Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 18:59, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить теоретические и практические аспекты планирования социально-экономическим развитием муниципального образования.
Задачи курсовой работы:
- Исследовать теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образовании, в том числе, социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования:
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования………………..4
1.2 Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований…………………………………………………………………… 10
1.3 Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности……………………………………………………………………… 15
Глава II. АНАЛИЗ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕРЕЗОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА НА 2011-2025 ГОДЫ……………………………………………………………. 19
2.1 Характеристика Берёзовского сельсовета……………………………. 20
2.2 Приоритетные направления социально-экономического развития Берёзовского сельсовета…………………………………………………… 25
2.3 План социально-экономического развития Берёзовского сельсовета на 2011г…………………………………………………………………………. 27
2.4 План мероприятий по реализации комплексной программы социально-экономического развития Берёзовского сельсовета……………………… 31
Заключение……………………………………………………………………. 33
Список литературы…………………
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования………………..4
1.2 Комплексное
социально-экономическое развитие муниципальных
образований…………………………………………………
1.3 Цели
и задачи муниципальной социальной политики
в сельской местности………………………………………………………
Глава II. АНАЛИЗ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕРЕЗОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА НА 2011-2025 ГОДЫ……………………………………………………………. 19
2.1 Характеристика Берёзовского сельсовета……………………………. 20
2.2 Приоритетные направления социально-экономического развития Берёзовского сельсовета…………………………………………………… 25
2.3 План
социально-экономического развития Берёзовского
сельсовета на 2011г…………………………………………………………………
2.4 План мероприятий по реализации комплексной программы социально-экономического развития Берёзовского сельсовета……………………… 31
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Условия экономического развития муниципальных образований в нашей стране за последние годы значительно изменились, причем наряду с открывшимися возможностями возник ряд сложностей.
Конституцией Российской Федерации 1993 года, отделившей местное самоуправление от государственной власти, и Федеральным Законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" определены основные принципы местного самоуправления. Российские муниципалитеты получили самостоятельность, основанную на разграничении компетенции разных уровней власти, определении предметов совместного ведения и передачи части полномочий сверху вниз. Экономической основой местного самоуправления в России стало право самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью и местными финансами. Муниципальные органы власти получили возможность и обязанность заниматься развитием собственной экономики в интересах проживающих на их территории людей. Этим и объясняется актуальность данной работы.
Цель курсовой работы: изучить теоретические и практические аспекты планирования социально-экономическим развитием муниципального образования.
Задачи курсовой работы:
- Исследовать теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образовании, в том числе, социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования:
- На практике рассмотреть управление социально-экономическим развитием муниципального образования, а именно, Березовского сельсовета Нижегородской области.
Глава I. Теоретические аспекты управления
социально-экономическим развитием муниципального
образования
1.1
Социально-экономические процессы как
объект управления социально-экономическим
развитием муниципального образования
Формирование и функционирование механизма реализации социально-экономической политики определяется объективными потребностями и тенденциями общественного развития. Именно потребности и тенденции предопределяют структуру механизма, набор и использование его компонентов. По своей сути механизм реализации социально-экономической политики представляет собой сложную систему институциональных и неинституциональных субъектов социально-экономической жизни, взаимодействие которых позволяет теоретически осмыслить и оформить интересы населения, хозяйствующих субъектов, органов государственной власти федерального и регионального уровней, разработать социально-экономическую стратегию и организовать скоординированную предметно-практическую деятельность государственных органов, институтов гражданского общества и граждан по ее реализации на основе имеющейся нормативно-правовой базы.
Механизм реализации социально-экономической политики имеет сложную структуру: субъект социально-экономической политики; государство в совокупности всех его органов, ориентированных на регулирование социально-экономических отношений; политические партии; общественно-политические движения и другие институты гражданского общества; объект социально-экономической политики - социально-экономические процессы в обществе во всем их содержательном многообразии разнообразных формах проявления; системы нормативно-правовых актов, регулирующие взаимодействие между субъектами и объектами социально-экономической политики; методы реализации социально-экономической политики; предметно-политическая деятельность по решению задач социально-экономической политики на различных стадиях Данная структура является обобщенной и при решении конкретных задач социально-экономической политики дополняется и другими элементами.
При формировании социально-экономической политики неизбежно встает вопрос о приоритетах социально-экономической политики, т.е. социально-экономических задачах, которые признаются обществом как на данном этапе его развития в качестве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первоочередного решения (тактические, или краткосрочные приоритеты), так и на этапе долгосрочного развития (стратегические приоритеты). Принцип приоритетности в социально-экономическом развитии общества активно используется практически во всех странах мира, в том числе и высокоразвитых. Тактические и стратегические приоритеты определяются в ходе организации и управления экономическим системами всех уровней. Под приоритетными направлениями понимаются такие направления социально-экономической политики, которые в наибольшей степени приближают к достижению поставленных текущих и долгосрочных целей социально-экономического развития субъекта Федерации.
Все приоритеты в обществе представляют собой ранжированную во времени и пространстве взаимосвязанную совокупность, охватывающую собой все сферы жизнедеятельности. В основе механизма выбора и реализации приоритетов лежит анализ существующих потребностей общества, степени их удовлетворения и прогноз развития. Главным принципом отбора в качестве приоритетов должна быть их ориентация на вклад в достижение важнейших конечных социально-экономических целей развития региона.
Главной приоритетной целью социально-экономической политики субъекта Федерации (СЭПСФ) должно быть население региона, его благосостояние, здоровье, уровень образования и культуры, интеллектуальный потенциал. Все остальное - лишь средства для достижения этой цели. Нужно всегда помнить очевидную истину, что экономика существует для людей, а не люди для экономики. Об этом сказано и в Конституции Российской Федерации, где ст. 7 содержит положение о том, что "Российская Федерация - социальное государство" и оно имеет политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В то же время многие субъекты Федерации, декларируя эту цель в своих концепциях, программах, планах в качестве приоритетной, не подкрепляют ее конкретными показателями, индикаторами, цифрами, обязательными сроками исполнения, которые могли бы характеризовать какую-либо динамику к достижению этой цели.
Здесь, на наш взгляд, важную роль призван сыграть такой комплексный показатель, как "качество жизни населения". Этот показатель характеризует уровень обеспечения населения комплексом потребностей в целом и по его категориям. Об этом говорил и Л.И. Абалкин, отмечая, что "главным фактором общественного развития становится не научно-технический прогресс ..., а качество человека". В современных условиях приоритеты развития человека, качество человеческого потенциала являются основными факторами общественного прогресса в XXI в. В этой связи вложения в образование, науку, культуру представляют собой не вычет из общественного блага, не вторичные издержки, а первоначальные вложения в основной ресурс, которые в масштабах поколений представляются самыми эффективными.
Традиционные показатели уровня развития социально-экономических систем, такие как, например, валовой внутренний продукт (в субъектах Федерации валовой региональный продукт), объем промышленного производства, объем инвестиций в основной капитал, объем производства сельскохозяйственной продукции и тому подобные не являются точными и, что очень важно, достаточными критериями для оценки благосостояния страны или отдельных ее регионов. Валовой внутренний продукт как экономический показатель не учитывает и не отражает изменений, происходящих в приоритетах социальных ценностей общества в целом, в предпочтениях различных социальных групп и отдельных людей. Но именно эти факторы в настоящее время становятся все более и более важными. Даже интенсивные темпы валового экономического роста, порождающие общество изобилия товаров, не являются идеалом, стремление к которому в безусловном порядке обеспечивает рост благосостояния и социальную умиротворенность граждан.
Необходимо порвать с экономизмом и продвигать регулирующую деятельность, учитывать все составные элементы экономики, с тем, чтобы она служила счастью людей, а не только росту продуктивности, рентабельности и конкурентоспособности.
На смену чисто экономическим валовым показателям должен прийти новый, более сложный и полный критерий - "качество жизни населения", компонентами которого является ряд социально-экономических факторов, в состав которых входит большое число различных социально-экономических показателей или индикаторов, в том числе и ранее используемые традиционные экономические показатели.
Качество жизни отражает удовлетворенность людей предоставленными им материальными и духовными благами, отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным требованиям, безболезненность и продолжительность жизни. Проще говоря, качество жизни - это насколько хорошо живется людям. Данное интегральное понятие активно используется в международной практике, особенно при сопоставлениях уровней экономического и социального развития стран. Так, Всемирным банком выпускается ежегодник, в котором в системе показателей для международных сопоставлений имеется группа показателей, характеризующая качество жизни (Quality oflife).
Система
интегральных показателей, характеризующих
качество жизни населения, в мировой практике
встречается в различных формах. Интересна
система показателей, предложенная В.В.
Трейрером, А.И. Кашириным, Ю.М. Швырковым.
(Таблица 1)
Таблица 1. Система интегральных показателей, характеризующих целевую функцию "качество жизни населения"
№
п/п |
Аспекты понятия "качество жизни населения" | Интегральные понятия, характеризующие выделенные аспекты |
1 | Благосостояние | Доходы, деловая активность |
2 | Здоровье | Продолжительность жизни, заболеваемость, травматизм, вредные пристрастия (алкоголизм, наркомания, табакокурение, проституция и др.), занятие физкультурой и спортом, достаточное и рациональное питание, организация отдыха и лечение |
3 | Образование | Дошкольное образование, общее среднее образование, среднее и высшее, специальное образование, повышение квалификации персонала, общая образовательная программа для населения, развитие способностей одаренных личностей |
4 | Жилищные условия | Обеспеченность жильем, качество жилья, благоустройство и инфраструктура территории жилого фонда |
5 | Духовная жизнь и культура | Развитие религиозного и духовного самосознания населения, пропаганда морально-нравственных ценностей религии, развитие литературы и искусств, книжное дело, театр и прочие зрелищные заведения, художественная самодеятельность и народные промыслы |
6 | Обеспеченность товарами и услугами | Номенклатура предоставляемых товаров и услуг, в том числе местными производителями и по импорту; качество товаров и услуг, цены |
7 | Социальное обеспечение | Пенсии, пособия, помощь малоимущим и инвалидам |
8 | Экология | Контроль за состоянием и защита окружающей среды, утилизация отходов, восстановительные природоохранные мероприятия |
9 | Безопасность | Преступность, безопасность на производстве, безопасность транспортных средств, безопасность на дорогах, безопасность жилищ, защита от терроризма, защита от стихийных бедствий и др. |
10 | Права человека | Соблюдение конституционных прав человека |
Информация о работе Социально-экономическое развитие муниципального образования