 3,5%, Австралии и Океании - 0,1%. Существенные экспортные поставки осуществлялись в Российскую Федерацию - 26,1% от общего объема экспорта (железнодорожные локомотивы, черные металлы, механические машины), Турцию - 5,6% (черные металлы, семена и плоды масличных растений, жиры и масла животного или растительного происхождения), Египет - 4,1% (зерновые культуры, черные металлы, жиры и масла животного или растительного происхождения), Польшу - 4% (черные металлы, руды, шлак и зола, электрические машины), Казахстан - 3,9% (железнодорожные локомотивы, изделия из черных металлов, механические машины), Индию - 3,5% (жиры и масла животного или растительного происхождения, черные металлы, топливо минеральное, нефть и продукты ее перегонки) и Италию - 3,5% (черные металлы, семена и плоды масличных растений, удобрения). На рисунке 1. эти данные можно увидеть наглядно
Рис.1. Диаграмма распределения стран экспортеров продукции Украины (по доле в процентах от общего объема экспорта Украины), 2012г.
Экспорт товаров в Египет увеличился в 2,6 раза, Казахстан - на 61,5% и Индию - на 30,6%. Одновременно сократился в Италию на 34,3%, Турцию и Российскую Федерацию - на 5,2%.
Основу товарной структуры украинского экспорта составляли черные металлы и изделия из них - 29,3% от общего объема экспорта (уменьшение на 9,4% - 1 полугодие 2011 г.). Минеральные продукты составили 12,1% (-13,8%), продукты растительного происхождения - 11,9% (+76,2%), механические и электрические машины - 9,6% (+7,3%), средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства - 8% (+17,2%), продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности - 7,3% (-2,3%), жиры и масла животного или растительного происхождения - 6% (+6,2%), готовые пищевые продукты - 4,6% (+12,6%).
В отчетном периоде увеличился экспорт отдельных товаров: сахара белого в 1773,9 раза (Казахстан, Киргизия, Ливан), кукурузы - в 2,5 раза (Египет, Иран, Испания), свинины - на 73,1% (РФ, Казахстан, Молдавия), ячменя - на 73% (Саудовская Аравия, Иордания, Марокко), пшеницы - на 47% (Египет, Израиль, Испания), тепловозов - на 44,6% (РФ, Эстония), азотных удобрений - на 15,2% (Турция, Джибути, Бразилия) и железнодорожных и трамвайных вагонов - на 8,1% (РФ, Казахстан, Эстония).
Экспорт услуг в январе-июне 2012 г. составил 6,589 млрд. долларов, уменьшившись на 1% по сравнению с январем-июнем 2011 года. Уменьшение объема экспорта услуг в январе-июне 2012 произошло, в первую очередь, за счет снижения экспорта услуг трубопроводного транспорта на 15,7%, железнодорожного транспорта — на 16,8%, финансовых услуг — на 18,5%, услуг связи — на 16,8%, других деловых услуг - на 9,9%.
Экспорт услуг в страны СНГ составлял 45,6% от общего объема экспорта, страны Европейского Союза – 27,8%. Основным партнером страны в экспорте услуг остается Российская Федерация, на которую приходится 41% от общего объема экспорта. Объем услуг, предоставленных странам СНГ, увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2%. При этом наибольший рост экспорта наблюдался в объемах услуг, предоставленных Казахстану – на 57,2%, Туркменистану – на 45,8% и Российской Федерации – на 0,5%. При этом уменьшились объемы услуг, предоставленных Беларуси – на 32,6%. Объем экспорта услуг в другие страны мира уменьшился по сравнению со II полугодием 2011г. – на 3,5%. Снизились объемы услуг, предоставленных Швейцарии – на 55,3%, Австрии –на 33,8%, Бельґии – на 14,7% и США – на 3,1%. Одновременно увеличились объемы экспорта услуг Маршалловым Островам –в 9,8 раза, Великой Британии – на 14,8%, Эстонии – на 51,4%, Кипру – на 13,2%, Германии – на 14,3%, Нидерландам – на 55,1%, Индии – на 95,6%, Виргинским островам (Брит.) – на 12,2%, Греции – на 33,1%, Испании – на 68,9%, Израилю – на 27,4%, Франции – на 23%, Польши – на 19,3%, Латвии – на 57,3% и Финляндии – на на 46,3%.
Экспорт Украины представлен товарами с низкой степенью обработки, тогда как в импорте преобладают энергоносители и инвестиции. Такую структуру торговли нельзя назвать рациональной. Сегодня стратегическим направлением внешнеэкономической политики становится целенаправленная государственная поддержка экспорта. В структуре экспорта доминируют промышленные товары - 43,2%, довольно существенная доля экспорта приходится на автомобили и транспортное оборудование - 18,2% и продукты питания и сельского хозяйства - 15,0%. Приблизительно одинаковая доля в экспорте приходится на продукцию химической и нефтехимической отраслей и на рудные полезные ископаемые и концентраты - 12,5% и 11,2% соответственно. Оценивая структуру экспорта Украины, можно говорить о том, что преобладание в ней различных промышленных товаров и продукции отраслей, связанных с использованием высоких технологий говорит о недостаточном развитии этих отраслей в стране и тенденции к более интенсивному развитию промышленности. Однако, достаточно велика доля продуктов питания и сельского хозяйства, что свидетельствует о аграрно-индустриальном характере украинской экономики.
Основным
приоритетом развития
Поэтому
для полноценного
– упростить таможенные процедуры;
– создать условия для применения предприятиями-экспортерами результатов научных исследований в полной мере, как это делается в развитых странах, а также внедрение технологических инноваций;
– провести полную модернизацию отечественной промышленности, для улучшения качества и конкурентоспособности продукции;
– ограничить нежелательные виды экспорта с помощью дифференцированных ставок экспортной пошлины с целью исключения разницы между средней ценой на мировом рынке данного и его средней ценой на внутреннем рынке;
– увеличить
возможности использования
– обеспечить подготовку квалифицированных кадров для работы в сфере экспорта на предприятиях;
– предоставить
для предприятий-экспортеров
Реализация
перечисленных и других
1.2 Оценка интеллектуального капитала при продаже бизнеса
В современном обществе интеллектуальный капитал становится основой богатства. Именно он определяет конкурентоспособность экономических систем, выступает ключевым ресурсом их развития. В процессе создания, трансформации и использования интеллектуального капитала участвуют коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, т.е. все субъекты рыночных отношений. Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет экономическую силу нации, ее благосостояние. Открытость общества для импорта разнообразных знаний, идей и информации, способность экономики продуктивно их перерабатывать – вот от чего зависит успешное социально-экономическое развитие любой страны.
В современном мире фирма или организация – это производитель не столько товаров, сколько знаний. Это означает, что работники занимаются производством знаний, организации становятся обучающимися, инновации становятся источником вновь созданной стоимости. Интеллектуальный капитал в большей мере, чем физические активы или финансовый капитал, становится устойчивым конкурентным преимуществом.
При переходе
от доиндустриальной и
Под интеллектуальным капиталом того или иного субъекта понимается стоимость совокупности имеющихся у него интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, его природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки, а также накопленные им базы знаний и полезные отношения с другими субъектами.
В современной отечественной литературе под интеллектуальным капиталом понимается совокупность интеллектуальных активов, к которым могут быть отнесены:
- рыночные активы (нематериальные активы, связанные с рыночными операциями);
- интеллектуальную собственность как актив (патенты, авторские права, торговые марки товаров и услуг, ноу-хау, торговые секреты и др.);
- человеческие активы
(совокупность коллективных
- инфраструктурные
активы (технологии, методы и процессы,
которые делают возможной
Не менее важной частью интеллектуального капитала является клиентский капитал – система капитальных, надежных, долгосрочных доверительных и взаимовыгодных отношений предприятия со своими клиентами, покупателями его товара, сложившаяся за время его работы на рынке. К клиентскому капиталу обычно относят бренды, клиентуру, каналы сбыта, система деловых связей, лицензионные договоры и др. Немаловажную роль среди всего этого играет бренд, который, в отличие от обыденного понимания, представляет собой не только торговую марку или символ. Мало придумать и зарегистрировать в качестве торговой марки оригинальное название. Брендом оно станет только тогда, когда одно упоминание или мельком брошенный взгляд будет рождать у покупателя вполне определенные ассоциации, представления о характеристиках данного продукта. А для этого производителю нужно основательно потрудиться, разными способами укрепляя известность и репутацию продукта.