Совершенная конкуренции: противоречия, достоинства, недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции и ее влияние на экономику в целом, охарактеризовать один из видов конкуренции – совершенную конкуренцию, рассмотреть проблему недостатка в России условий для возникновения совершенной конкуренции и определить основные пути решения этой проблемы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….4
Понятие конкуренции и виды……………………………………………
Совершенная конкуренция и условия её возникновения …………….
Противоречия, достоинства и недостатки совершенной конкуренции…
Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции ………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….
………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Совершенная конкуренция1.docx

— 80.25 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Челябинский государственный  университет»

Костанайский филиал

 

Кафедра экономики

 

 

 

 

Совершенная конкуренции: противоречия,     достоинства, недостатки

 

 

Исполнитель:  Янцен Н.Н.

студент группы ФиК СС - 207

Научный  руководитель:

 

_________________________

 

 

 

 

 

Костанай

2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………….4

  1. Понятие конкуренции и виды
  2. Совершенная конкуренция и условия её возникновения .
  3. Противоречия, достоинства и недостатки совершенной конкуренции
  4. Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции

Заключение………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………….

Приложения……………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель  – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений.

В нашей работе более глубоко  будет рассматриваться один из видов конкуренции – совершенная конкуренция. Совершенная конкуренция предполагает существование на рынке множества мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара из которых ни один не в состоянии существенно повлиять на цену товара. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования.

Каждый действительно  грамотный экономист знает, что  рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям  совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как, сколько и для кого нужно производить.

Проблемы совершенствования  конкуренции на рынке, повышения конкурентоспособности товаров, борьбы с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.

Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции и ее влияние на экономику в целом, охарактеризовать один из видов конкуренции – совершенную конкуренцию, рассмотреть проблему недостатка в России условий для возникновения совершенной конкуренции и определить основные пути решения этой проблемы.

 

1.Понятие совершенной конкуренции и виды

 

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень  развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Сущность конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей - предприятий и домохозяйств. Когда на конкурентном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на его цену. Рассматривая этот тезис со стороны продаж или предложения на товарном рынке можно обратить внимание на тот факт, что когда продукта оказывается необычно мало,  цена на него повышается. Например, мороз не по сезону в России может серьезно сократить урожай картофеля и резко повысить цену на него. Точно так же, если единичный производитель или действующая воедино маленькая группа производителей способны каким-то образом регулировать и ограничивать общий объем предложения продукта,  тогда цена может быть  повышена  к выгоде продавца.

Регулируя предложение, производитель  способен в собственных интересах  манипулировать рынком. Однако сущность конкуренции заключается в том, что на рынке имеется такое  большое количество продавцов,  при  котором каждый из них, обеспечивая  почти мизерную долю общего объема предложения, практически не в состоянии  воздействовать на предложение, а, следовательно, и на цену продукта.

Т.е. конкуренция означает, что каждый продавец вносит мельчайшую лепту в общий объем  предложения. Индивидуальные продавцы не способны оказать заметное воздействие на общий объем предложения, поэтому  продавец, выступающий в качестве индивидуального производителя, не в состоянии манипулировать ценой  продукта. Именно это имеют в виду, когда говорят, что индивидуальный продавец, участвующий в конкуренции "отдан на милость рынка".

Рассматривая конкуренцию мы можем видеть как положительные ее стороны, так и отрицательные.

Положительные стороны конкуренции:

  1. заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
  2. требует совершенствовать технику и технологии;
  3. стимулирует повышение качества товара;
  4. заставляет снижать затраты (и цены);
  5. требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
  6. ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
  7. повышает качество продукции (клиент всегда прав);
  8. вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

  1. при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
  2. многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.

Информация о работе Совершенная конкуренции: противоречия, достоинства, недостатки