Региональная экономическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в определении совершенствования экономической политики регионов.
Цель курсовой работы предопределила решение следующих задач:
1. изучить теоретические основы экономической политики регионов РФ;
2. проанализировать систему экономической политики регионов РФ;
3. выявить проблемы и найти пути их решения.

Содержание

Введение 3
1. Теория региональной экономической политики 4
2. Концепция региональной политики России 7
2.1 Методы проведения региональной политики 7
2.2 Разработка концепции федерального регулирования экономического развития регионов в России 10
3. Экономическая политика Республики Бурятия 17
3.1 Проблемы и пути экономического развития Республики Бурятия 17
3.2 Прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия
на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов 19
Заключение 34
Список использованных источников 35

Вложенные файлы: 1 файл

курситог.docx

— 73.85 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                 3

1. Теория региональной  экономической политики                                          4

2. Концепция региональной  политики России                                                  7

2.1 Методы проведения региональной политики                                              7

2.2 Разработка концепции  федерального регулирования экономического  развития регионов в России                                                                                 10

3. Экономическая политика Республики Бурятия                                             17

3.1  Проблемы и пути экономического развития Республики Бурятия           17

3.2 Прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия

на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов                                       19         

Заключение                                                                                                             34

Список использованных источников                                                                   35

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

 

 

  Введение

Актуальность данной темы заключается в том, региональная политика - очень важная составляющая практически любой политики, как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства. Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны.

  В данной теме будут раскрыты концепция региональной политики России и методы проведения региональной экономической политики, а так же рассмотрим проблемы экономического развития Республики Бурятия.

Предмет исследования-- экономическая политика . Объект - региональная экономическая политика в Республике Бурятия.

 Цель курсовой работы заключается в определении совершенствования экономической политики регионов.

  Цель курсовой работы предопределила решение следующих задач:

1. изучить теоретические основы экономической политики регионов РФ;

2. проанализировать систему экономической политики регионов РФ;

3. выявить проблемы и найти пути их решения.

В первой главе рассматриваются теории региональной экономической политики России. Во второй главе идет речь о методах проведения региональной экономической политики. В третьей главе выявлены основные проблемы и пути решения экономического развития Республики Бурятия. В заключение работы сформулированы основные выводы по теме.

 

 

1. Теория региональной  политики

Существует несколько теорий региональной политики.

Важнейший вывод неоклассических теорий - выравнивание со временем уровня экономического развития регионов. Однако, на начальном этапе развития региональных теорий их сторонники пришли к выводу о нецелесообразности вмешательства центральных властей в экономическое развитие регионов, хотя они, естественно, не отрицали необходимости выделения проблемным территориям финансовой помощи на решение социальных проблем[5, c.43].

Сторонники теорий кумулятивного роста, исходя из увеличения или по меньшей мере сохранения диспропорций в уровне экономического развития регионов, наоборот, предлагали проводить активную региональную политику. От них идет и формулировка такой цели региональной политики, как снижение различий в уровне экономического развития регионов (или выравнивание уровня их экономического развития, причем под выравниванием понимается не достижение равенства, а снижение различий). Из этого следует, что государство должно стимулировать экономическое развитие в наиболее отсталых в этом отношении регионах.

Изначально теоретическая основа региональной экономической политики практически исчерпывалась этими двумя крайними подходами. Однако идеи приверженцев неоклассических теорий на практике не реализовывались: в краткосрочном периоде диспропорции в уровне экономического развития регионов не исчезали, поэтому в той или иной степени вмешательство центральных властей в экономическое развитие регионов осуществлять приходилось.

Г. Камерон выделил три течения: «неинтервенционалистов», которые в принципе отрицали необходимость воздействия государства на региональный рост, «адапторов», которые ратовали за смягчение воздействия стихийных рыночных сил и незначительное корректирование развития территорий путем ускорения естественных процессов благодаря стимулированию миграций рабочей силы и инвестиций, и «радикальных преобразователей», выступавших за проведение интенсивного регулирования.

Суть идеи «адапторов» заключается в том, что задачей регулирования является ускорение естественно протекающих процессов без смены их направления. Т.е. стимулирование экономического роста эффективно лишь тогда, когда оно соответствует общим тенденциям развития размещения предприятий (прежде всего промышленных), определяемых интересами частных компаний. А это происходит тогда, когда в слабоиндустриальных районах имеются или возникают предпосылки для развития промышленности, которые лишь усиливаются соответствующей целенаправленной политикой государства. Если же государство пытается стимулировать экономическое развитие в заведомо непривлекательных (по крайней мере на определенном этапе развития страны) для частных инвесторов регионах, то его усилия оказываются по большей части безрезультатными.

По мнению учёных, именно идеи «адапторов» в наибольшей степени приемлемы для современной России, тогда как подходы «неинтервенционалистов» страдают очевидными недостатками.

Во-первых, они ведут к недоиспользованию потенциала развития страны из-за недоиспользования потенциала развития отдельных регионов(5). Ведь львиную долю стоимости современного промышленного производства России, доходов ее государственного бюджета формируют сырьевые отрасли, а значительная часть запасов полезных ископаемых, как известно, находится в малоосвоенных районах, где требуются государственные вложения в инфраструктуру (хотя, конечно, деятельность государства по воспроизводству минерально-сырьевой базы можно относить к структурной политике).

Во-вторых, корни части современных региональных проблем России лежат в многолетней практике плановой экономики: не было бы плановой экономики, скорее всего, не пришлось бы решать, например, проблемы перенаселенности районов Крайнего Севера.

В-третьих, и это, пожалуй, главное, есть сферы деятельности, в которых государство обязательно участвует - это, прежде всего развитие инфраструктуры. Чем более осознанно будет осуществляться расходование выделяемых на это средств, тем больший эффект оно даст.

В-четвертых, отказаться полностью от проведения региональной политики в России вряд ли удастся по политическим мотивам, поэтому будет гораздо лучше, если эта политика будет продуманной и обоснованной.

С другой стороны, подходы «активных преобразователей» не могут применяться на нынешнем этапе развития России хотя бы потому, что они требуют затрат таких объемов средств, которыми российский федеральный бюджет не располагает. Более того, эффективность этих затрат согласно теории кумулятивного роста, на которую «активные преобразователи» опираются, будет крайне низкой (вообще логичность вывода о необходимости активного государственного вмешательства в экономическое развитие регионов на основе того, что некоторые регионы заведомо непривлекательны для инвесторов, крайне сомнительна; сторонники кумулятивной теории роста скорее должны были делать выводы о необходимости «адаптационной» региональной политики).

Если опираться на динамические теории размещения предприятий, прежде всего на обозначаемую в их рамках диффузию нововведений, «адаптационная» модель региональной политики на практике означает стимулирование экономического развития в тех регионах, которые будут диффузией нововведений затронуты в первую очередь, или по крайней мере в тех регионах, которые ей вообще могут быть затронуты.

 

2. Концепция региональной  политики России.

2.1 Методы проведения региональной экономической политики.

Экономическая политика – система целенаправленных мер государства в области управления экономикой. Существует несколько субъектов экономической политики[7, с.14].

Таблица 2.1- субъекты экономической политики.



 



 



 


 



 

 


 

 

Источник: составлен автором работы.

Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования:

  1. Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.

  1. Эффект экономической политики  выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д.

  1. Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.

Таблица2.1- инструменты экономической политики.


 




 

 

 

 

Источник: [25].

 

Меры региональной политики в депрессивных и нуждающихся районах страны предусматривают:

    • прямую финансовую помощь;
    • займы на выгодных условиях и налоговые льготы;
    • создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры;
    • размещение государственных заказов;
    • направление в необходимое русло миграционных потоков населения;
    • федеральные целевые программы [25].

 

  Таблица 2.1- методы региональной экономической политики


 


 

 

 


 

 

 

 

      Источник: составлен автором работы.

 

Неравенство в уровне жизни и в доходах разных регионов обусловлено хозяйственными навыками населения, природными особенностями и географическим положением территории. Анализ экономического состояния регионов предполагает учет как количественных критериев (ВВП на душу населения, структура ВВП - доля промышленности, сферы услуг, доля городского населения), так и качества жизни и состояния окружающей среды. Важное значение при региональном социально-экономическом анализе имеет анализ качества жизни: образовательный уровень населения, развитость инфраструктуры, новизна выпускаемой продукции, жилищные условия, возможности получения образования, экологическая обстановка, уровень преступности. Низкое качество жизни считается важнейшим ограничителем развития экономики районов, препятствием для притока квалифицированных кадров и развития современных производств

Информация о работе Региональная экономическая политика