Система социального страхования, как средство защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и политической структуры российского общества предметом пристального внимания ученых и практиков стала система государственного социального страхования. Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, она становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому - генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-экономическим и производным от них реалиям.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, виды, особенности социального страхования
1.1. Страхование как форма защиты населения
1.2. Виды социального страхования
1.3. Особенности социального страхования
Глава 2. Современная система социального страхования в
Российской Федерации
2.1. Система государственных внебюджетных фондов
2.2. Принципы построения системы социального страхования в РФ
2.3. Модели финансирования социального страхования
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.68 Кб (Скачать файл)

федеральное агентство по образованию

Калужский государственный

педагогический университет

имени К.Э. Циолковского

Институт социальных отношений

Курсовая работа

Система социального страхования,

как средство защиты населения

Выполнил студент 4 курса

заочного отделения

Исайкин А.А.

Научный руководитель:

Амарова О.Ф.

Калуга 2008

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие, виды, особенности  социального страхования

1.1. Страхование как форма  защиты населения

1.2. Виды социального страхования

1.3. Особенности социального  страхования

Глава 2. Современная система  социального страхования в

Российской Федерации

2.1. Система государственных  внебюджетных фондов

2.2. Принципы построения  системы социального страхования  в РФ

2.3. Модели финансирования  социального страхования

Заключение

Список используемой литературы

 
   

 

Введение

В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и политической структуры российского общества предметом пристального внимания ученых и практиков стала система  государственного социального страхования. Будучи по своей природе одной  из форм социальной защиты населения, она становилась все менее  эффективной и неадекватной новым, порождаемым переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина  тому - генетическая связь этой системы  с административно-плановой экономикой советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-экономическим  и производным от них реалиям. В новых условиях хозяйствования это объективно заводит в тупик  всю систему социальной защиты населения, что, как показывает исторический опыт, порождает угрозу социальной стабильности общества.

Проблемы социальной защиты личности, отдельных социальных групп и  всего населения имеют общегосударственное  значение и характеризуются статусом национальной безопасности. От решения  их зависит социальное воспроизводство  населения, социально-психологическое  состояние людей, стабильность функционирования общества, трансформация его в  гражданское состояние.

Государственная система социальной защиты строится в двух формах: социальное обеспечение и социальное страхование. Социальное страхование является одной  из форм общей системы социальной защиты, характеризуется своей спецификой. Оно должно иметь форму взаимной ответственности (в широком смысле) для всех ее основных субъектов, а  именно: застрахованного, предприятия  и государства. Социальное страхование - это система полноправного участия  каждого из субъектов в социальной защите, а также взаимного страхования.

Эти и ряд других обстоятельств  и порождают актуальность исследования концептуальных моделей государственного социального страхования как  формы социальной защиты населения  и обеспечения социальной стабильности общества, выработки концепции ее наиболее адекватной потребностям современного периода. Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы на современном этапе.

Объектом исследования - социальное страхование.

Предметом исследования - система социального страхования как средство защиты населения.

Цель работы - рассмотреть систему социального страхования, как средство защиты населения.

Для достижения поставленной цели в  работе решаются следующие задачи:

изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования;

определить виды и особенности  социального страхования;

проанализировать состояние социального  страхования в России, его виды и формы;

выявить принципы построения системы  социального страхования;

рассмотреть модели финансирования социального  страхования.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Понятие, виды, особенности  социального страхования

1.1. Страхование как форма  защиты населения

Поворот в истории развития нашей  страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической  сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». [23, с. 8]

Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция  РФ одновременно возлагает на государство  обязанность создавать все необходимые  условия для осуществления этого  права. Конституция провозгласила  Российскую Федерацию демократическим, правовым и социальным государством. Это означает, что социальные права  граждан являются наивысшей ценностью  и государство обязано защищать эти права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется «социальной политикой  государства как определенной ориентацией  и системой мер по оптимизации  социального развития общества, отношений  между социальными и другими  группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных  потребностей их представителей» [38, с. 63].

Государственное социальное страхование - государственная система материального  обеспечения граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной  утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети.

И система социального  обеспечения, и система социального  страхования все более активно  используются как высокоэффективные  механизмы социальной защиты всех граждан  независимо от взносов или продолжительности  их трудового стажа, хотя эти факторы  продолжают играть заметную роль при  определении размеров отдельных  пособий, превышающих основной минимум. Формирование идей, доктрин, а впоследствии и механизмов социальной защиты, основанных на принципах социальной справедливости, позволяет странам Запада распространять материальную поддержку на широкий  круг лиц, исходя скорее из их потребностей, нужд, чем из приобретенных ими  прав на пособие.

Нужда при этом интерпретируется достаточно широко и связывается с уровнем  доходов нуждающегося в прошлом (при установлении уровня пособий  по старости, инвалидности и безработице), или исходя из некоторых общепринятых прав на социальную помощь (медицинское  обслуживание, образование). [29, с. 29]

Постепенно системы социального  страхования и обеспечения расширили  свою деятельность, перестав ограничиваться лишь теми, кто имеет полную занятость  в государственном или частном  секторах. Системы стали охватывать другие социальные группы (практически  всех трудящихся и граждан) -- трудящихся, работающих неполное рабочее время, а также не имеющих постоянного  места работы, работающих самостоятельно. Такой подход позволил развитым странам  обратить внимание на нужды и других категорий населения, например, безработной  молодежи, не имеющей дохода, а также  предоставить материальную помощь родителям-одиночкам; охватить медицинским обслуживанием  лиц, не пользующихся системами медицинского страхования; дать возможность досрочного выхода на пенсию безработным трудящимся пожилого возраста и предоставлять  медицинское обслуживание более  продолжительное время по сравнению  с тем, которое предусмотрено  в рамках системы, основывающейся на взносах. [27, с. 74]

Расширение сферы применения систем социального страхования и обеспечения  выходит за рамки прямой зависимости  между взносами и пособиями и  подводит общество к пониманию того, что оно должно нести ответственность  за своих неимущих членов, по разным причинам испытывающих нужду. Эта ответственность  измеряется скорее реальными нуждами, чем приобретенными правами.

При всех недостатках, присущих системам социального страхования в западных странах, необходимо отметить, что принципы, концепция этих систем в большой  мере соответствуют целям и задачам, поставленным в декларациях о правах человека. Развитые страны, в которых внедрены такие системы, сегодня приближаются к критериям, сформулированным в конвенциях и рекомендациях Международной Организации Труда, Всемирной Организации Здравоохранения и МАСО. [16, с. 12]

Рост расходов на социальные нужды  как в форме непосредственных денежных выплат, так и в форме  социального обслуживания стал возможным  в результате бурного и устойчивого  экономического роста и высокого уровня занятости, которые были характерны для развитых стран до середины 70-х  годов. Позже рост расходов на социальные нужды замедлился, программы социальной защиты достигли высокого уровня зрелости. Возникли и новые проблемы, и прежде всего был предпринят поиск новых  эффективных регуляторов взаимодействия между социальными программами, экономикой и рынком труда, а также  новых форм и способов функционирования социальных служб. В США, например, планы  широкого распространения частных  индивидуальных пенсий некоторыми кругами  открыто рассматриваются в качестве альтернативы государственной пенсионной системе, которую предлагается постепенно демонтировать, передав практически  все социальное страхование в  руки частного страхового бизнеса. [26, с. 27]

Как показывает опыт развитых стран, наличие сбалансированных систем социального  страхования и социального обеспечения  как базовых элементов социальной защиты трудящихся и всего населения  расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливает национальный потенциал экономического роста, является необходимым условием проведения реформ, а также содействует политической и экономической стабилизации общества.

Понятие социальной защиты, ее составляющих, было дано еще в 1952 г. в Конвенции  о минимальных нормах социального  обеспечения, принятой Международной  Организацией Труда (МОТ). Конвенция  установила 9 видов социальной защиты: медицинское обслуживание, пособие  по безработице, по производственному  травматизму, по инвалидности, в связи  с потерей кормильца, по беременности и родам, по болезни, семейные пособия  и пенсия по старости.

На базе Конвенции фактически формировались  национальные законодательства во многих странах. Законодательство в социальной сфере наиболее развито в странах  Северо-Западной Европы, наименее -- в  США, где “центр тяжести решения  социальных вопросов переносится на коллективные соглашения, систему арбитража  и т.п.” [12, с. 76]

Разница в подходах к построению системы социальной защиты несомненно обусловлена национальными особенностями  общества, сложившимся менталитетом. Так, для населения США наиболее характерно стремление к личной инициативе и самореализации, к ответственности  человека за свои успехи, за свою жизнь, свое будущее, поэтому государство  оказывает помощь тем, кто не смог в силу объективных причин позаботиться о себе сам.

Принципиально иной подход отмечается в такой стране, как Швеция: так  называемый солидарный подход предполагает, что в интересах общества должна быть исключена сама возможность  нищеты, так как это может вызвать  рост социальной напряженности, а также  потребует больших экономических  вложений. Налоговая система в  этой стране построена так, чтобы  свести к минимуму социальное расслоение граждан по доходам.

Таким образом, приведенные примеры  построения системы социальной защиты, основаны на диаметрально противоположных  принципах. В большинстве стран  система основана на принципах, занимающих промежуточное положение между  этими двумя крайностями.

1.2. Виды социального  страхования

Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов  работодателей, работополучателей  и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами  взносов и выплат при наступлении  страховых случаев. [28, с. 26]

Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется  некоторый верхний предел доходов  работника, выше которого доход освобождается  от уплаты взносов. Взносы по этому  виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в  равных долях.

Страхование на случай болезни. Здесь  также взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе.

Страхование от несчастных случаев. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем (предприятием). Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия.

Страхование по безработице. Принципы уплаты взносов здесь такие же, как и в пенсионном страховании: разделение размера взносов поровну  между работником и работодателем  и установление предела дохода, свыше  которого он уже не подлежит “обложению”.

Размер взносов по обязательному  государственному пенсионному страхованию  составляет 17,7% от дохода, который подлежит обложению взносами. Возраст для  получения пенсии по старости, как  правило, составляет 65 лет, но женщины  и безработные получают право  на такую пенсию при достижении 60 лет. Для лиц свободных профессий, для домохозяек, самозанятых предусматривается  добровольное пенсионное страхование. Государственная пенсия по старости составляет примерно 45-60% от последнего “чистого” дохода: подразумевается  доход, не превышающий предела, с  которого исчисляются взносы. Такой  же размер пенсий назначается по нетрудоспособности, по утрате же профессиональной трудоспособности пенсия, как правило, равняется 30-45% от прежнего “чистого” дохода. Повлиять на размер пенсии при обязательном государственном пенсионном страховании  практически невозможно, разве что  увеличением своего дохода, и то здесь предусмотрен некоторый предел. В добровольном же страховании размер пенсий прямо зависит от размера  уплачиваемых взносов. [22, с. 79]

Информация о работе Система социального страхования, как средство защиты населения