Роль малого бизнеса в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В современных условиях рыночной экономики особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Ныне российский рынок представляет собой не самую благоприятную среду для деловых начинаний, однако искусство предпринимательства в том и состоит, чтобы использовать себе на пользу не только преимущества, но и трудности, превращать поражения в победы. Целью работы является: изучить и проанализировать роль малого бизнеса в экономике России.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Понятие и место малого бизнеса в обществе....................................................5
1.1 Понятие малого бизнеса...................................................................................5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства.........................8
2 Регулирование развития малого бизнеса в экономике России......................10
2.1 Проблемы становления малого бизнеса........................................................10
2.2 Регулирование развития малого бизнеса......................................................14
3 Пути решения проблем малого бизнеса..........................................................18
Заключение.............................................................................................................23
Список использованной литературы...................................................................24

Вложенные файлы: 1 файл

5А_Экономика отрасли_Реферат_Касумбекова ВВ.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Дальневосточный Федеральный Университет

 

Дистанционные образовательные  технологии

Центр дистанционного образования

Заочная форма обучения

Школа экономики и  менеджмента ДВФУ

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

Дисциплина: Экономика отрасли

 

 

Тема: Роль малого бизнеса в экономике страны

 

 

 

Выполнил: студент группы  151А

Касумбекова В. В.

Курс 5

Специальность: «Экономика и управление на предприятии»

срок обучения 3,5  лет

шифр 44881

 

 

 

 

 

Владивосток

2013

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1. Понятие и место малого бизнеса  в обществе....................................................5

1.1 Понятие малого бизнеса...................................................................................5

1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства.........................8

2 Регулирование развития малого бизнеса в экономике России......................10

2.1 Проблемы становления малого бизнеса........................................................10

2.2 Регулирование развития малого бизнеса......................................................14

3 Пути решения проблем малого  бизнеса..........................................................18

Заключение.............................................................................................................23

Список использованной литературы...................................................................24  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Введение

Экономика развитых стран  представлена системой предприятий, которые  по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые. Собственников этих предприятий  объединяет общий корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, максимизация прибыли. Вместе с тем бизнес неоднороден, каждая из этих трех групп имеет свои интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и государства к ним, подходы к решению технических и экономических проблем.

В общем плане, предпринимательство - это сфера экономической деятельности, в которой реализует себя предприниматель - инноватор, субъект, ищущий и реализующий  новые возможности, сферы и объекты приложения факторов производства, способный выдвигать и осваивать новые товары, технологии, формы и способы обслуживания потребителей, порождать новые потребности и способы их удовлетворения.

Актуальность темы. В  современных условиях рыночной экономики  особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономично решать проблемы реструктуризации экономики, формирование и насыщение рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Малое предпринимательство, оперативно реагирующее на изменение  конъюнктуры рынка, придаёт экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменения потребительского спроса и за счёт этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формировании конкурентной среды. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Развитие малого бизнеса  несёт в себе множество перспектив:

    • увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
    • рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
    • создание новых рабочих мест с относительно низкими затратами, особенно в сфере обслуживания;
    • подготовка кадров за счёт использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
    • ликвидация монополии производителей, создания конкурентной среды;
    • улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Ныне российский рынок  представляет собой не самую благоприятную  среду для деловых начинаний, однако искусство предпринимательства  в том и состоит, чтобы использовать себе на пользу не только преимущества, но и трудности, превращать поражения в победы.

Целью работы является: изучить  и проанализировать роль малого бизнеса  в экономике России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и место малого бизнеса в обществе

1.1 Понятие малого бизнеса

Существует немало подходов к определению сущности понятия  «малый бизнес», а общепринятая трактовка  зависит от восприятия автора.

Если рассматривать  расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную  совокупность юридических и физических лиц малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.

Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательства оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, сколько на основе процентного роста прибыли за определённый период.[3]

Малый бизнес является предпринимательской  деятельностью, осуществляемой субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателям, на основе которого предприятия (организации) различных организационно - правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых на отчётный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.[5]

Российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 году.

В нашей стране статус малого предприятия могут получить те организации, деятельность которых соответствует следующим критериям:

    • доля государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия не должна быть менее 25%;
    • доля финансовых ресурсов посторонних юридических и физических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна быть более 25%;
    • средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

* в промышленности  – 100 человек;

* в строительстве –  100 человек;

* на транспорте –  100 человек;

* в сельском хозяйстве  – 60 человек;

* в научно-технической  сфере – 60 человек;

* в оптовой торговле  – 50 человек;

* в розничной торговле  и бытовом обслуживании населения  – 30 человек;

* в остальных отраслях  – 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.[9]

Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его  от малых предприятий зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми  из них являются:

    • совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;
    • стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.;
    • общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
    • высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;
    • низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
    • высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;
    • неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий;
    • стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;
    • работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.

С экономической стороны  роль и значение малого бизнеса можно  определить при помощи следующих  показателей:

    • доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
    • доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
    • доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
    • доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
    • доли малого бизнеса в экспорте продукции;
    • доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
    • доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
    • доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Владельцы малого предприятия, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и мелким капиталом. С другой стороны представителей малых предприятий отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами на различных социальных группах.[5]

Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

 

1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Малый бизнес - вполне самостоятельная  и наиболее типичная форма организации  экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами, недостатками, закономерностями развития. Функционирования на локальном рынке, быстрое реагирования на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинством, повышающим его устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развития. С одной стороны, быстрое реагирование малого бизнеса на изменение условий функционирование делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой стороны - зависит от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально- экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов.

Сегодня малый бизнес развивается достаточно быстрыми темпами  и делает это успешно. Появляется все больше и больше небольших компаний, со штатом около 20-30 человек. Затем компании «обрастают» сетью филиалов и постепенно расширяются. Таким образом, мы можем отметить развитие малого бизнеса в различных сферах и различных объёмах.

Информация о работе Роль малого бизнеса в экономике страны