Современное отношение к государственному долгу и методы его погашения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Интерес к данной теме обусловлен тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней и внутренней политики.

Содержание

Введение 2
Глава 1. 1. Основные понятия теории государственного долга 4
1.1 Государственный долг: определение и сущность 4
1.2 Виды государственного долга 5
2. Долговая история России 6
2.1 Долги царской России 6
2.2 Государственные займы в СССР 7
Глава 2. 3. Долговая Россия 11
3.1 Внешние кредиты: полученные и предоставленные 11
3.2 Внутренние долги России 14
3.3 Динамика внутреннего государственного долга 17
Глава 3. 4. Современное отношение к государственному долгу и методы его погашения. 19
4.1 Современная долговая политика Российского МинФина 19
4.2 Воздействие платежей по внешнему долгу РФ на экономическое развитие России 22
4.3 Возможность досрочного погашения долга Парижскому клубу 27
Заключение 30
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

государственный долг.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Практически все страны мира, проводя  экономические преобразования, прибегают  к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

С появлением и  развитием в XVII веке государственных  кредитных операций ни одно российское правительство не обходилось без привлечения средств для удовлетворения своих потребностей с помощью займов и кредитов. Они сыграли незаменимую роль в деле обеспечения государственных органов дополнительными финансовыми ресурсами, финансировании бюджетных дефицитов.

Августовский кризис 1998 года вызвал неподдельный интерес финансистов к проблемам государственных заимствований и дефицита федерального бюджета. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной ситуации, сложившейся в отечественной экономике.

Объект исследования.

Проблема государственного долга очень широка и многогранна. В связи с этим в работе будут  освещены следующие аспекты данной проблемы:  
- анализ внешней и внутренней задолженностей России;  
- современная политика в отношении государственного долга                                     - отражение обслуживания государственного долга на экономическом развитии России

Актуальность темы.

Интерес к данной теме обусловлен тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней и внутренней политики.

Финансовый кризис, в результате которого российское государство оказалось  на грани полного банкротства, обусловил  переход вопросов управления государственным  долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.

 

  Глава 1.  1. Основные понятия теории государственного долга

1.1 Государственный долг: определение и сущность

Теория государственного долга неразрывно связана с теорией  государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими  при рассмотрении государственного долга.

Бюджетный дефицит - это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Большинство правительств как в развитых, так и развивающихся стран не могут покрыть доходами своих расходов, сводя госбюджет с дефицитом. Поэтому встает вопрос о допустимом размере дефицита, о его воздействии на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования.

Непосредственным итогом бюджетных  дефицитов является их накопленная  сумма - государственный долг. Обслуживание государственного долга - это выплаты процентов по нему и выплаты основных сумм долга. Обслуживание долга - одна из  форм расходов государственного бюджета.

Бюджетно-налоговая (или  фискальная) политика государства - это политика в области налогообложения и государственных расходов. Бюджетный дефицит является важнейшим обобщающим показателем фискальной политики в краткосрочном периоде, а государственный долг - в долгосрочном.

С позиции кредитных отношений, государственный долг - это величина задолженности государства всем своим кредиторам. Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Однако для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП.

 

1.2 Виды государственного долга

Существует несколько  классификаций государственного долга  в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Согласно действующему законодательству, следует выделять  государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе  для большинства промышленно  развитых стран. Государство, широко используя  свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам.  Это ведет  к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются  долговые обязательства федерального правительства,  возникающие в валюте  Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

 

2. Долговая история России

2.1 Долги царской России

В период 1905-1914 гг. правительство  царской России не раз прибегала  к кредиту у США, Японии и государств Европы всвязи с обострившейся политической ситуацией внутри страны. Требовались большие суммы денег на финансирование армии и для поддержание экономической стабильности в стране. По материалам федерального архива Швейцарии общая сумма русского долга, не считая эмиссии гарантированных государством облигаций, выпущенных во время войны 1914 года и размещенных исключительно внутри страны выглядела следующим образом.

Довоенный долг

Рубли

Государственный долг

8.691.500.000

Долг, гарантированный государством

4.283.000.000

Внутренний долгосрочный долг

13.460.000.000

Внутренний краткосрочный  долг

3.000.000.000

Внешний долг

7.680.459.833


Внешние военные  долги

Великобритания

568.200.000

фунтов стерлингов

Франция

3.950.000.000

франков

США

282.136.011

долларов

Япония

255.000.000

иен

Италия

36.123.836

лир


После Октябрьской революции  в мае 1922 г. делегация России представила  в Женеве целый пакетов проектов и предложений, относительно необходимых  России кредитов и займов в обмен  на реальные гарантии в совокупности с целым рядом юридических гарантий, уже зафиксированных в законодательстве Советской России, призванных обеспечить иностранным гражданам, желающим привнести в Россию свои технические знания, а также свои капиталы, уважение по отношению к их имущественным правам, их праву на получение прибыли на своих предприятиях. Усилия делегации поставить этот вопрос перед комитетом экспертов, анализирующих русский вопрос, натолкнулись на непреодолимую оппозицию. Комитет экспертов выставил требованием обязательство России по выплате государственных долгов, а также частных финансовых требований. На что делегация России выступила с речью:

«...Делегация России призвана напомнить о правовом принципе, согласно которому революции, являющиеся неистовым  разрывом с прошлым, приносят с собой новые юридические отношения в сфере внешней политики. Революция не обязана относиться с уважением к обстоятельствам свергнутых правительств. С другой стороны, правительства стран победителей как во время войны, так и в особенности  в периоды заключения мира не испытывали колебаний в отношении того, чтобы завладеть имуществом граждан побежденных государств, находящимся как на их территории, так даже и на территории иностранных государств.

....Таким образом, Россия  не может брать на себя какие-либо обязательства по отношению к иностранным державам и их подданным за отказ по выплате публичных долгов, а также национализацию частного имущества и возмещение убытков за нанесенный ущерб во время войны.»

Необходимо отметить, что современная Россия пользуется более цивилизованными методами в общении с другими странами.

2.2 Государственные займы в СССР

В России (СССР) до 1990 г. использовались только государственные облигации внутреннего выигрышного займа, либо размещаемые по подписке среди населения (это означало практически принудительное их размещение), либо свободно обращающиеся за наличный расчет со сроком до 20 лет.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производится за счет бюджетных средств. Однако в  условиях значительного роста государственной задолженности в нарастающих бюджетных трудностях страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга.

Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Например, наша страна использовала рефинансирование при погашении задолженности по государственному 3% -ному  внутреннему выигрышному займу 1966г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа - внутреннего выигрышного займа 1982г. без уплаты курсовой разницы.

Займы погашаются путем  проведения тиражей выигрышей (когда  вместе с суммой выигрыша выплачивается  и нарицательная стоимость облигации), а также тиражей погашения  по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов. Выплата доходов по займам производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплатой купонов банками или переводом суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций.  Безналичный порядок получения дохода предусмотрен по государственному 5%-ному займу 1990г., размещаемому по предприятиям, а также банкам, страховым и другим финансово-кредитным учреждениям.

Выплата выигрышей, годовых  процентов, сумм по погашению займов оставляет основную долю расходов по управлению государственным долгом. К последним относятся также  расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных  бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы.

На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом,  конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг. Такая операция была проведена, например, в 1990г., когда доходность облигаций 3%-ного выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств - с 5 до 10%.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Например, в 1938г. была проведена консолидация свободно обращавшихся займов с обменом старых облигаций на новые, срок действия которых был увеличен вдвое (до 20 лет). Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация государственных  займов обычно проводится вместе с  консолидацией, но может быть проведена  и вне ее.

Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

В исключительных случаях  правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Например, такой обмен был проведен в послевоенный период в целях изъятия из оборота облигаций займов военного времени.

Отсрочка погашения  займа или ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства.

Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам.

Информация о работе Современное отношение к государственному долгу и методы его погашения