Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 11:41, курсовая работа
Актуальность данного исследования заключается в том, что кооперативная организация – это независимое объединение людей, добровольно сотрудничающих с целью удовлетворения общих экономических, социальных и культурных потребностей и пожеланий посредством создания демократически управляемых предприятий по принципу совместного владения.
Введение 2
1 Ценности и принципы кооперативов 5
2 Пайщики - социальная основа потребительской кооперации 10
3 Социальная защита пайщиков и обслуживаемого населения в потребительской кооперации 24
4 Условия борьбы с бедностью - стратегия и социальная миссия потребительской кооперации 41
5 Социальная ориентация потребительской кооперации как её конкурентное преимущество 46
Заключение 59
Список литературы 64
Содержание
Введение 2
1
Ценности и принципы
2
Пайщики - социальная основа
3
Социальная защита пайщиков и
обслуживаемого населения в
4 Условия борьбы с бедностью - стратегия и социальная миссия потребительской кооперации 41
5
Социальная ориентация
Заключение 59
Список литературы 64
Актуальность данного исследования заключается в том, что кооперативная организация – это независимое объединение людей, добровольно сотрудничающих с целью удовлетворения общих экономических, социальных и культурных потребностей и пожеланий посредством создания демократически управляемых предприятий по принципу совместного владения.
Термин кооперация (лат. сooperatio - сотрудничество) обозначает одну из форм организации производства, основанную на групповой собственности ее членов и их заинтересованности в удовлетворении своих социальных, экономических и культурных потребностей.
Кооперация как особое социальное и экономическое движение возникло более двухсот лет назад. К настоящему времени она превратилось в один из существенных факторов социально - экономического и культурного развития во многих государствах.
По данным МКА, кооперативный сектор существует в ста странах мира, индивидуальными членами кооперативов различных видов является более 760 млн. человек. Важным фактором успеха кооперации является глубоко разработанные теоретические основы ее деятельности, а также богатый исторический опыт.
Таким образом, целью данной работы является изучение потребительской кооперации как социально-ориентированной системы рыночной экономики.
В связи с этим, задачи для решения поставленной цели были выбраны следующие:
- определить
ценности и принципы
- рассмотреть
пайщиков как социальную
- рассмотреть
социальную защиту пайщиков и
обслуживаемого населения в
- определить
условия борьбы с бедностью
посредствам выявления
- рассмотреть
социальную ориентацию
Научные основы
кооперативного движения и кооперативной
формы хозяйствования создавались
и развивались многими
Большой вклад в разработку теории и организационных принципов кооперации внесли ученые и кооперативные деятели XIX-XX веков A. Анцыферов, Л. Блан, А. Евдокимов, И. Емельянов, Ш. Жид, Н.Калачев У. Кинг, Н. Кондратьев, Ф. Лассаль, Р. Оуэн, К. Пажитов, В.Садовский Ш. Фурье, А. Чаянов, А. Челинцев, Г. Шульце-Деличи др.
На современном этапе основные принципы и подходы к решению проблем становления и развития системы потребительской кооперации в России изложены в работах: В. Арефьева, В. Боева, К. Вахитова, В.Ермакова, B. Каширина, И. Корякова, А.Крашенинникова, А.П Макаренко, О. Сагайдачной, М.Сероштан, Д.Б. Сахарова, Л. Тепловой, А. Ткача, Н. Фигуровской, Л.Е Уколова.
Кооперативы как
элемент системы
Эти идеологические
постулаты – ровесники
Принципы не превратились в ненужное дополнение к движению, они продолжают жить и развиваться вместе с ним. Благодаря деятельности Международного Кооперативного Альянса за XX век они были пересмотрены трижды, в 1937, 1966, 1995 годах, и каждая новая редакция вбирала в себя последние веяния времени, отражала современное состояние движения.
Таким образом, Члены Международного Кооперативного Альянса (МКА) определили семь принципов, которые касаются всех кооперативных предприятий, стремящихся к членству в организации. Настоящие принципы были приняты в 1995 г.
Ранее они назывались основными правилами и берут свое начало в Объединении потребителей Рошдаля, основанного в 1844 г.
Принципы являются правилами применения основополагающих ценностей, определенных МКА, в практике кооперативных объединений. Эти ценности включают в себя взаимопомощь, личную ответственность, демократичность, равенство, справедливость и солидарность. МКА подчеркивает также этические ценности, такие как честность, открытость, социальная ответственность и забота о других, которых придерживаются члены кооперативных объединений.
МКА характеризует кооперативные организации как независимые объединения людей, добровольно сотрудничающих с целью удовлетворения общих экономических, социальных и культурных потребностей и пожеланий посредством создания демократически управляемых предприятий по принципу совместного владения.
Ценности, на которых основаны кооперативные объединения, включают в себя взаимопомощь, личную ответственность, демократичность, равенство, справедливость и солидарность. В качестве основателей члены кооперативных объединений придерживаются таких этических ценностей, как честность, открытость, социальная ответственность и забота о других.
Кооперативные принципы являются правилами применения ценностей в практике кооперативных объединений.
1-й принцип. Добровольного и открытого членства.
Кооперативные объединения являются добровольными организациями, открытыми для всех, кто может пользоваться их услугами и брать на себя ответственность, влекомую членством, - исключая дискриминацию в зависимости от пола, социального положения, расы, политических или религиозных убеждений.
2-й принцип. Демократического контроля со стороны членов.
Кооперативные объединения являются демократическими организациями, управляемыми членами, которые активно участвуют в постановке целей и задач, а также в процессе принятия решений.
Лица, занимающие ответственные посты, несут ответственность перед членами. Члены первичного кооператива обладают равным правом голоса (один член – один голос). Кооперативные объединения других уровней также организуются на демократической основе.
3-й принцип. Экономического участия членов.
Члены кооператива, основываясь на принципах справедливости, вносят вклад в капитал кооперативных объединений и осуществляют контроль над ним в демократическом порядке. По крайней мере часть этого капитала является общей собственностью кооперативного объединения. Процентная ставка на взнос, составляющий основу для членства, является ограниченной. Процентная ставка может не исчисляться вовсе.
Члены кооператива могут использовать излишки для следующих целей:
- Развитие кооперативного объединения – по возможности посредством откладывания средств, которые хотя бы частично должны быть определены.
- Предоставление членам льгот в соответствии со степенью их пользования кооперативным объединением.
- Поддержка иных мероприятий с одобрения членов.
4-й принцип. Независимости и самостоятельности.
Кооперативные объединения являются независимыми организациями, созданными с целью взаимопомощи и управляемыми членами. Заключение договоров с иными организациями, в т.ч. правительствами, а также привлечение капитала со стороны осуществляется на условиях, гарантирующих демократический контроль со стороны членов и сохранение кооперативной независимости.
5-й принцип. Образования, практики и информации.
Кооперативные объединения предлагают своим членам, волонтерам, руководителям и сотрудникам повышение квалификации и осуществление практической деятельности с тем, чтобы они наиболее эффективно могли содействовать развитию своих кооперативов. Они также информируют общественность – в особенности молодежь и людей, формирующих общественное мнение, - об особенностях кооперативных объединений и их преимуществах.
6-й принцип. Сотрудничества между кооперативными объединениями.
Кооперативные объединения приносят пользу своим членам и упрочивают кооперативное движение посредством сотрудничества на местном, общенациональном, а также региональном и международном уровнях.
7-й принцип. Внимания к обществу.
Кооперативные объединения добиваются устойчивого развития местных сообществ в соответствии с правилами и принципами, определенными их членами.
Объявленная Законом цель потребительского общества - удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. В практической деятельности потребительских обществ это означает, что должен обеспечиваться приоритет экономических интересов пайщиков по сравнению с работниками.
Потребительские кооперативы во всем мире выживают в конкурентной борьбе, прежде всего потому, что они имеют возможность гарантированного сбыта товаров своим постоянным покупателям - пайщикам. Чем больше пайщиков, тем конкурентоспособнее кооператив, шире его сегмент на рынке потребительских товаров. Увеличение численности пайщиков -- безальтернативная экономическая необходимость для всех организаций потребительской кооперации.
Во многих кооперативных организациях наблюдается тенденция сокращения числа пайщиков. Это гибельно для любого кооператива.
Другая негативная
тенденция характеризует
Потребительский кооператив отличается от кооператива производственного.
Потребительский кооператив - некоммерческая социально ориентированная организация пайщиков, объединившихся для обеспечения нормальных условий сбыта своей продукции, торговли товарами высокого качества по справедливым ценам.
Производственный кооператив - коммерческая организация работников, объединившихся для совместной трудовой деятельности и имеющих целью получение дополнительных материальных выгод от своей трудовой деятельности.
Таким образом, потребительское
Согласно российскому законодательству основной целью деятельности потребительского общества является удовлетворение потребностей пайщиков [22, 64, 103, 104, 110]. Пайщики потребительского общества имеют право [104]: - вступать в потребительское общество и выходить из него на добровольной основе; - участвовать в деятельности потребительского общества, избирать и быть избранными в органы управления и органы контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов; - получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества; - приобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла через организации потребительского общества; - пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков общим собранием потребительского общества. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности потребительского общества; - сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственные продукцию и сырье для переработки, в том числе, на давальческих началах; - быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество в соответствии с их образованием, профессиональной подготовкой и с учетом потребности в работниках; - получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации; - пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых общим собранием потребительского общества; - получать информацию от органов управления и органов контроля потребительского общества об их деятельности; - обращаться к общему собранию потребительского общества с жалобами на неправомерные действия других органов управления и органов контроля потребительского общества; - обжаловать в судебном порядке решения органов управления потребительского общества, затрагивающие их интересы. Общее собрание потребительского общества может устанавливать и иные права пайщиков, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Пайщики потребительского общества обязаны [104]: - соблюдать устав потребительского общества, выполнять решения общего собрания потребительского общества, других органов управления и органов контроля потребительского общества; - выполнять свои обязательства перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности.
Информация о работе Социально ориентированная потребительская кооперация