Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:26, курсовая работа
Рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условия его функционирования, но и отражаются практически все социально-экономические изменения в обществе. В общем виде под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы или ее куплей-продажей.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Рынок труда и его специфика……………………………………………….5
2. Развитие регионального рынка труда в Вологодской области…………10
2.1. Анализ регионального рынка труда в докризисный и кризисный периоды в Вологодской области…………………………………………………………11
2.2. Реализация антикризисной целевой программы в Вологодской области………………………………………………………………………….15
3. Прогноз на рынке труда в Вологодской области.………………………..30
Заключение……………………………………………………………………..34
Список литература……………………………………………………………..36
Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«_____________________________
филиал г.Вологда
факультет «_________________________»
специальность:________________
Курсовая работа на тему:
Региональный рынок труда, на примере Вологодской области, анализы, прогнозы и система мероприятий по его улучшению
Вологда
2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Рынок труда и его специфика……………………………………………….5
2. Развитие регионального рынка труда в Вологодской области…………10
2.1. Анализ регионального рынка
труда в докризисный и кризисный периоды
в Вологодской области…………………………………………………………
2.2. Реализация антикризисной целевой
программы в Вологодской области……………………………………………………………
3. Прогноз на рынке труда в Вологодской области.………………………..30
Заключение……………………………………………………
Список литература…………………………………
Введение.
Гибкий эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики. Вместе с тем современное развитие экономики невозможно без продуктивной занятости, являющейся производной от эффективно функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы.
Рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условия его функционирования, но и отражаются практически все социально-экономические изменения в обществе. В общем виде под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы или ее куплей-продажей.
Актуальность темы данной курсовой работы связана с тем, что проводимые в Российской Федерации экономические реформы неразрывно связаны с проблемой формирования и развития рынка труда, обеспечения занятости населения. Поскольку главной особенностью российского рынка труда является его региональная доминанта, то соответственно и система регулирования экономики и занятости нуждается в укреплении, прежде всего, на уровне региона. В этой связи особенно важным представляется выявление наиболее эффективных форм и методов обеспечения занятости в регионе, учитывающих территориальные условия и факторы развития экономики.
Очень важно для нашей страны найти подходы, позволяющие определять более экономически развитые регионы и пути, по которым отстающие могли бы их догнать. Кроме того, для нашей страны актуальна проблема миграций, проявляющейся как в «утечке мозгов» за границу, так и прирост неквалифицированных нелегальных рабочих в нашу страну их ближнего зарубежья, которые также влияют на занятость коренного населения и количество рабочих мест.
Российский рынок труда не сбалансирован, и это вызывает необходимость вырабатывать соответствующую политику занятости, а также стратегии и тактики механизма регулирования российского рынка труда.
Предмет – Региональный рынок труда, на примере Вологодской области, анализы, прогнозы и система мероприятий по его улучшению.
Объект работы – рынок труда на Вологодской области.
Цель работы - анализ проблем рынка труда на территории Вологодской области и определение перспектив его развития.
Задачи данной работы: определение рынка труда; раскрытие спецификацию рынка труда; провести анализ рынка труда на территории Вологодской области в докризисный, кризисный и посткризисный периоды, выявить систему мероприятий по его улучшению, составить прогноз на дальнейшее развитие рынка труда.
Курсовая работа состоит из трех частей. В первой части даны теоретические положения рынка труда. Вторая часть посвящена анализу рынка труда на территории Вологодской и меры, принимаемые для его улучшения. В третьей части выявлен и составлен прогноз на основе анализа рынка труда в Вологодской области.
1. Рынок труда и его специфика
В чем же заключается сущность рынка труда? Рынок труда - это комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма и использования рабочей силы. Главным же, наиболее существенным из них выступает отношение по поводу обмена функционирующей рабочей силы на жизненные средства, на реальную заработную плату (т.е. на жизненные средства с учетом цен на них). Под жизненными средствами в данном случае понимается пища, одежда, обувь, жилье, лекарства, транспортные расходы и т. д. В них не входят предметы роскоши.1
Рынок труда - это
не только комплекс социально-трудовых
отношений, не только экономическая
категория, но и исторически сложившийся
специфический механизм саморегулирования.
Он реализует определенный круг социально-трудовых
отношений на основе информации, поступающей в форме
цены труда, и способствует установлению
и соблюдению баланса интересов между
трудящимися, предпринимателями и государством.
Главными составными частями рынка труда
являются совокупное предложение, охватывающее
всю наемную рабочую силу из числа экономически
активного населения, и совокупный спрос,
как общую потребность экономики в наемной
рабочей силе.
В зависимости от целей анализа структура
рынка труда может определяться разными
признаками.
Исходя из критерия
минимума числа компонентов, можно выделить
следующие:
• Субъекты рынка труда (наемные работники,
работодатели, государство);
• Экономические программы, решения и
юридические нормы, принятые субъектами
(законодательные акты, нормы, правила,
регулирующие взаимоотношения между субъектами
рынка);
• Рыночный механизм (спрос, предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);
• Безработица и социальные
выплаты, связанные с ней;
• Рыночная инфраструктура.
Субъекты рынка
труда - это наемные работники (и
их объединения - профсоюзы), работодатели
(предприниматели) и их союзы, государство
и его органы.
Наемные работники - это граждане, включающиеся
в процесс общественного производства
на основе продажи своей рабочей силы,
найма к собственнику средств производства
или организатору производства (менеджеру).
Работодатель - это индивидуум, работающий
самостоятельно и постоянно нанимающий
на работу одного и более человек.
Государство как субъект рыночных отношений
представлено федеральными, региональными
органами власти, отраслевыми органами
управления. Оно выполняет следующие функции:
• социально-экономические,
связанные с обеспечением полной
занятости путем стимулирования
создания рабочих мест во всех отраслях
экономики;
• законодательные, связанные с разработкой
основных юридических норм и правил;
• регулирования рынка труда косвенными
методами;
• защиты прав всех субъектов рынка труда;
• ролевые (функции работодателя на государственных
и муниципальных предприятиях). 2
Региональные
особенности занятости и
Управление
трудовыми ресурсами и
Регионы с напряженной ситуацией на рынке труда характеризуются сильным разбросом значений макроэкономических и социальных показателей, а для регионов, в которых состояние рынка труда близко к критическому, трудно прогнозировать его развитие только на основе этих показателей.
При ухудшении ситуации в экономике и социальной сфере региона можно обнаружить симптомы, свидетельствующие об угрозе перерастания положения на рынке труда в критическое. Существует ряд показателей, которые быстрее реагируют на изменение ситуации на рынке труда, чем показатель уровня безработицы. Достижение ими значений, сильно отклоняющихся от среднереспубликанских, позволяет говорить об ухудшении ситуации на рынке труда. К таким показателям относятся: число безработных на одну заявленную вакансию: средняя продолжительность безработицы; масштабы «скрытой» безработицы и др.
Ежегодно регионами разрабатываются региональные программы, а затем разрабатывается и утверждается федеральная программа занятости.
В основу региональных разработок положены 4 группы показателей, характеризующих:
1) состояние рынка труда;
2) экономическую ситуацию;
3) социальную ситуацию;
4) демографическую ситуацию.
После официального признания безработицы в нашей стране большое внимание стало уделяться приоритетам политики на рынке труда. К активным формам политики на рынке труда относятся расходы на статью «финансовая поддержка», выражающейся в виде предоставления финансовой помощи для создания или сохранения рабочих мест на возвратной основе под процент ниже среднебанковского, приобретении ценных бумаг и проч. Средства, расходуемые на пособия по безработице, материальную помощь безработным, выплату досрочных пенсий, принято называть пассивной политикой.4
В регионах с высоким
уровнем безработицы
В регионах с низким уровнем безработицы приоритет отдается формам активной политики, не связанным с Законом о занятости и государственными обязательствами по отношению к гражданам, потерявшим работу.
Важнейшим условием реализации новой модели занятости является финансовая стабилизация, возобновление экономического роста, увеличение ресурсов для инвестиционной активности и решения социальных проблем.
Рассматривая характерные особенности региональных рынков труда, следует, прежде всего, учитывать специфику территориального распределения прироста численности населения трудоспособного возраста.
Определение региона очень важно при изучении региональных рынков труда. Одна общая процедура должна применяться к административно определенным областям, в пределах которых уместные меры политики рынка труда могут быть приняты.5
2.Развитие регионального рынка труда в Вологодской области.
Вологодская область в числе первых регионов приступила к системному Стратегическому планированию социально-экономического развития.
В 1998 году Администрацией области был сформирован интегрированный
Пакет видения будущего, который включал в себя миссию, доктрину, а также
протоконцепцию, которая в совокупности с индикативным планированием
трансформировалась в Концепцию развития Вологодской области, разработанную в 2004 году.
В марте 2006 года Концепция Стратегии области была одобрена на заседании Межведомственной комиссии в Министерстве регионального развития России, на котором было отмечено ее высокое качество. В феврале 2007 года работа Правительства Вологодской области по социально-экономическому развитию была одобрена Правительством Российской Федерации.
В регионе разработаны стратегии «опорных» городов области, ориентированные на создание условий для комфортного проживания в городах:
-Стратегический план развития муниципального образования город
Вологда на период до 2015 года «Комфортная бизнес-зона»;
-Стратегия развития города Череповца до 2012 года «Череповец – город лидеров».
Деятельность муниципальных образований области также строится на основе стратегий социально-экономического развития и является новой формой совместной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В докризисный период ключевые положения Стратегии основывались на необходимости перехода к новому портфелю ресурсов развития региона в условиях завершения «восстановительного» роста и перехода в инвестиционную фазу экономики страны, а также использованию уникального географического положения области для укрепления статуса региона как «центра Российского Севера».
2.1. Анализ регионального рынка труда в докризисный и кризисный периоды в Вологодской области.