Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:30, курсовая работа
Как известно, Таможенный союз формируется для достижения нескольких целей, среди которых создание условий для добросовестной конкуренции, формирование общего экономического пространства и выход на внешний рынок. Поэтому, Таможенный союз – можно считать результатом усиливающейся во всем мире тенденции к международной интеграции.
Целью данной работы является анализ таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, выявление проблем, связанных с возникновением и развитием союза, а также перспектив интеграции. Автор рассматривает предпосылки появления ТС, позиции стран-участниц, а также ущерб и выгоды, которые понесет каждая из стран. Интересна тема перспектив развития Таможенного Союза.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Международные экономические отношения»
Проблемы и перспективы развития таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана
Выполнила: студентка гр. 330/2
Заярная А. О.
Научный руководитель:
ассистент кафедры международных
экономических отношений Солод
Санкт-Петербург
2011 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Мировая практика показала, что крупные интеграционные объединения стран, как Таможенный союз, выгодны, и формируются в зависимости от социальных принципов. Прежде всего автору хотелось бы дать определению Таможенного союза. «Таможенный союз – это форма экономической интеграции, при которой наряду с отменой таможенных пошлин устанавливается единый внешнеторговый тариф и проводится единая внешнеторговая политика странами-участницами в отношении третьих стран» [7; с. 534].
Как известно, Таможенный союз формируется для достижения нескольких целей, среди которых создание условий для добросовестной конкуренции, формирование общего экономического пространства и выход на внешний рынок. Поэтому, Таможенный союз – можно считать результатом усиливающейся во всем мире тенденции к международной интеграции.
Целью данной работы является анализ таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, выявление проблем, связанных с возникновением и развитием союза, а также перспектив интеграции. Автор рассматривает предпосылки появления ТС, позиции стран-участниц, а также ущерб и выгоды, которые понесет каждая из стран. Интересна тема перспектив развития Таможенного Союза.
Автор обращается к современным источникам, нормативным актам, сайтам, посвященным ТС, пользуется информацией периодических изданий. В основном сведения были найдены в Российских источниках, чего недостаточно для полного представления проблемы, поэтому использовались и источники Белоруссии и Республики Казахстан. Основные источники используемой литературы это Интернет-ресурс Российской таможни http://www.customs.ru/ и Таможенного союза http://www.tamognia.ru/, а также Решение Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС и Таможенный кодекс Таможенного союза.
Высшим органом Таможенного союза являются Межгосударственный Совет на уровне глав государств и Межгосударственный Совет на уровне глав правительств. Единый постоянно действующий регулирующий орган — Комиссия Таможенного союза. «Формирование Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами»[12].
Возникает вопрос о целях создания Таможенного союза Республики Казахстан, Белоруссии и Российской Федерации. Созданию этих организаций предшествовало создание СНГ - Союзa Нeзависимых государств, кoторый объeдинил 12 государств постсоветского пространства - бывших республик СССР. После распада СССР на 15 автономных Республик, советская экономика пришла в упадочное состояние и нуждалась в глубоких преобразованиях. Необходимо было сохранить ту индустриальную экономику, которая строилась на отношениях, объединяющих страны и выходящих за пределы одной лишь страны, но в то же время и важно было сформировать самостоятельные экономики каждой Республики в отдельности.
«СНГ в России часто называют "Клубом президентов постсоветских стран". Действительно, главная роль этой организации, являющейся, по сути, "формой поддержания цивилизованных отношений" между бывшими советскими республиками, состояла изначально и состоит до сих пор исключительно в обеспечении коммуникаций на постсоветском пространстве. Но этого явно недостаточно, чтобы решать конкретные экономические вопросы и развивать реальное экономическое и торговое сотрудничество между государствами СНГ»[14].
С целью образования объединения, которое было бы нацелено не на политическое развитие, а на развитие экономической интеграции, и воссоздавало бы единое экономическое пространство хотя бы на части территории бывшего СССР, было создано Евразийское экономическое сообщество. Цели ЕврАзЭс – формирование Единого экономического пространства, создание зоны свободного перемещения капитала, трудовых ресурсов и товаров. На пути исполнения данных целей ЕврАзЭс столкнулось с некоторыми трудностями. Например, в Таможенный союз, созданный на базе Евразийского экономического сообщества, пока вошли лишь три страны - Россия, Казахстан и Белоруссия.
Формирование ЕврАзЭС началось в январе 1995 г. подписанием Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому позже присоединились Казахстан и Киргизия, а в 1999 году – Таджикистан. Сам Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) был подписан лишь 10 октября 2000 года президентами Казахстана, России, Киргизии, Белоруссии и Таджикистана в г. Астана. Главная задача ЕврАзЭс – экономическая интеграция – предполагает 3 ступени:
«Хорошие темпы развития ЕврАзЭс позволили в августе 2006 года главам государств принять решение о необходимости создания Таможенного союза и далее формировании Единого Экономического пространства. Таможенный союз на начальном этапе формируется тремя государствами – Белоруссией, Казахстаном и Россией. Присоединение к нему Киргизии, Таджикистана и Узбекистана будет происходить с учетом степени готовности их экономики. В октябре 2007 года в Душанбе состоялось заседание Межгоссовета, где были приняты основные документы по формированию Таможенного союза:
Эти документы являются первостепенными для формирования институциональной структуры Таможенного Союза, кроме того они устанавливают правила присоединения других стран к Таможенному союзу. Безусловно, все документы отвечают нормам и принципам, закрепленным Всемирной торговой организацией.
Функции высшего органа Таможенного союза исполняет ЕврАзЭС, а в качестве постоянно действующего регулирующего органа была создана Комиссия Таможенного союза. Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Сторон (см. Рис.1).
Рисунок 1
Источник - http://www.customsunion.ru/
Так, главы государств решили передать часть своих обязательств наднациональному органу. ЕврАзЭС играет роль объективного и независимого судьи и посредника в процессе интеграции стран – участниц Таможенного Союза.
Ключевые точки в работе по созданию Таможенного союза представлены в таблице 1.
Таблица 1
Дата |
Событие |
1 января 2010 г |
Формирование правовой базы Таможенного союза, ввод единого для трех стран регулирования торговли товарами с третьими странами, начало работы Таможенного союза Казахстана, России и Белоруссии |
1 июля 2010 года |
Белоруссия, Казахстан и Россия формируют единую таможенную территорию, на которой действует Таможенный кодекс Таможенного союза. |
5 июля 2010 года |
Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза для трех стран, имеющий силу с 6 июля 2010 года. |
1 июля 2011 года |
Сняты таможенные барьеры между странами, завершающий этап формирования Единой таможенной территории. |
19 октября 2011 года |
В Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС было заявлено о присоединении Киргизии к Таможенному союзу. И хотя официально Киргизию сразу же включили в состав ТС, реальное ее присоединение произойдёт чуть позже, ближе к наступлению 2012 года. |
1 января 2012 |
Начало работы Единого Экономического Пространства |
Составлено
автором на основе материала сайта
http://sngcom.ru/key-issues/
Таможенный союз изначально создавался с целью последующего формирования Единого Экономического Пространства, и оно будет создано уже 1 января 2012 года. В октябре 2011 года был подписан договор о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ. Автор считает, что договор благоприятствует вступлению новых членов в Таможенный союз и является начальным пунктом для создания новых объединений.
«С момента создания Таможенного союза подписано 96 межправительственных соглашений, касающихся тарифов и нетарифных мер регулирования. Принято более 800 решений по соглашениям в сфере технического регулирования, таможенного и налогового администрирования, разработано свыше 100 документов, формирующих правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства» [20], - озвучил цифры У. Шукеев
Это показывает на результативность сотрудничества России, Белоруссии и Казахстана, реальную работу Таможенного союза. Так же развитие отношений между странами, заключение общих договоров и принятие мер по регулированию экономики трех стран не может не сказаться на общей политике правительств, на расширении сфер сотрудничества и перспективах дальнейшего развития.
В целом создание Таможенного союза положительно повлияло на межгосударственные отношения трех стран, но обнаружились и проблемы. Итак, основные конфликты и трудности носят политический и экономический характер, и автор намерен осветить в первую очередь политические вопросы, потому что они достаточно быстро приобрели характер межгосударственных кризисов.
Со вступлением Казахстана и Белоруссии в Таможенный союз активировались националистические и оппозиционные силы в них.
В Белоруссии опасаются, что с участием страны в Таможенном союзе снижает перспективы Минска в европейском направлении, повлияет на статус Белоруссии в программе Евросоюза «Восточное партнерство», высказываются опасения в связи с тем, что участие в Таможенный союз приведет к сужению перспектив Минска на европейском направлении, ограничению статуса республики в программе Евросоюза «Восточное партнерство». В Казахстане считают, что республика не готова ко второму этапу экономической интеграции. «Предприятия Казахстана должны принимать меры к тому, чтобы защитить себя от более сильного давления со стороны российских предпринимателей. Громадные природные ресурсы России и ее сравнительно хорошо развитая промышленность и конкурентоспособные продукты, вероятно, получат преимущество на рынке Казахстана за следующие три или четыре года» [17], - полагает казахстанский аналитик Досым Сатпаев.
Автор пришел к мысли, что
претензии и недоверие к
Крупной и очень важной проблемой
Таможенного союза нужно
Комиссия таможенного союза опубликовало
аналитическое
"приложение" «Основные итоги функционирования
Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и
первоочередные задачи на 2011-2012 годы»,
которое стало одним из стратегических
документов 15-го Межгоссовета ЕврАзЭС.
«В КТС оценили незаконный вывоз капитала из РФ в $37,6 млрд. в 2010 году. Эта цифра — сумма двух статей платежного баланса ("чистые ошибки и пропуски" и "своевременно неполученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам"), по которым принято судить о масштабах бегства капитала, плюс "подстатья" "переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами", операции по которой составили $13,9 млрд. Оценка бегства капитала в $37,6 млрд. действительно выглядит заметной (порядка 95% чистого оттока иностранного капитала в 2010 году).
«Шесть
мер было предложено для борьбы с бегством
капитала.
Среди них — ужесточение
административной и уголовной ответственности
за внешнеторговые операции, предполагающие
завышение вознаграждения нерезидентов,
или за "просрочку зачисления и полное
незачисление валютной выручки", введение
обязательного уведомления таможенными
органами и банками налоговых органов
"о всех осуществляемых физическими
и юридическими лицами валютных операциях
вывоза капитала" и запрет на включение
в расходы, уменьшающие налогооблагаемую
прибыль, безнадежных долгов со стороны
нерезидентов»[8]. Специалисты
не верят в успех предложенных мер, из-за
низкого качества инвестиционного климата
и деловой среды.
Однако рассмотрим проблемы, возникающие непосредственно у стран - участниц таможенного союза.
Таможенный союз может негативно сказаться на деятельности некоторых компаний и даже отраслей экономики Белоруссии, и в первую очередь пострадали, конечно, компании, занимающиеся предоставлением таможенных услуг. Из-за ужесточения обстоятельств деятельности вне этого рынка в конце октября 2011 года оказались 80% участников. Компаниям были поставлены условия для включения в обновленный реестр таможенных представителей Белоруссии. Во-первых, нужно было обеспечить выплату таможенных платежей и пошлин в размере 1 млн. евро. Вторым условием было присутствие в штате как минимум двух специалистов по таможенному оформлению. К сожалению, выполнить требования смогла только 41 компания из 204.