Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:12, курсовая работа
Актуальность данной темы объясняется тем, что каждое предприятие на определенном этапе жизненного цикла может столкнуться с ситуациями, требующими пересмотрения дальнейшей стратегии развития. Такими ситуациями могут выступать - спад, или отсутствие спроса на предлагаемые товары, услуги; нестабильное финансовое положение; низкая рентабельность производства, или ее отсутствие, и т.д. Целью курсовой работы является разработка стратегии развития предприятия.
Введение 3
1. Теоретические аспекты стратегии развития предприятия 6
1.1 Сущность стратегии развития предприятия 6
1.2.Формулирование стратегий и выбор альтернатив 10
2.Анализ деятельности предприятия ООО «Уфа-Энерго» 16
2.1 Характеристика организации ООО «Уфа-Энерго» 16
2.2 Общая оценка финансового состояния предприятия 20
2.3 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 22
3.Разработка стратегии развития предприятия и стратегическое управление на предприятии ООО «Уфа-Энерго»
28
Заключение 40
Список использованной литературы 42
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Стратегии развития предприятия»
Содержание
Введение |
3 |
1. Теоретические аспекты стратегии развития предприятия |
6 |
1.1 Сущность стратегии развития предприятия |
6 |
1.2.Формулирование стратегий и выбор альтернатив |
10 |
2.Анализ деятельности предприятия ООО «Уфа-Энерго» |
16 |
2.1 Характеристика организации ООО «Уфа-Энерго» |
16 |
2.2 Общая оценка финансового состояния предприятия |
20 |
2.3 Анализ внешней и внутренней среды предприятия |
22 |
3.Разработка стратегии развития предприятия и стратегическое управление на предприятии ООО «Уфа-Энерго» |
28 |
Заключение |
40 |
Список использованной литературы |
42 |
Введение
В последнее время возросло значение стратегического поведения, позволяющего организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Все предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в самой фирме, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса. А также появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное получение и распространение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем. Учитывая то, что окружение и условия жизни организации будут меняться.
Необходимы огромные усилия и большие затраты на то, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления. Требуется создание и осуществление стратегического планирования, что в корне отлично от разработки долгосрочных планов обязательных к исполнению в любых условиях. Стратегический план должен быть гибким и реагировать на любые изменения внутри и вне организации. А для этого требуется гораздо больше затрат. Службы маркетинга, общественных отношений приобретают исключительную значимость и требуют значительных дополнительных затрат.
Стратегическое планирование представляет собой процесс выбора целей и путей их достижения, обеспечивает основу для всех управленческих решений, функционирования организации, мотивации и контроля. Не используя преимущества стратегического планирования, организация в целом и отдельные ее члены будут лишены четкого способа оценки и направления работы предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Стратегический план для предприятия в условиях рыночной экономики сводится к поиску эффективных путей выполнения поставленных задач в условиях достаточно прогнозируемой внешней среды. Предприятие должно определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены поставщиков, рынка сбыта, а самое главное - определять долгосрочные цели и стратегию их достижения. Предприятия, которые не используют стратегическое планирование, обречены на проигрыш своим конкурентам и утомительную борьбу за выживание.
Актуальность данной темы объясняется тем, что каждое предприятие на определенном этапе жизненного цикла может столкнуться с ситуациями, требующими пересмотрения дальнейшей стратегии развития. Такими ситуациями могут выступать - спад, или отсутствие спроса на предлагаемые товары, услуги; нестабильное финансовое положение; низкая рентабельность производства, или ее отсутствие, и т.д.
Целью курсовой работы является разработка стратегии развития предприятия.
Задачи курсовой работы:
- изучить теоретическую основу разработки стратегии;
- провести стратегический
анализ деятельности
- определить видение, миссию и стратегические цели предприятия;
- провести оценку финансового состояния предприятия;
- провести анализ внешней и внутренней среды предприятия;
- разработать стратегию развития предприятия;
- оценить эффективность разработанной стратегии.
Объект исследования – ООО «Уфа-Энерго»
Предмет исследования – процесс разработки стратегии развития для предприятия.
1. Теоретические
аспекты стратегии развития
1.1 Сущность стратегии развития предприятия
Стратегия развития предприятия – это интегрированное понятие, включающее в себя стратегические направления развития (стратегические альтернативы) и стратегию управления (или функционирования) предприятием [3].
Стратегия развития характеризует поступательное движение всего предприятия в целом, стратегическая альтернатива является основой для реализации стратегии управления.
Процесс реализации стратегии развития может быть разделён на два больших этапа [6]:
а) процесс стратегического планирования - выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами;
б) процесс стратегического управл
Сущность стратегии развития на уровне предприятия состоит в ответе на четыре важнейших вопроса: в каком финансово-экономическом состоянии находится предприятие в настоящее время? какое его состояние в перспективе желательно и реально возможно? какие возможные альтернативные направление развития системы с учетом сильных и слабых сторон, шансов и рисков? какими действиями (методами и средствами, управленческими решениями) можно реализовать избранную стратегию?
По своему содержанию стратегия учитывает основные базисные процессы на предприятии и в его внешней среде, возможности роста экономического потенциала.
В основе выработки стратегии и в ее практической реализации лежат стратегические управленческие решения [7]:
- ориентированные на
будущее и на постоянные
- связанные с привлечением
значительных материальных
- имеющих значительную
неопределенность, так как должны
учитывать неконтролируемые
- характеризующиеся гибкостью, способностью к адаптации к изменяющимся рыночным условиям.
К стратегическим
решениям на предприятии
- выбор местоположения предприятия;
- реконструкция
- изменения организационно-
- инновации – освоение новых технологий, разработка и выпуск новых видов продукции, выход на новые рынки;
- слияние, поглощение, присоединение и другие формы реорганизации предприятий.
Наиболее распространенные,
выверенные практикой и широко освещенные в литературе стратегии
развития бизнеса обычно называются базисными или
Таблица 1.1.Эталонные стратегии развития предприятия
Стратегии концентрированного роста |
стратегия усиления позиции на рынке |
стратегия развития рынка | |
стратегия развития продукта | |
Стратегии интегрированного роста |
стратегия обратной вертикальной интеграции |
стратегия вперед идущей вертикальной интеграции | |
Стратегии диверсифицированного роста |
стратегия центрированной диверсификации |
стратегия горизонтальной диверсификации | |
стратегия конгломеративной диверсификации | |
Стратегии сокращения |
стратегия ликвидации |
стратегия «сбора урожая» | |
стратегия сокращения | |
стратегия сокращения расходов |
Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента. Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие:
Единой
стратегии для всех
Виды
стратегий развития предприятия. В условиях растущего рынка у каждого
предприятия потенциально существуют
альтернативные стратегии, среди которых
обычно выделяют [9]:
- стратегию совершенствования деятельности;
- товарную экспансию
– разработку новых или
- развитие рынка;
- диверсификацию.
Стратегия совершенствования деятельности показывает направленность предприятия на существующие продукты и рынки. Эту стратегию называют методом экономии издержек или «улучшай то, что уже делаешь». Эта стратегия выбирается хозяйственными подразделениями предприятия, рынок продукции которых продолжает развиваться или еще ненасыщен. [12]
Товарная экспансия - это стратегия предприятия на совершенствование выпускаемых товаров и разработки новых продуктов для сложившихся и давно освоенных рынков. Эта стратегия применяется, когда хозяйственное подразделение имеет ряд успешных моделей изделий, завоевавших большую популярность у потребителей. Предприятие разрабатывает новые или модифицирует старые товары улучшенного качества и реализует их лояльно настроенным клиентам.
Стратегия развитие рынков показывает направленность предприятия на создание новых рынков для выпускаемой уже достаточно долго продукции.
Стратегия диверсификации применяется предприятием с целью избежать чрезмерной зависимости предприятия от одного хозяйствующего подразделения или одного ассортиментного набора продукции, а так же в том случае, если предприятие желает покинуть свертывающиеся рынки или рынки, находящиеся в состоянии застоя. Реализация стратегии диверсификации предполагает разработку новых продуктов и новых рынков. [8]
Также выделяют следующие стратегии развития, а именно: стратегию роста; начальную стратегию; стратегию проникновения; стратегию ускорения роста; стратегию переходного периода; стратегию стабилизации и выживания.
1.2.Формулирование стратегий и выбор альтернатив
Процедура формулирования стратегии и выбора альтернатив состоит из следующих этапов [4]:
а) оценка существующей стратегии;
б) собственно фаза формулирования;
в) планирование риска;
г) выбор стратегических альтернатив.
Рассмотрим подробнее эти пункты.
А. Оценка существующей (действующей) стратегии.
Первичная оценка действующей стратегии осуществляется уже на предыдущем этапе - оценка внутренних возможностей.
Однако, оценивая имеющиеся резервы на предприятии, позволяющие повысить эффективность его функционирования, мы ранее не оценивали жизненность действующей стратегии и сформулированных правил поведения.