Развитие малого бизнеса в регионе (на примере Нижегородской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие малого бизнеса……………………………………………………….5
2. Функции и роль малого бизнеса………………………………………………6
3. Анализ Нижегородской области как объекта развития малого бизнеса…...11
4. Инфраструктура поддержки и развитие малого бизнеса в регионе……….18
Заключение………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы……………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Регионтальная экономика.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие малого бизнеса……………………………………………………….5                                 

2. Функции и роль малого бизнеса………………………………………………6      

3. Анализ Нижегородской области как объекта развития малого бизнеса…...11

4. Инфраструктура поддержки и развитие  малого бизнеса в регионе……….18

Заключение………………………………………………………………………..22

Список использованной литературы……………………………………………25

 

Введение 

    Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий  сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.

    Малое предпринимательство служит необходимым условием существования и развития рыночной экономики страны. Опыт многих стран доказал, что при эффективном функционировании малого бизнеса многие отрасли экономики, такие как строительство и особенно сфера услуг, включающая в себя транспорт, связь, оптовую и розничную торговлю, бытовые, деловые и социально-культурные услуги, развиваются значительно быстрее и в правильном направлении.

    Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.

    Необходимо  отметить, что развитие мелкого производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

    В сфере экономики малые предприятия  функционируют наряду с крупными и средними предприятиями. Обладая весьма скромными размерами (как по объемам продаж, так и по числу работающих сотрудников), за счет большого их количества малые предприятия в экономически развитых странах выступают важными субъектами экономики. Малое предпринимательство предоставляет до 70% рабочих мест, а доля его участия в ВВП оценивается в 30-50%.

    К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе  развития. Представителям малого бизнеса приходится работать в гораздо более сложных и противоречивых условиях, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.

    Основная  цель данной работы состоит в определение роли малого бизнеса, проведение анализа развития малого бизнеса в Нижегородской области, исследование государственной поддержки малого бизнеса, выявление основных проблем и выработка рекомендаций.

 

1. Понятие малого бизнеса 

    Малым предпринимательством признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

    Наряду  со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др.

    В соответствии с Федеральным законом  «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. № 88-43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

    в промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;

    в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;

    в оптовой торговле - 50 человек;

    в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -30 человек;

    в остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности - 50 человек.  

    Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

    В случае превышения малым предприятием вышеназванной численности работников оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

    Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.  
 

2. Функции и роль малого бизнеса 

    Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения. Таковы краткие выводы о роли малого предпринимательства, сформулированные Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

    Для России, находящейся на начальном  этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должны стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства оказали последствия разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса.

    По  роли в развитии экономики, решении  социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, ФРГ, Франция и др.

    За  последние годы число малых предприятий не увеличивается. В таблице 1 представлены данные о сравнительной численности занятых на малых предприятиях и динамике безработицы в РФ.

    С 1992 по 1993 год темп прироста занятых в малом бизнесе составлял 17 %. За тот же период рост безработицы составил 8%. Кроме того, изменение доли занятых в малом бизнесе в этом году составляло 1,6 %, тогда как общая занятость сократилась на 1,3 %. Для сравнения: с 2005 по 2006 год темп прироста занятых в малом бизнесе составлял 2,6 %, за тот же период темп роста безработицы составил - 3,8%. Безработица за период с 1992 по 2006 год росла даже медленнее числа рабочих мест, обеспечивающих постоянную занятость.  
 
 
 

    Таблица 2. 1

    Динамика  численности занятых на малых  предприятиях, занятости и безработицы в РФ 1992-2007 гг. 

Год Численность безработных

(млн. чел.)

Численность

занятых

(млн. чел.)

Численность занятых

на малых 

предприятиях (млн. чел.)

Год Численность безработных

(млн.чел.)

Численность

занятых

(млн. чел.)

Занятые на

малых предприятиях

(млн. чел.)

1992 Н.д. 73,8 5,4 2000 8,7 63,1 6,5
1993 3,6 72,1 7,7 2001 7,0 65,3 6,6
1994 3,9 70,1 8,6 2002 6,3 65,1 6,5
1995 5,4 68,5 8,5 2003 6,1 66,3 7,2
1996 6,4 66,4 8,1 2004 5,7 67,2 7,5
1997 6,5 62,9 8,6 2005 7,8 67,1 7,8
1998 8,2 60,0 6,5 2006 5,2 68,6 8,0
1999 8,6 58,4 6,2 2007 5,0 69,2 н.д.

 

    В конце 2006 года резко возрастает численность занятых на малых предприятиях торговли и общественного питания - до 30,8%, при сокращении численности занятых на малых предприятиях строительства и промышленности (до 17,4 и 19,4% соответственно).

    Приведенные данные свидетельствуют о тенденциях в распределении отраслевой занятости на малых предприятиях за период с 1992 по 2006 год. Доля занятых на малых предприятиях выросла в сфере торговли и общественного питания на 10,4 % и сократилась в сфере строительства - на 15,9 %, в промышленности - на 14,4%.

    По  данным Росстата, в 2006 году более трети постоянно работающих на малых предприятиях трудились в промышленности и строительстве (37,9%), около трети - в торговле (30,8 %).

    Малое предпринимательство по итогам 2006 года обеспечивало занятость каждого седьмого-восьмого работающего на российских предприятиях. 
 
 
 

    Таблица 2. 2

    Динамика  занятости на малых предприятиях по отраслям экономики в 1992-2006 гг. 

  1992 1993 1994 ,1995 1996 2006
млн.чел. в % к

итогу

млн.чел. в % к

итогу

млн. чел. В % к

итогу

млн. чел. в % к

итогу

млн. чел. в % к

итогу

млн. чел. в % к

итогу

Всего 5,44 100 7,68 100 8,63 100 8,481 100 8,1 100 8,9 100
в том числе:
Строительство  1,81 33,3 2,19 28,5 2,38 27,6 2,63 31,0 2,4 29,6 15,6 17,4
Промышленность 1,84 33,8 2,1 27,3 2,33 25,0 2,38 28,1 2,38 29,4 17,4 19,4
Торговля  и 

общественное 

питание

1,11 20,4 1,62 21,1 2,34 27,1 2,1 24,8 1,93 23,8 2,7 30,8
Наука и научное обслуживание 0,12 2,2 0,28 3,6 0,31 3,6 0,2 2,3 0,22 2,7 н.д. -
Общекоммерческая деятельность 0,04 0,7 0,12 1,6 0,38 4,4 0,3 3,5 0,33 4,1 н.д. -

Информация о работе Развитие малого бизнеса в регионе (на примере Нижегородской области)