Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 16:46, реферат
Целью написания работы является изучение системы территориального планирования на муниципальном уровне, ее становление, а также выявление проблем, существующих на данном этапе ее развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение формирования системы муниципального планирования в Российской Федерации.
2. Изучение принципов построения системы территориального планирования на муниципальном уровне.
3. Выявление проблем совершенствования системы территориального планирования.
Глава 1. Теоретико-правовой аспект системы территориального планирования на муниципальном уровне
Введение
1.1. Формирование системы муниципального планирования
1.2.Понятие и базовые принципы построения системы территориального планирования на муниципальном уровне
Глава 2. Проблемы совершенствования системы территориального планирования в муниципальных образованиях и муниципальных районах
2.1. Финансово-экономические и
2.2. Функциональные особенности и перспективы совершенствования процесса разработки документов территориального планирования
Введение
Российская Федерация самая большая по территории и одна из самых многонациональных стран. Это предопределяет необходимость особого подхода как к развитию территорий каждого типа из существующих в нашей стране, так и к системе управления данными территориями и экономическими процессами, проходящими в них. Пространственная организация страны должна способствовать ускоренному социально-экономическому развитию Российской Федерации, которое неразрывно связано с развитием ее регионов и муниципальных образований. В свою очередь, одним из основных инструментов развития муниципальных образований является планирование территориального развития, что и объясняет актуальность данной работы.
Целью написания курсовой работы является изучение системы территориального планирования на муниципальном уровне, ее становление, а также выявление проблем, существующих на данном этапе ее развития.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования данной курсовой работы является система территориального планирования на муниципальном уровне
Предметом исследования являются процесс разработки системы территориального планирования и существующие при этом проблемы.
1.2 Формирование системы муниципального планирования
Российский опыт муниципального планирования неоднозначен и относительно молод: российские муниципалитеты стали активно заниматься вопросами собственного развития со второй половины 1990-х годов. В условиях отсутствия единых стандартов плановых документов местного развития в федеральном законодательстве муниципалитеты имели значительную свободу в выработке наиболее удобных для них форм планирования своего развития. В развитии муниципального планирования можно выделить ряд этапов, каждому из которых присущи определенные типические черты.1 В целом очевидно поступательное движение от устаревшей советской системы планирования к сложным современным формам стратегического планирования.
Инерционный этап (середина 1990-х годов).
Распространение в России рыночной методологии планирования осложнялось глубокой укорененностью в отечественной практике методов советского планирования. Дезориентировала терминологическая близость, т.е планирование ассоциировалось с Госпланом и административной экономикой. Типичный план развития того времени представлял собой набор отраслевых подпрограмм, которые рассчитывались на один год или несколько лет и обычно основывались на региональных плановых документах. Документ создавался на основе спускаемых сверху директив, жестко увязывался с плановыми документами вышестоящих уровней и исключал возможность экономики быстро реагировать на изменения внешних обстоятельств. Общественность в разработке не привлекалась.
«Антикризисный этап» (вторая половина 1990-х).
Со временем советские методы планирования все более вытеснялись рыночными механизмами. Большая часть комплексных программ развития муниципальных образований носила кратко- или реже среднесрочный (3-5 лет) характер, охватывала в основном оперативные управленческие вопросы. Нередко программам присваивался «антикризисный» статус, что объяснялось в большей мере сложной социально-экономической ситуацией. Разработкой комплексных программ, ориентированных на решение задач развития занимались развитые и обеспеченные города. Остальные не могли себе позволить мыслить на перспективу в условиях кризисных ситуаций.
«Комплексно-программный» этап (конец 1990-х – начало 2000-х гг.).
Для данного периода характерно распространение комплексных программ развития, рассчитанных на среднесрочную перспективу и не замыкающихся на «латании дыр». Муниципальное планирование перестало быть прерогативой крупных муниципальных образований. В то же время стратегические планы могли позволить себе лишь немногие города, пионером в этой сфере стал Санкт- Петербург. Особенностью российских комплексных программ является ориентация на системные преобразования, способствующие, прежде всего, созданию благоприятной нормативной и институциональной среды для муниципального развития.
«Стратегический этап» ( с начала 2000-х по настоящее время).
Относительная экономическая стабильность в стране, установление более-менее четких «правил игры» в политической и экономической сферах, а также накопление определенного опыта в области планирования муниципального развития способствовали увеличению «глубины» планирования в городах. На первый план постепенно стали выходить идеи стратегического планирования.
В современной российской практике муниципального планирования выделяют ряд уровней и видов планирования. Каждому уровню планирования соответствует свой уровень конкретики и абстракции, присущи свои характерные особенности, свой арсенал методов. Одним из основных видов планирования относится территориальное планирование.
Необходимость наличия в муниципальном образовании документов территориального планирования определена требованиями Градостроительного кодекса РФ. Основными документами территориального планирования являются схема территориального планирования ( для муниципальных районов), генеральный план ( для поселений, городских округов), план реализации документа территориального планирования муниципального образования.
О пыт правоприменительной практики современного планирования на муниципальном уровне невелик. В территориальном планировании процедуры разработки документов весьма затратны, поэтому наиболее подготовленными выглядят муниципалитеты, субсидии которым предусмотрены из региональных бюджетов на формирование документов в соответствии с Градостроительным кодексом.
В настоящее время можно выделить три основных подхода к организации муниципального планирования :
1.2.Понятие и базовые принципы построения системы территориального планирования на муниципальном уровне
Территориальное планирование в муниципальных образованиях является важным элементом в единой системе регулирования градостроительной деятельности в Российской Федерации. Имеется ввиду реализация полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления в ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14, ч. 20 и ст. 16, ч. 26)2.
Понятие «территориальное планирование» в Градостроительном кодексе определяется как «планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий».3
В отличие от прежней практики, Градостроительный кодекс Российской Федерации предоставляет свободу в инициативе разработки градостроительной документации всем уровням власти.
Применительно к содержанию документации территориального планирования муниципальных образований ограничителями в принятии решений выступают каркасные рамки, содержащиеся в документации территориального планирования федерального и регионального уровня. Речь идет о:
1) территориях – земли
лесного фонда, земли водного
фонда, особо охраняемые природные
территории федерального
2) объектах федерального и регионального значения.
Располагая базовой информацией о местоположении названных территорий и объектов, даже при отсутствии на соответствующих территориях документов территориального планирования органы местного самоуправления вправе разрабатывать свои документы территориального планирования. В случае соблюдения муниципалитетами определенных Градостроительным кодексом процедур по обмену информации с уполномоченными органами федерального и регионального уровня государственной власти, обеспечивается необходимый уровень упорядоченности в организации территории.
В соответствии с положениями статьи 18 Градостроительного кодекса документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального
планирования муниципальных
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Градостроительным кодексом и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления определяется содержание документов территориального планирования муниципальных образований и порядок их согласования. Этот вопрос может найти уточнение в соответствующих документах субъектов Российской Федерации.
К базовым принципам формирования программ территориального планирования относятся:
Реализация принципа непрерывности означает постоянный мониторинг реальной ситуации, корректировку показателей, а также совершенствование целеполагания, качества, точности, эффективности, социальности плановых и прогнозных документов и персональную ответственность исполнителей за реализацию каждого этапа процесса планирования и прогнозирования.
2. Принцип субсидиарности.
Данный принцип закрепляет фактическую децентрализацию властных полномочий в муниципальных образованиях на основе равноправия и равнозначности управленческих органов разных уровней в реализации закрепленных за ними полномочий и предметов ведения. Согласно принципу субсидиарности, муниципальные образования планируют свою деятельность совместно с другими муниципальными образованиями в ключе системных приоритетов государства и соответствующих субъектов Российской Федерации не потому, что они подвергаются давлению сверху, а потому, что являются органическими элементами этой системы. В идеале, следуя данному принципу, никакие вышестоящие органы управления (федеральные или региональные) не вправе брать на себя ответственность за решения, касающиеся местных гражданских сообществ, если сами эти сообщества в состоянии компетентно и за счет собственных ресурсов решить эти проблемы.
3. Принцип системности и комплексности.
Принцип комплексности территориального планирования заключается в формировании плановых и прогнозных документов в виде единого пакета - комплекса взаимоувязанных постановок задач, выбора стратегических приоритетов, долговременных, среднесрочных и текущих целей развития муниципальных образований, а также планов и программ их реализации, направленных на реализацию выбранных местным сообществом стратегических целей и приоритетов.
На практике это означает, что определение целей развития каждого муниципального образования, равно как и механизмов реализации данных целей, должно осуществляться с учетом взаимосвязей, характеризующих взаимозависимость развития муниципального образования с субъектом Российской Федерации, на территории которого оно дислоцируется, с другими регионами и муниципальными образованиями и страной в целом.
Реализация данного принципа предполагает формирование всей системы территориального планирования от субъекта Российской Федерации до городского, сельского поселения на единой методологической и временной платформе.
4. Принцип адаптивности
Как и принцип системности и комплексности, основывается на том, что муниципальное образование как открытая система подвержена внешним воздействиям: экономическим, политическим, природноэкологическим и т.д. В этих условиях методика территориального планирования должна предполагать возможность детализации, актуализации и корректировки развития муниципального образования в соответствии с изменениями внешней среды, которые могут обусловить корректировку целей, приоритетов, механизмов и этапов реализации планов и программ.
Информация о работе Система территориального планирования на муниципальном уровне