Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ такого важного механизма, как государственное регулирование экономики, на необходимость которого указывал Дж.М.Кейнс еще в 30-е годы нашего века.
Главной задачей является выяснить необходимость вмешательства государства в экономику, показать цели, функции и направления государственного регулирования экономики, выявить теоретически существующие формы и методы государственного регулирования экономики, указать необходимые изменения в них и показать состоятельность в практике, показать объекты и инструменты государственного регулирования, определить особенности современной экономической политики российского государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Необходимость вмешательства государства в экономику…………………………..6
2. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики………20
3. Особенности современной экономической политики российского государства….34
Заключение…………………………………………………………………………………..44
Список используемой литературы…………………………………………………………47
Приложения………………………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая - копия.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

      Введение…………………………………………………………………………………….3

  1. Необходимость вмешательства государства в экономику…………………………..6
  2. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики………20
  3. Особенности современной экономической политики российского государства….34

 

Заключение…………………………………………………………………………………..44

Список используемой литературы…………………………………………………………47

Приложения………………………………………………………………………………….48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Проблема государственного вмешательства  в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства.

При переходе к рыночной экономике  происходит усиление зависимости использования  индивидуальных капиталов от общих  условий функционирования совокупного  капитала. Что обусловило необходимость  определения «правил игры» для участников хозяйственной деятельности, сформулированных и закрепленных в виде законодательных актов и обеспечивающих внешнюю среду для функционирования субъектов рынка.

В сегодняшней России есть место  экономической политики государства – определенному курсу той политической силы, которая в тот или иной период наполняет коридоры власти – и, с начала 90-х годов, государственному регулированию, так как теперешняя Россия это почти стандартная западная страна, где есть и большой частный сектор (до 70 %), и крупный государственный. Если последним можно еще и  управлять (то есть принимать и прямые, обязательные для исполнения решения), то поведение частного сектора (а так же при этом и государственного теми же средствами) можно лишь регулировать: устанавливать правила, ограничения, стимулы, использовать в том или ином наборе известные стандартные приемы, косвенно направляя деятельность предприятий в нужное русло, заданное экономической политикой.

Государственное регулирование используется в интересах всего общества для активизации всех форм деятельности и ограничения негативных процессов в экономике. Оно затрагивает интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает на их развитие огромное влияние.

Государственное регулирование устанавливает правила и порядок экономической деятельности, ответственность за соблюдение этих правил. В то же время обеспечивает самостоятельную деятельность всех экономических структур.

Государственное регулирование экономики  осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в развитых странах. Не может быть создана эффективная рыночная экономика без активной регулирующей роли государства.

В нашей стране  полный отказ  от регулирования государством процесса социально-экономического развития, предоставление стихии рынка неограниченной свободы привели к глубочайшему кризису, и доказал, что нерегулируемый рынок не способен решить проблемы развития экономики и социальной сферы, в том числе создание и поддержание объектов инфраструктуры.

Актуальность темы заключается  в необходимости изучения роли государства  в экономике.

В первой главе рассмотрим необходимость  вмешательства государства в  экономику и чем она обусловлена. Для этого вспомним основные недостатки в работе рыночного механизма. В этой главе также необходимо рассмотреть основные функции государства, границы вмешательства в экономику. Различные ученые по-разному рассматривают роль государства в экономике. Поэтому необходимо показать взгляды неоклассиков и кейнсианцев на эту проблему, как они представляли себе механизм государственного вмешательства в целом, его пределы и границы.

Во второй главе покажем объекты  государственного регулирования, на которые  направлено внимание государственных  органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики. Исходя из объектов государственного регулирования выясним основные цели, которые ставит перед собой государство. Выясним основные направления экономической деятельности государства. Рассмотрим формы и методы вмешательства, конкретные инструменты, с помощью которых реализуются на практике методы регулирования. Среди инструментов следует выделить государственный сектор, который является объектом государственного регулирования и в значительной степени формирует экономический потенциал государства, обеспечивающий его воздействие на хозяйственную жизнь общества.

В третьей главе, отталкиваясь от написанного  в первых двух главах, а так же использовав фактические и статистические данные по России, покажем особенности государственного регулирования в России. При этом укажем на особенности перехода России к рыночной экономике, который осуществлялся с помощью антирыночных методов.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ такого важного механизма, как государственное регулирование экономики, на необходимость которого указывал Дж.М.Кейнс еще в 30-е годы нашего века.

Главной задачей является выяснить необходимость вмешательства государства  в экономику, показать цели, функции  и направления государственного регулирования экономики, выявить теоретически существующие формы и методы государственного регулирования экономики, указать необходимые изменения в них и показать состоятельность в практике, показать объекты и инструменты государственного регулирования, определить особенности современной экономической политики российского государства.

Предметом исследования является рынок. Практика хозяйствования во всех странах  мира убедительно подтвердила преимущества рыночной системы хозяйствования перед административной. Но это не означает, что рынок – панацея от всех неудач. У рынка есть как положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому, рассматривая недостатки и положительные стороны рынка можно наиболее полно раскрыть необходимость государственного регулирования экономики.

Объект исследования – современная  экономика России, которая представляет собой соединение как прежних  остаточных черт централизации и  монополизации, так и рыночных компонентов, но не столько в их современном  виде, сколько в состоянии полутора вековой давности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Необходимость вмешательства  государства в экономику.

   

Рыночная экономика – сложный  и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и  саморазвивающуюся систему. В условиях рынка множество потребителей самостоятельно решают, какую продукцию, когда и сколько производить. И потребители, и производители руководствуются лишь собственными частными интересами. Но, преследуя свои частные интересы, они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего общества.

Взаимная увязка частных интересов  и потребностей общества обусловлена  закономерностями и внутренней логикой  функционирования рыночной системы. Современная  экономика – это сотни тысяч  предприятий, производящих огромную номенклатуру товаров и услуг. Движение массы разнообразных товаров в условиях рынка дополняется движением денег, бумаг, обменом важнейшими технологиями, знаниями, информацией. Казалось бы, что все это стихийное движение благ не подчиняется никакому порядку и, по сути, анархично. Однако в действительности все процессы подчиняются единым, достаточно жестким закономерностям. Их основой является рыночный механизм и его экономические инструменты: цена, спрос, предложение и конкуренция.

Цена в рыночной системе и  ее динамика служат определенным ориентиром и для производителя, и для потребителя. В зависимости от изменения цены меняется и их поведение: производится и приобретается больше или меньше той либо иной продукции.

Существенное влияние на экономические  процессы оказывает спрос и предложение. Под влиянием спроса происходят соответствующие изменения в производстве. В свою очередь, производство, а следовательно, и предложение воздействует на спрос, формируя его. Соотношение между спросом и предложением определяет цены на товары, которые оказывают влияние на их производство и потребление.

 Важное место в рыночном  механизме принадлежит конкуренции.  Она способствует рациональному  распределению ресурсов в обществе, их более эффективному использованию,  содействует установлению оптимальной структуры экономики.

Рыночный механизм, таким образом, выполняет определяющую роль в установлении равновесия в экономике, в поступательном ее развитии. Однако по мере дальнейшего  развития рыночной системы хозяйства  все ощутимее проявляются и определенные недостатки этой системы, такие как:    

 

  1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.
  2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Например, таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны.
  3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых – загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.
  4. Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.
  5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.
  6. Безработица, инфляция, экономическое не равновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.
  7. Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.
  8. Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить не только государство, но и экономические функции государства, но никак не рынок.

 

Таким образом, экономике присущи  несовершенства рыночного механизма, для устранения которых необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая ее рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств  превращает эту задачу в «вечную» проблему.

 Государственное регулирование  экономики – явление нормативное,  т.е. количественно определенное. Оно исходит из анализа хозяйственной ситуации (диагноз состояния) и максимально конкретной и ясной постановки целей. Цели эти должны быть четко сформулированы, количественно определены и аргументированы, т.е. рациональность их может быть проверена научным анализом и сравнением с аналогичными ситуациями в собственной стране и за рубежом. Далее разрабатываются средства (инструменты), способные преобразовать реальную экономическую ситуацию в направлении поставленных целей.

Конкретнее государственное регулирование  экономики представляет собой систему опосредствованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

 Стоит отметить, что среди  экономистов нет единого мнения  о том, в какой мере и в  какой форме государству следует  регулировать экономику. Одни  считают, что оно должно отчасти  решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такого прямого вмешательства не получится и функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке. Поэтому степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США.  В каждой стране сложилась своя модель государственного регулирования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах собственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 50-80 – х гг.) значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры. В Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов в ВВП и незначительных расходов госсектора сложилась уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для реализации стратегических целей в экономике.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике