Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:25, доклад
Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Оглавление
Введение
1. Предложение в механизме рынка
1.1 Экономическая природа предложения
1.2 График кривой предложения. Закон предложения. Величина предложения
1.3 Неценовые факторы предложения
2. Потребление, сбережения и инвестиции в национальной экономике.
2.1 Потребление и сбережения. Средняя и предельная склонности к потреблению и сбережению.
2.2 Инвестиции и их функциональная роль. Равенство сбережений и инвестиций как основа сбалансированного роста.
2.3 Теория мультипликатора. Парадокс бережливости.
Заключение
Список
литературы
Введение
Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Модели
потребления, сбережения и инвестиции
играют важную роль в национальной
экономике. В странах, в которых потребляется
лишь незначительная часть доходов и делается
много инвестиций, происходят стремительное
увеличение выпуска продукции, значительный
рост доходов и заработной платы; эта картина
была характерна для Соединенных Штатов
Америки В XIX столетии, для Японии — в XX
и для «экономического чуда» в странах
Юго-Восточной Азии, которое наблюдалось
там в течении послед- них трех десятков
лет. И наоборот, в странах, где потребляется
значительная часть полученного дохода,
таких как многие бедные страны в Африке
Латинской Америке, практически не инвестируется
строительство новых заводов и закупка
нового оборудования, наблюдается не-значительный
рост производительности труда и заработной
платы. Говоря на языке макроэкономики,
потребление значительной части национального
дохода влечет за собой снижение инвестиций
и медленный экономический рост, в то время
как потребление небольшой части национального
дохода способствует увеличению инвестиционной
активности и стремительному экономическому
росту. Взаимодействие между потреблением
и инвестициями играет абсолютно иную
роль в краткосрочном периоде, на протяжении
деловых циклов. Когда экономические условия
дают толчок быстрому увеличению потребления
и инвестиций, это повышает совокупные
расходы и совокупный спрос, увеличивая
при этом производство продукции и уровень
занятости в краткосрочном периоде. Экономический
бум конца 1990-х годов в США во многом был
обусловлен быстрым ростом потребительских
расходов. В случае, когда потребление
уменьшается из-за высокого налогообложения
или в связи с исчезновением уверенности
в завтрашнем дне, это ведет к снижению
совокупных расходов и может привести
экономику в состояние рецессии, как случилось
в 1990-е годы в Японии.
1. Предложение в механизме рынка
1.1 Экономическая природа предложения
Предложение - это сумма товаров, которые готовы продать по альтернативным ценам. Наложения предложение влияют несколько факторов: число продавцов на рынке, различия в технологических методах изготовления одноименных товаров (более технологичные изделия пользуются предпочтением потребителей) и, разумеется, цены на продаваемые продукты, субституты (взаимозаменяемые товары) и другие виды изделий. На рынке обычно возникает возможность реализации альтернативного количества предлагаемого блага по разным ценам.
Продавцы одного и того же вида товара устанавливают два уровня цен:
а) цену, ниже которой никто не стал бы продавать и б) цены, по которым никто из них не откажется реализовать продукт.
"Предложение" означает желание производителей произвести и продать определенные товары и услуги.
Так же, как в случае со спросом, необходимо различать понятия "индивидуальное предложение" и "рыночное предложение", "предложение" и "величина предложения".
Предложение отдельно производителя (продавца) на рынке называется индивидуальным.
Рыночное
предложение представляет собой
сумму индивидуального
Объем
предложения - это количество благ,
которое производители желают и
могут привести и предоставить на
рынок при данных условиях в определенный
период.
1.2 График кривой предложения. Закон предложения. Величина предложения
Величина предложения показывает взаимосвязь между данной ценой и данной величиной предложения. Собираясь заняться бизнесом, предприниматель должен применить свои знания и способности в каком-то определенном деле. Например, предприниматель имеет склонность к кондитерскому делу. Но, прежде чем его желание приведет к появлению реальных тортов на прилавках магазинов, ему нужно убедиться, что для этого у него имеются необходимые условия. Возможность производства любого товара связана прежде всего с получением прибыли. Это значит, что, прежде чем начать свой бизнес, предприниматель должен установить, что его затраты будут ниже, чем существующие на рынке цены на товар. Только в этом случае можно рассчитывать на получение прибыли.
Величина предложения будет определяться величиной цены. Если мы проведем опрос группы продавцов однородной продукции, мы сможем составить зависимость величины предложения от уровня цены. Такую зависимость называют графиком (кривой) предложения. На графике каждая точка на кривой предложения показывает определенную величину предложения, т.е. данное количество товара, которое производители-продавцы могут и готовы поставить по данной цене.
Если величина спроса находится в обратной зависимости от цены товара, то между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость: если цена растет, то при прочих равных условиях на рынок поступит большее количество данного товара, так как производителю выгодно увеличить его производство и наоборот. Величина предложения - это количество товара и услуг, которое предъявляется к продаже по какой-либо определенной цене в течение определенного времени.
Например, мы можем сказать, что величина предложения товара X по цене Y составляет 1000 штук в неделю. Согласно закону предложения, между ценой и величиной предложения существует прямая связь, т.е. величина предложения больше при высоких ценах и меньше при низких. Если спрос на данный товар повышается увеличивается, он становится более редким, и его цена повышается. Поэтому его производство становится более выгодным. Величина предложения увеличивается, потому что растущие прибыли будут стимулировать рост производства. Более высокие цены и прибыли будут привлекать в эту отрасль и другие фирмы.
При падении спроса цена на товар снизится, и это будет означать, что по существующей на рынке цене этот товар в избытке. Фирмы будут вынуждены сбросить цены, чтобы избавиться от излишков. При сниженных ценах производство станет менее выгодным, поэтому фирма сократит выпуск этого товара, и его предложение уменьшится. Падение цены может привести к тому, что менее эффективно работающие фирмы будут вынуждены уйти из отрасли. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. Закон предложения выражает прямую взаимосвязь между ценой и величиной предложения товара.
P
Рис. 1. Кривая предложения.
P – цена, QS – величина предложения, S - кривая предложения.
Кривая предложения S на графике (рис.1) показывает все возможные сочетания цен и количества предложенного товара при прочих равных условиях. Согласно закону предложения она имеет восходящий характер. Величина предложения представляет собой определенную точку на кривой предложения.
Форма кривой предложения определяется стремлением фирм к максимальной прибыли. Это допущение помогает понять, почему кривая предложения направлена вверх слева направо, т.е. почему фирмы готовы предложить больше продукта при более высоких ценах.
Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса.
Изменение в предложении выражается в смещении кривой предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево.
Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения. Напротив, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.
Согласование объема спроса и предложения на рынке осуществляется путем их взаимодействия на рынке (см. рис 2) Если предложение не соответствует спросу (S < D, D < S) активизируется механизм изменения цены до достижения равновесных объемов спроса и предложения. Если производители установили слишком высокую цену на товар (Р1), они готовы предоставить большее количество товаров (QS1 > Q0). Однако при такой цене покупатели готовы приобрести небольшое количество товаров (QD1). При этом на рынке возникает избыток товаров в количестве DQизбыточное = QS1 - QD1
Для того чтобы реализовать избыток продавцы будут снижать цену на товар, при этом спрос будет увеличиваться, а предложение снижаться до тех пор пока количество предлагаемого продукта не совпадет с количеством запрашиваемого (QS0 = QDS)
Если же цена на товар невысока, то спрос будет превосходить предложение и на рынке будет дефицит в объеме DQдефицит = QD2 - QS2
Благодаря
равновесию на каждом товарном рынке
поддерживается равновесие экономической
системы в целом.
Рис 2. Согласование объема спроса и предложения
Эластичность предложения - степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены.
Когда уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены влечет рост предложения, это означает абсолютно эластичное предложение. Если же предлагаемое количество товаров остается неизменным, несмотря на изменение цены, - предложение неэластично.
Факторами эластичности предложения являются: мобильность экономических ресурсов, необходимых для организации дополнительного выпуска товаров; внедрение технического прогресса; временные рамки, в пределах которых изменяются условия производства.
Выделяют
три периода эластичности предложения:
кратковременный, среднесрочный и долгосрочный.
В краткосрочном периоде фирма не в состоянии
изменить объем выпускаемой продукции
и вынуждена подстраиваться под спрос,
изменяя только цену. В среднесрочный
период предприятие может повысить объем
производства, используя ближайшие резервы,
имеющиеся запасы и интенсификацию труда.
В долгосрочном периоде возможна перестройка
производства, замена старого оборудования
на новые технически совершенные мощности.
В долгосрочный период эластичность предложения
достигает максимальной величины, в краткосрочный
период она абсолютно неэластична.
1.3 Неценовые факторы предложения
Как правило, снижение цен на факторы производства приводит к снижению затрат на производство товара или услуги. В этом случае производители по тем же ценам могут предложить большее количество своего товара. Рост цен на факторы производства приведет к уменьшению предложения товара по тем же ценам.
Например, снижение цен на нефть может привести к увеличению предложения бензина. В случае, если повысятся затраты производителей на заработную плату рабочим, может произойти сокращение предложения производимого ими товара.
Функция
предложения (supply function) определяет предложение
в зависимости от влияющих на него факторов.
QS = f (P, Pr, K, T, N, B)
где