Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 16:13, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В современных условиях уровень развития экономики, ее конкурентные преимущества определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Приоритетным источником экономического роста становятся инвестиции в человека, с его уровнем образования и квалификации, состоянием здоровья и социальными связями.
Особенно актуальной проблема формирования и реализации человеческого капитала является для трансформационной экономики России, которая переживает процесс перехода от командно-административной к рыночной системе хозяйствования.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Структура человеческого капитала и показатели его оценки………….5
2. Проблемы формирования и реализации человеческого капитала……15
3. Состояние человеческого капитала в России и его влияние на уровень социально экономического развития…………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………...35
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Структура человеческого
2. Проблемы формирования и
3. Состояние человеческого
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования. В современных условиях уровень развития экономики, ее конкурентные преимущества определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Приоритетным источником экономического роста становятся инвестиции в человека, с его уровнем образования и квалификации, состоянием здоровья и социальными связями.
Особенно актуальной проблема формирования и реализации человеческого капитала является для трансформационной экономики России, которая переживает процесс перехода от командно-административной к рыночной системе хозяйствования.
Степень научной разработанности темы исследования. Исследованием проблем развития человеческих способностей занимались советские и российские экономисты. Экономическая роль образования и проблема нравственного капитала исследовалась Н. Мордвиновым, Н. Чернышевским, А. Шторхом, А. Бутовским, И. Бабстом, И. Янжулом, А. Чупровым, Б. Пихно. В рамках марксисткой традиции проблемы образования и квалификации разрабатывались С.Г. Струмилиным, В. И. Басовым, А.Б. Дайновским, Е.Н. Жильцовым, В.Е. Комаровым, C.Л. Кастаняном, Л.И. Тульчинским, Г.А. Егиазаряном, В.А. Жаминым и многими другими. В. Гойло и Р.И. Капелюшников впервые в советской экономической литературе проанализировали теорию человеческого капитала. Исследованием моделей человека и его экономического поведения занимаются В. С. Автономов, М. Критский, А. Добрынин, С. Дятлов, Б. Лисовик, К. Сабирьянова и многие другие.
Особую роль в формировании и реализации человеческого капитала играют социальные сети, формирующие социальный капитал как элемент человеческого капитала. Изучением социального капитала занимались П.Бурдье, Дж. Коулмен, Ф.Фукуяма, Г. Беккер, М. Коул, М. Шифф, Р. Эмерсон, К. Кук, Митчелл, В. В. Радаев и другие.
Объектом исследования являются наемные работники, их образование и квалификация, состояние здоровья, социальные связи.
Предметом исследования - социально-экономические отношения, определяющие формирование и реализацию человеческого капитала.
Целью работы является выявление особенностей формирования и реализации человеческого капитала в условиях трансформационной экономики.
В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать структуру человеческого капитала и показатели его оценки;
- определить проблемы формирования и реализации человеческого капитала;
- проанализировать состояние человеческого капитала в России и его влияние на уровень социально экономического развития.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков экономики, а также отечественных и зарубежных экономистов, работающих в рамках неоклассического и нового институционального направления экономической науки и изучающих проблемы формирования человеческого капитала, содержание этой экономической категории, классификацию видов человеческого капитала, особенности его реализации и оценки.
1. Структура человеческого капитала и показатели его оценки
В российской экономической науке термин «человеческий капитал» впервые был использован Р.И. Капелюшниковым, который под таковым понимал совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом [13,310].
Впервые термин «человеческий капитал» использовал Теодор Шульц, а его последователь - Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению [12,147].
В зарубежной и отечественной литературе используется немало терминов, отражающих качественные характеристики рабочей силы и роль человека в трудовом процессе: трудовые ресурсы, рабочая сила, человеческий фактор, человеческие ресурсы, трудовой потенциал, человеческий потенциал, человеческий капитал и другое.
В нашей стране в течении многих десятилетий использовалось понятие «рабочая сила», определяемое как способность человека к труду. В 1980-е годы, обсуждая причины, приведшие советское общество к глубочайшему кризису, общественная и научная мысль пришла к выводу, что решающим фактором производства является именно человек, и если у него отсутствуют стимулы к эффективному и добросовестному труду, то ни о каком прогрессе общества не может быть и речи. Так появился термин «человеческий фактор». Впоследствии он уступил место другим: трудовой потенциал, человеческие ресурсы, человеческий капитал.
Идея человеческого капитала имеет давние корни в истории экономической мысли. Одна из ее первых формулировок обнаруживается в «Политической арифметике» У.Петти. Позднее она нашла отражение в «Богатстве народов» А.Смита, «Принципах» А.Маршалла, работах многих других ученых. Однако как самостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50–60-х годов ХХ века. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т.Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г.Беккера (также лауреата Нобелевской премии) «Человеческий капитал» (первое издание 1964 г.). Эта книга стала основой для всех последующих исследований в данной области и была признана классикой современной экономической науки [13,149].
С.А. Дятлов полагает, что в содержательном плане человеческий капитал, включает запас здоровья, знаний, навыков, способностей, которые капитализируются при следующих условиях [4,10]:
1) потоковый, накопительный запас
способностей человека по
2) целесообразность использования запаса способностей, что ведет к росту производительности труда;
3) прирост производительности
4) увеличение доходов мотивирует
работника делать
Анализ содержания и условий капитализации человеческого капитала позволяет С.А. Дятлову выработать обобщенное определение человеческого капитала как экономической категории современного информационно-инновационного общества. «Человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка» [4,106].
По мнению Ю.М. Воронина структура человеческого капитала определяется на основе таких параметров, как характер работы человека, его отраслевая принадлежность, теснота взаимосвязи динамики трудового дохода с различными классами (подклассами) финансовых активов, и т.д. Заметим, что структура человеческого капитала индивидуума может со временем изменяться, что должно находить отражение в рекомендациях по инвестиционной политике. От того, какова будет структура человеческого капитала, зависит такой параметр будущей модели, как способность человека принимать на себя риск, рекомендуемая структура общего портфеля, а также структура финансового капитала человека [3,116].
Е.Ф. Борисов полагает, что структура человеческого капитала включает 4 аспекта [2,96]:
- затраты на образование,
- затраты на поддержание и развитие здравоохранения,
- затраты на получение
- затраты на миграцию рабочей силы.
Образование – первая и главная составная часть человеческого капитала. Оно является основным способом, средством получить квалифицированную рабочую силу, которая была бы способна выполнять достаточно сложные виды труда.
Различают уровни образования: начальное, среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее. Каждая ступенька образования даёт конкретный прирост квалификации, конкретизирует возможности человека выполнять сложную, напряжённую, ответственную работу.
Образование – главный компонент накопления человеческого капитала.
Второе направление инвестиций в человеческий капитал – это здравоохранение.
Следующее направление инвестиций в человеческий капитал – это финансирование или расходы на обеспечение мобильности рабочей силы.
Мобильность рабочей силы – многоплановое понятие. Она определяется и общими экономическими закономерностями развития, и личными соображениями рабочего, а также структурными циклическими колебаниями экономики. Мобильность рабочей силы – явление прогрессивное и в социальном, и экономическом планах.
Четвёртым направлением инвестиций в человеческий капитал является значительное расширение информационной базы. Информационная, компьютерная грамотность становится важнейшей составляющей инвестиций в человеческий капитал на современном этапе экономического развития. Информация занимает всё более ведущую роль во всех сферах человеческой деятельности.
Когда-то воспитание, образование и фундаментальная наука считались затратным бременем для экономики. Затем понимание их важности как факторов развития экономики и общества изменилось. И образование, и наука, и ментальность как составляющие человеческого капитала, и сам ЧК в целом, стали главным фактором роста и развития современной экономики, развития общества и повышения качества жизни. Ядром ЧК, конечно, был и остается человек. Сам же человеческий капитал определяет ныне основную долю национального богатства стран, регионов, муниципальных образований и организаций.
С развитием и усложнением понятия и экономической категории «человеческий капитал» усложнялась и его структура.
Человеческий капитал формируется, прежде всего, за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения. В том числе - в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие. Формируется ЧК и за счет притока из других стран. Или убывает за счет его оттока, что и наблюдается пока в России. ЧК - не простое количество людей, работников простого труда. ЧК - это профессионализм, знания, информационное обслуживание, здоровье и оптимизм, законопослушность граждан, креативность и эффективность элиты и т. д.
Инвестиции в составляющие ЧК и составляют его структуру: воспитание, образование, здоровье, наука, личная безопасность, предпринимательская способность, инвестиции в подготовку элиты, инструментарий интеллектуального труда, информационное обслуживание и т. д.
Теория человеческого капитала органично вписывается в концепцию управления человеческими ресурсами, в рамках которой предполагается решение следующих задач [7,118]:
– помощь организации в приобретении и удержании необходимой квалифицированной и мотивированной рабочей силы;
– формирование организационной культуры, способствующей становлению эффективных и гармоничных партнерских отношений между менеджерами и их подчиненными, развитию механизмов командной работы, а также приверженности работников целям и ценностям организации;
– максимизация и развитие внутренних способностей работников путем создания возможностей для их непрерывного обучения и развития;
– создание условий для оценки и вознаграждения людей по результатам их действий и достижений и др.
Одним из первых этапов управления человеческим капиталом является его идентификация и измерение. Человеческий капитал имеет достаточно сложную внутреннюю структуру, и каждый ее элемент на различных уровнях оценивается соответствующим комплексом показателей. В соответствии с уровнем агрегирования и анализа выделяют следующие группы показателей:
– микроуровень – для характеристики человеческого капитала отдельных индивидов и предприятий;
– мезоуровень – для характеристики человеческого капитала крупных корпораций и регионов;
– макроуровень – для характеристики совокупного человеческого капитала в масштабах национальной экономики.
Возможен и несколько иной вариант группировки: микроуровень (индивид, предприятие) и макроуровень (регион, национальная экономика).
В качестве примера рассмотрим возможный перечень показателей для оценки фонда подготовки на производстве. Для отдельного работника могут быть использованы: квалификация (компетентность), производственный стаж (опыт), время занятости в течение года, продолжительность обучения на рабочем месте – натуральные показатели; личные затраты на приобретение профессии и квалификации, прирост заработков в результате подготовки на производстве и переподготовки и др.
На уровне предприятия можно использовать:
численность персонала и его профессионально-