Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:30, курсовая работа
Целью работы является рассмотреть общие аспекты конкуренции и проанализировать механизм функционирования конкуренции
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
во- первых изучить понятие и сущность конкуренции;
во- вторых исследовать механизм реализации конкуренции в рыночной экономике;
в - третьих раскрыть перспективы развития конкуренции в рыночной экономике.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………...….…5
1. Сущность и понятие конкуренции ……………………………………..….5
1.2 Виды и функции конкуренции …………………………………………...8
1.3 Конкуренция, как элемент рыночного механизма ………………….....11
2. КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………...….18
2.1 Механизм реализации конкуренции в рыночной экономике………...….18
2.2 Рыночная конкуренция……………………………………………….…....20
2.3 Основные факторы товарной конкурентоспособности…………………..23
3.ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………..…......27
3.1 Влияние конкуренции на экономику нашей стране…………….…..…27
3.2 Повышения эффективности деятельности конкуренции в рыночной экономике……………………………………………………………………....28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..………...….32
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Сущность и понятие конкуренции ……………………………………..….5
1.2 Виды и функции конкуренции …………………………………………...8
1.3 Конкуренция, как элемент рыночного механизма ………………….....11
2. КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………...….18
2.1 Механизм реализации
конкуренции в рыночной
2.2 Рыночная конкуренция…………………………
2.3 Основные факторы
товарной конкурентоспособности…………………..
3.ПРЕСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В
3.1 Влияние конкуренции
на экономику нашей стране…………
3.2 Повышения эффективности
деятельности конкуренции в рыночной
экономике………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..………...….32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.
Целью работы является рассмотреть общие аспекты конкуренции и проанализировать механизм функционирования конкуренции
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
во-
первых изучить понятие и
во- вторых
исследовать механизм
в - третьих раскрыть перспективы развития конкуренции в рыночной экономике.
Методологическую
основу исследования
Степень изучемости полученных результатов для теории заключается в развитии теории и методологии изучения проблем защиты информации на межгосударственном уровне.
Практическая
значимость исследования
Существенную теоретическую и методологическую роль научной задачи сыграли материалы периодической печати, в том числе размещенные в сети Интернет, отражающие влияние информации, новых информационных технологий на состояние и процесс обеспечения национальной (информационной).
Понятие конкуренции
многозначно и не охватывается каким-либо
универсальным определением. В микроэкономике
понятие конкуренция
3. Конкуренция-
соперничество, соревнование
Деятельность любой фирмы в условиях конкуренции подвергается двойному контролю. С одной стороны - это внутренний непосредственный контроль в рамках самого предприятия, а с другой - это внешний опосредствованный контроль на рынке со стороны фирм-конкурентов через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жёсткой, но беспристрастной. Объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы определяются тем, что в конечном счёте оценку выносит покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, отдаёт предпочтение товарам того или иного конкурента. Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение: конкуренция - это самый эффективный и дешёвый метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль является важной и динамичной силой, ибо постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объёма сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества.
Конкуренция выполняет функцию стимулирования хозяйственной деятельности и научно-технического прогресса. Соперничество за большую прибыль, деньги покупателя создаёт такую ситуацию, когда экономика производит то, что требуют потребители, заказчики путём применения самой эффективной технологии. Это побуждает предпринимателей следовать в ногу с темпами научно-технического прогресса, совершенствовать и развивать производство, проявлять инновационную активность. На этой основе возможен выигрыш того предпринимателя, который снижает затраты на производство благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, освоению новой продукции с высоким качеством. Важнейшей функцией конкуренции является саморегулирование хозяйственной деятельности. В рыночной экономике сопряжение интересов конкурирующих продавцов и покупателей определяет цены на ресурсы и готовую продукцию в любой данный период времени. Производится только то, что приносит прибыль. Конкурирующая рыночная система в состоянии доводить до сведения поставщиков ресурсов и предпринимателей изменения в потребительских вкусах и тем самым способствовать осуществлению надлежащих коррекций в перераспределении ресурсов экономики, переливу средств, подбору персонала. Преуспевающие фирмы не жалеют средств на маркетинговые исследования и рекламу, всегда готовы предложить товар, пользующийся спросом в данное время и в существующих условиях, стремясь обогнать конкурентов. Конкуренция выполняет функцию дифференциации доходов товаропроизводителей на основе обеспечения разной эффективности производства. Выигрывает в конкуренции тот, кто минимизирует затраты на выпуск аналогичной продукции, подстраиваясь под новый уровень жизни, исходя из покупательской способности.
На конкурентоспособность влияют следующие факторы:
1. При его производстве
- производительность труда;
2. При его потреблении
- продажная цена товара; качество;
новизна; послепродажное
Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами) заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Несмотря на то, что эта цель ориентирует развитие рынка с момента его появления, первые наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы появились только в середине XVII века. Она рассматривала конкуренцию, как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Основное внимание в трудах классической школы уделялось ценовой конкуренции.
А. Смит впервые
доказал, что конкуренция, уравнивая
нормы прибыли, приводит к оптимальному
распределению труда и
В данной главе можно сделать вывод, что, к середине XX века сформировались общие представления о сущности конкуренции, ее основных движущих силах. Они выразились в четырех классических моделях: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии.
Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Конкуренция в - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.
К положительные стороны конкуренции относиться:
К отрицательные
стороны конкуренции
Рыночные отношения
оказывают через спрос и
Необходимо всегда учитывать как структурную, так и поведенческую составляющую, а также последствия отдельных видов государственного регулирования (налогового, таможенно-тарифного, антимонопольной политики, политики государственной помощи, регулирования цен и их контроля).
Идеальные модели рынков почти не встречаются на практике. Многообразие реальной. экономической жизни всегда состоит из переплетения разных типов рынков, из их видовой трансформации во времени и пространстве. Экономическая теория выделяет чистые формы для изучения наиболее характерных свойств каждой. Наиболее распространенные типы рынков и их характеристики представлены ниже
таблица 1
Типы рынков и их основные характеристики
Тип рынка |
Количество субъектов рынка |
Однородность продукции |
Заменяемость товаров |
Взаимозаменяемость субъектов рынка |
Вход-выход на рынок |
Доли субъектов на рынке | |
продавцов |
покупателей | ||||||
Совершенная конкуренция |
Много |
Много |
Однородная |
Полная |
Нет |
Свободный |
Равные и небольшие |
Монополистическая конкуренция |
Ограниченное |
Много |
Дифференцированная |
Высокая степень |
Незначительная |
Ограниченный |
Доминирующее предприятие и предприятия-аутсайдеры с малыми долями на рынке |
Олигополия |
Несколько |
Много |
Однородная либо дифференцированная |
Высокая степень |
Значительная |
Ограниченный |
Крупные, примерно равные |
Монополия |
Один |
Много |
Однородная |
Нет |
Нет |
Блокирован |
100% |
Мтнопсония |
Много |
Один |
Незначительно дифференцированная либо однородная |
Незначительная |
Нет |
Блокирован |
100% |