Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:28, доклад
В рыночной экономике, представленной движением товарно-денежных потоков, доход всегда выступает в виде определенной суммы денег.
Доход есть денежная оценка результатов деятельности фирмы (или отдельного физического лица) в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение, т.е. это выручка от реализованной продукции (услуги) в течение какого-либо периода, как правило, за год.
Совокупный, средний и предельный доход.
В рыночной экономике, представленной движением товарно-денежных потоков, доход всегда выступает в виде определенной суммы денег.
Доход есть денежная оценка результатов деятельности фирмы (или отдельного физического лица) в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение, т.е. это выручка от реализованной продукции (услуги) в течение какого-либо периода, как правило, за год.
Он отражает экономическую результативность хозяйственной деятельности фирмы. Это значит, что условием получения денежного дохода является эффективное участие фирмы в экономической жизни общества. Сам факт получения дохода есть объективное свидетельство такого участия, а его размер есть показатель масштаба этого участия.
Доход фирмы представляет собой определенную сумму денежных средств от деятельности фирмы, конечным результатом которой является произведенная и реализованная продукция или оказанные услуги (выполненные работы), оплаченные покупателем или заказчиком. Доход, фирма может получить также от источников непосредственно не связанных с основной производственной деятельностью: дивиденды на вложенные паи или приобретенные акции и другие ценные бумаги; штрафы, полученные от контрагентов; пени, неустойки, проценты за хранение денежных средств в банке и другие доходы.
Стремление к максимизации
своего дохода диктует экономическую
логику поведения любому рыночному
субъекту. Оно выступает в качестве
конечной цели и мощного стимула
повседневного
Соответственно видам издержек подразделяются и доходы. Поэтому принято выделять общий, средний и предельный доходы.
Общий (совокупный) доход (TR) – это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определенного количества товара.
Общий доход определяется умножением цены товара на количество проданных его единиц:
TR = Р х Q,
где TR – общий доход(total revenue); Р – цена единицы товара; Q – количество проданных единиц товара.
Средний доход (AR) – это выручка от реализации единицы продукции, т.е. валовой доход, приходящийся на единицу проданной продукции.
Он выступает как цена за единицу продукции для покупателя и как доход от единицы продукции для продавца.
Средний доход равен частному от деления общего дохода на количество реализованной продукции и исчисляется по формуле:
AR = TR : Q ,
где AR – средний доход; TR – общий доход; Q – количество проданных единиц продукции.
При постоянной цене средний доход AR равен цене реализации, что очевидно из приведенной формулы:
,
где Р – цена единицы продукции.
Поэтому цена и средний доход в западной экономической теории выступают как одно и то же явление, которое лишь рассматривается с разных точек зрения. Расчет среднего дохода (AR) имеет смысл производить за определенный период только в том случае, если изменяются цены на выпускаемую однородную продукцию (или если фирма ориентируется на производство ряда изделий, моделей и т.д.).
Предельный (дополнительный) доход (MR) – это добавочный доход к общему доходу фирмы, полученный от производства и продажи одной дополнительный единицы товара.
Он дает возможность судить об эффективности производства, так как показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу выпускаемой продукции.
Предельный доход (MR) позволяет
оценить возможность
В сочетании с показателем предельных издержек он служит стоимостным ориентиром возможности и целесообразности расширения объема производства данной фирмы.
Предельный доход определяется как разность общего дохода от продажи
n +1 единиц товара и общего дохода от продажи n товаров:
,
или рассчитывается как: , где TR – приращение общего дохода, DQ – приращение выпуска продукции на одну единицу.
В условиях совершенной
конкуренции фирма продает
Предельный доход будет равен цене единицы продукции (MR=P), так как TR= PxQ, поэтому:
MR =PxQ
Используя данные формулы, рассчитаем размеры совокупного, среднего и предельного доходов, полученных конкурентной фирмой (табл.7.3.).
Таблица 7.3.Совокупный, средний и предельный доходы (при постоянных ценах)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как видно из табл.7.3, TR увеличивается
на постоянную величину, равную цене единицы
продукции, так как при условии
совершенной конкуренции
Графически это утверждение представлено на рис.7.7.
Поскольку фирма может продавать дополнительные единицы продукции по постоянной цене, кривая ее предельного дохода (МR) в условиях чистой конкуренции совпадает с кривой совершенно эластичного спроса (D). Кривая же общего дохода фирмы (TR) имеет вид прямой восходящей линии, так как этот показатель увеличивается на постоянную величину с каждой дополнительной единицей продаж
Чистый доход – это разница между суммой выручки от реализации и всеми издержками предприятия. Основной формой чистого дохода является прибыль.
Варианты равновесия фирмы в краткосрочном периоде.
Краткосрочный (или короткий) (short-run) период— это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие — переменными. К постоянным факторам производства относятся такие ресурсы, как общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а также количество фирм, функционирующих в отрасли. Предполагается, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочном периоде весьма ограничены. В краткосрочный период фирма имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей (путем изменения протяженности рабочего времени, количества использованного сырья и т. д.).
Совершенно конкурентная фирма, как уже отмечалось, в экономике встречается довольно редко. Однако анализ поведения такой фирмы позволяет сравнить «идеальный» рынок с реальным. Поведение совершенно конкурентной фирмы характеризуется как приспособительное, поскольку она приспосабливает издержки и объемы производства к заданной извне рыночной цене. Для анализа поведения совершенно конкурентной фирмы в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов времени необходимо определить их различия.
В отличие от долгосрочного в краткосрочном периоде объем производственных мощностей остается неизменным. В течение краткосрочного периода производитель не успевает изменить размер производственных площадей, количество применяемого оборудования. В краткосрочном периоде число фирм на рынке не изменяется, поэтому остается неизменной рыночная цена. Экономическая прибыль не может быть на нулевой отметке. В долгосрочном же периоде производитель может изменить и количество применяемого оборудования, и размер производственных мощностей. Кроме того, в долгосрочном периоде может измениться число фирм на рынке, поскольку отсутствуют какие-либо барьеры экономического или юридического характера для вступления на рынок. В результате процесса свободного входа и выхода на рынок новых фирм возможна нулевая экономическая прибыль.
Каково же будет поведение конкурентной
фирмы в краткосрочном периоде,
если фирма встанет перед выбором
– прекращать производство или производить
некоторое количество продукции? В
краткосрочном периоде
Рис. 9.6. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
Максимизация прибыли
Рассмотрим
на условном примере, как конкурентная
фирма достигает точки
Таблица 10.2. Максимизация прибыли конкурентной фирмы
Q |
FC |
VC |
ТС |
AFC |
AVC |
АС |
МС |
Р = MR |
TR |
П |
0 |
60 |
0 |
60 |
30 |
0 |
-60 | ||||
1 |
60 |
32 |
92 |
60 |
32 |
92 |
32 |
30 |
30 |
-62 |
2 |
60 |
52 |
112 |
30 |
26 |
56 |
20 |
30 |
60 |
-52 |
3 |
60 |
64 |
124 |
20.0 |
21.3 |
41.3 |
12 |
30 |
90 |
-34 |
4 |
60 |
72 |
132 |
15 |
18 |
33 |
8 |
30 |
120 |
-12 |
5 |
60 |
82 |
142 |
12 |
16.4 |
28.4 |
10 |
30 |
150 |
8 |
6 |
60 |
100 |
160 |
10.0 |
16.7 |
26.7 |
18 |
30 |
180 |
20 |
7 |
60 |
124 |
184 |
8,6 |
17,7 |
26.3 |
24 |
30 |
210 |
26 |
8 |
60 |
154 |
214 |
7,5 |
19.3 |
26.8 |
30 |
30 |
240 |
26 |
9 |
60 |
194 |
254 |
6.7 |
21.6 |
28.2 |
40 |
30 |
270 |
16 |
10 |
60 |
250 |
310 |
6 |
25 |
31 |
56 |
30 |
300 |
-10 |
В данном случае предельные затраты сначала убывают, а затем возрастают, т.е. мы сталкиваемся с усложненными функциями затрат .
Предположим, фирма случайно остановилась на выпуске 5 ед. Предельный доход от выпуска еще одной единицы продукции (он же пена товара) равен 30, тогда как предельные затраты составляют только 18. Поэтому фирма увеличивает выпуск, и ее прибыль возрастает на 12 (с 8 до 20). Пусть фирма вначале выбрала выпуск 9 ед. Предельный доход при этом равен, как всегда, 30, а предельные затраты составляют 40. Превышение предельных затрат над предельным доходом является сигналом для сокращения производства до 8 ед., что увеличивает прибыль на 10 (с 16 до 26). Наконец, при производстве 8 ед. товара предельный доход совпадает с предельными затратами (30 = 30), и прибыль является максимальной (26). Именно на таком выпуске наша фирма и останавливается.
Внимательный
читатель может возразить, что в
приведенном примере точно
Точку равновесия и другие критические точки совершенно конкурентной фирмы можно показать, соединив на рисунке функции предельного дохода (цены), а также предельных, средних переменных и средних совокупных затрат (рис. 10.3).