Стратегия развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы объясняется тем, что каждое предприятие на определенном этапе жизненного цикла может столкнуться с ситуациями, требующими пересмотрения дальнейшей стратегии развития. Такими ситуациями могут выступать - спад, или отсутствие спроса на предлагаемые товары, услуги; нестабильное финансовое положение; низкая рентабельность производства, или ее отсутствие, и т.д. Целью курсовой работы является разработка стратегии развития предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты стратегии развития предприятия 6
1.1 Сущность стратегии развития предприятия 6
1.2.Формулирование стратегий и выбор альтернатив 10
2.Анализ деятельности предприятия ООО «Уфа-Энерго» 16
2.1 Характеристика организации ООО «Уфа-Энерго» 16
2.2 Общая оценка финансового состояния предприятия 20
2.3 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 22
3.Разработка стратегии развития предприятия и стратегическое управление на предприятии ООО «Уфа-Энерго»
28
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая стратегии.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Стратегии развития предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

3

1. Теоретические аспекты  стратегии развития предприятия

6

1.1 Сущность стратегии развития предприятия

6

1.2.Формулирование стратегий  и выбор альтернатив

10

2.Анализ деятельности  предприятия  ООО «Уфа-Энерго»

16

2.1 Характеристика организации  ООО «Уфа-Энерго»

16

2.2 Общая оценка финансового  состояния предприятия

20

2.3 Анализ внешней  и внутренней среды предприятия

22

3.Разработка стратегии развития предприятия и стратегическое управление на предприятии ООО «Уфа-Энерго»

 

28

Заключение

40

Список использованной литературы

42


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последнее время  возросло значение стратегического  поведения, позволяющего организации  выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Все предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в самой фирме, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса. А также появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное получение и распространение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что  организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей  в будущем. Учитывая то, что окружение  и условия жизни организации  будут меняться.

Необходимы огромные усилия и большие затраты на то, чтобы в организации начал  осуществляться процесс стратегического  управления. Требуется создание и  осуществление стратегического  планирования, что в корне отлично  от разработки долгосрочных планов обязательных к исполнению в любых условиях. Стратегический план должен быть гибким и реагировать на любые изменения внутри и вне организации. А для этого требуется гораздо больше затрат. Службы маркетинга, общественных отношений приобретают исключительную значимость и требуют значительных дополнительных затрат.

Стратегическое планирование представляет собой процесс выбора целей и путей их достижения, обеспечивает основу для всех управленческих решений, функционирования организации, мотивации  и контроля. Не используя преимущества стратегического планирования, организация в целом и отдельные ее члены будут лишены четкого способа оценки и направления работы предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Стратегический план для предприятия в условиях рыночной экономики сводится к поиску эффективных путей выполнения поставленных задач в условиях достаточно прогнозируемой внешней среды. Предприятие должно определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены поставщиков, рынка сбыта, а самое главное - определять долгосрочные цели и стратегию их достижения. Предприятия, которые не используют стратегическое планирование, обречены на проигрыш своим конкурентам и утомительную борьбу за выживание.

Актуальность данной темы объясняется тем, что каждое предприятие на определенном этапе  жизненного цикла может столкнуться  с ситуациями, требующими пересмотрения  дальнейшей стратегии развития. Такими ситуациями могут выступать - спад, или отсутствие спроса на предлагаемые товары, услуги; нестабильное финансовое положение; низкая рентабельность производства, или ее отсутствие, и т.д.

Целью курсовой работы является разработка стратегии развития предприятия.

Задачи курсовой работы:

- изучить теоретическую основу разработки стратегии;

- провести стратегический  анализ деятельности предприятия;

- определить видение,  миссию и стратегические цели  предприятия;

- провести  оценку финансового состояния предприятия;

- провести анализ внешней и внутренней среды предприятия;

- разработать стратегию  развития предприятия;

- оценить эффективность  разработанной стратегии.

  Объект исследования – ООО «Уфа-Энерго»

Предмет исследования –  процесс разработки стратегии развития для предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты стратегии развития предприятия

 

1.1 Сущность  стратегии развития предприятия

 

Стратегия развития предприятия – это интегрированное понятие, включающее в себя стратегические направления развития (стратегические альтернативы) и стратегию управления (или функционирования) предприятием [3].

Стратегия развития характеризует  поступательное движение всего предприятия  в целом, стратегическая альтернатива является основой для реализации стратегии управления.

Процесс реализации стратегии  развития может быть разделён на два больших этапа [6]:

а) процесс стратегического  планирования - выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии  предприятия и заканчивая функциональными  стратегиями и отдельными проектами;

б) процесс стратегического управления - реализация определённой стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.

Сущность стратегии развития на уровне предприятия состоит в ответе на четыре важнейших вопроса: в каком финансово-экономическом состоянии находится предприятие в настоящее время? какое его состояние в перспективе желательно и реально возможно? какие возможные альтернативные направление развития системы с учетом сильных и слабых сторон, шансов и рисков? какими действиями (методами и средствами, управленческими решениями) можно реализовать избранную стратегию?

По своему содержанию стратегия учитывает основные базисные процессы на предприятии и в его  внешней среде, возможности роста экономического потенциала.

В основе выработки стратегии  и в ее практической реализации лежат стратегические управленческие решения [7]:

- ориентированные на  будущее и на постоянные изменения  во внешней среде и внутри предприятия;

- связанные с привлечением  значительных материальных ресурсов, широким использованием интеллектуального потенциала и непрерывно развивающихся технологий;

- имеющих значительную  неопределенность, так как должны  учитывать неконтролируемые предприятием  внешние факторы;

- характеризующиеся гибкостью,  способностью к адаптации к  изменяющимся рыночным условиям.

     К стратегическим  решениям на предприятии относятся [5]:

- выбор местоположения  предприятия;

- реконструкция производственных  мощностей;

- изменения организационно-правовой  формы, структуры производства  и управления, форм организации  и оплаты труда и др.;

- инновации – освоение  новых технологий, разработка и  выпуск новых видов продукции,  выход на новые рынки;

- слияние, поглощение, присоединение и другие формы  реорганизации предприятий.

Наиболее распространенные, выверенные практикой и широко освещенные в литературе стратегии развития бизнеса обычно называются базисными или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из данных пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние (табл 1.1).            

 

 

Таблица 1.1.Эталонные стратегии развития предприятия

Стратегии концентрированного роста

стратегия усиления позиции  на рынке

стратегия развития рынка

стратегия развития продукта

Стратегии интегрированного роста

стратегия обратной вертикальной интеграции

стратегия вперед идущей вертикальной интеграции

Стратегии диверсифицированного роста

стратегия центрированной диверсификации

стратегия горизонтальной диверсификации

стратегия конгломеративной диверсификации

Стратегии сокращения

стратегия ликвидации

стратегия «сбора урожая»

стратегия сокращения

стратегия сокращения расходов




 

Первую группу эталонных  стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента. Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие:

  • стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы сданным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Для реализации этой стратегии требуются большие маркетинговые усилия.
  • стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;
  • стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта.

     Единой  стратегии для всех предприятий  не существует. Каждое предприятие  даже одной отрасли уникально, поэтому и определение его стратегии также оригинально, так как зависит от позиции предприятия на рынке, его потенциала, динамики развития, поведения конкурентов, особенностей выпускаемой продукции или оказываемых услуг, состояния экономики, социальной среды и многих других факторов. 
     Виды стратегий развития предприятия. В условиях растущего рынка у каждого предприятия потенциально существуют альтернативные стратегии, среди которых обычно выделяют [9]:

- стратегию совершенствования деятельности;

- товарную экспансию  – разработку новых или улучшение  уже выпускаемых товаров;

- развитие рынка;

- диверсификацию.

    Стратегия совершенствования деятельности показывает направленность предприятия на существующие продукты и рынки. Эту стратегию называют методом экономии издержек или «улучшай то, что уже делаешь». Эта стратегия выбирается хозяйственными подразделениями предприятия, рынок продукции которых продолжает развиваться или еще ненасыщен. [12]

     Товарная экспансия - это стратегия предприятия на совершенствование выпускаемых товаров и разработки новых продуктов для сложившихся и давно освоенных рынков. Эта стратегия применяется, когда хозяйственное подразделение имеет ряд успешных моделей изделий, завоевавших большую популярность у потребителей. Предприятие разрабатывает новые или модифицирует старые товары улучшенного качества и реализует их лояльно настроенным клиентам.

     Стратегия развитие рынков показывает направленность предприятия на создание новых рынков для выпускаемой уже достаточно долго продукции.

     Стратегия диверсификации применяется предприятием с целью избежать чрезмерной зависимости предприятия от одного хозяйствующего подразделения или одного ассортиментного набора продукции, а так же в том случае, если предприятие желает покинуть свертывающиеся рынки или рынки, находящиеся в состоянии застоя. Реализация стратегии диверсификации предполагает разработку новых продуктов и новых рынков. [8]

      Также  выделяют следующие стратегии  развития, а именно: стратегию роста; начальную стратегию; стратегию проникновения; стратегию ускорения роста; стратегию переходного периода; стратегию стабилизации и выживания.

1.2.Формулирование  стратегий и выбор альтернатив

 

Процедура формулирования стратегии и выбора альтернатив  состоит из следующих этапов [4]:

а) оценка существующей стратегии;

б) собственно фаза формулирования;

в) планирование риска;

г) выбор стратегических альтернатив.

Рассмотрим подробнее  эти пункты.

А. Оценка существующей (действующей) стратегии.

Первичная оценка действующей  стратегии осуществляется уже на предыдущем этапе - оценка внутренних возможностей.

Однако, оценивая имеющиеся  резервы на предприятии, позволяющие повысить эффективность его функционирования, мы ранее не оценивали жизненность действующей стратегии и сформулированных правил поведения.

Информация о работе Стратегия развития предприятия