Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 18:10, курсовая работа
Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие малого бизнеса……………………………………………………….5
2. Функции и роль малого бизнеса………………………………………………6
3. Анализ Нижегородской области как объекта развития малого бизнеса…...11
4. Инфраструктура поддержки и развитие малого бизнеса в регионе……….18
Заключение………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы……………………………………………25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие малого
бизнеса……………………………………………………….
2. Функции и роль
малого бизнеса………………………………………………6
3. Анализ Нижегородской области как объекта развития малого бизнеса…...11
4. Инфраструктура поддержки и развитие малого бизнеса в регионе……….18
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………25
Введение
Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Малое предпринимательство служит необходимым условием существования и развития рыночной экономики страны. Опыт многих стран доказал, что при эффективном функционировании малого бизнеса многие отрасли экономики, такие как строительство и особенно сфера услуг, включающая в себя транспорт, связь, оптовую и розничную торговлю, бытовые, деловые и социально-культурные услуги, развиваются значительно быстрее и в правильном направлении.
Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.
Необходимо отметить, что развитие мелкого производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
В
сфере экономики малые
К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Представителям малого бизнеса приходится работать в гораздо более сложных и противоречивых условиях, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.
Основная цель данной работы состоит в определение роли малого бизнеса, проведение анализа развития малого бизнеса в Нижегородской области, исследование государственной поддержки малого бизнеса, выявление основных проблем и выработка рекомендаций.
1.
Понятие малого бизнеса
Малым предпринимательством признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.
Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др.
В
соответствии с Федеральным законом
«О государственной поддержке
в промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -30 человек;
в
остальных отраслях и при осуществлении
других видов деятельности - 50 человек.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В случае превышения малым предприятием вышеназванной численности работников оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Малые
предприятия, осуществляющие несколько
видов деятельности (многопрофильные),
относятся к таковым по критерию того
вида деятельности, доля которого является
наибольшей в годовом объеме оборота или
в годовом объеме прибыли.
2.
Функции и роль малого
бизнеса
Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения. Таковы краткие выводы о роли малого предпринимательства, сформулированные Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должны стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства оказали последствия разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса.
По
роли в развитии экономики, решении
социальных задач малое
За последние годы число малых предприятий не увеличивается. В таблице 1 представлены данные о сравнительной численности занятых на малых предприятиях и динамике безработицы в РФ.
С
1992 по 1993 год темп прироста занятых в малом
бизнесе составлял 17 %. За тот же период
рост безработицы составил 8%. Кроме того,
изменение доли занятых в малом бизнесе
в этом году составляло 1,6 %, тогда как общая
занятость сократилась на 1,3 %. Для сравнения:
с 2005 по 2006 год темп прироста занятых в
малом бизнесе составлял 2,6 %, за тот же
период темп роста безработицы составил
- 3,8%. Безработица за период с 1992 по 2006 год
росла даже медленнее числа рабочих мест,
обеспечивающих постоянную занятость.
Таблица 2. 1
Динамика
численности занятых на малых
предприятиях, занятости и безработицы
в РФ 1992-2007 гг.
|
В конце 2006 года резко возрастает численность занятых на малых предприятиях торговли и общественного питания - до 30,8%, при сокращении численности занятых на малых предприятиях строительства и промышленности (до 17,4 и 19,4% соответственно).
Приведенные данные свидетельствуют о тенденциях в распределении отраслевой занятости на малых предприятиях за период с 1992 по 2006 год. Доля занятых на малых предприятиях выросла в сфере торговли и общественного питания на 10,4 % и сократилась в сфере строительства - на 15,9 %, в промышленности - на 14,4%.
По данным Росстата, в 2006 году более трети постоянно работающих на малых предприятиях трудились в промышленности и строительстве (37,9%), около трети - в торговле (30,8 %).
Малое
предпринимательство по итогам 2006 года
обеспечивало занятость каждого седьмого-восьмого
работающего на российских предприятиях.
Таблица 2. 2
Динамика
занятости на малых предприятиях
по отраслям экономики в 1992-2006 гг.
1992 | 1993 | 1994 | ,1995 | 1996 | 2006 | |||||||
млн.чел. | в % к
итогу |
млн.чел. | в % к
итогу |
млн. чел. | В % к
итогу |
млн. чел. | в % к
итогу |
млн. чел. | в % к
итогу |
млн. чел. | в % к
итогу | |
Всего | 5,44 | 100 | 7,68 | 100 | 8,63 | 100 | 8,481 100 | 8,1 | 100 | 8,9 | 100 | |
в том числе: | ||||||||||||
Строительство | 1,81 | 33,3 | 2,19 | 28,5 | 2,38 | 27,6 | 2,63 | 31,0 | 2,4 | 29,6 | 15,6 | 17,4 |
Промышленность | 1,84 | 33,8 | 2,1 | 27,3 | 2,33 | 25,0 | 2,38 | 28,1 | 2,38 | 29,4 | 17,4 | 19,4 |
Торговля
и
общественное питание |
1,11 | 20,4 | 1,62 | 21,1 | 2,34 | 27,1 | 2,1 | 24,8 | 1,93 | 23,8 | 2,7 | 30,8 |
Наука и научное обслуживание | 0,12 | 2,2 | 0,28 | 3,6 | 0,31 | 3,6 | 0,2 | 2,3 | 0,22 | 2,7 | н.д. | - |
Общекоммерческая деятельность | 0,04 | 0,7 | 0,12 | 1,6 | 0,38 | 4,4 | 0,3 | 3,5 | 0,33 | 4,1 | н.д. | - |
Информация о работе Развитие малого бизнеса в регионе (на примере Нижегородской области)