Товарные запасы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ товарных запасов на примере торгового предприятия ООО «Кора-ТК». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть понятие и экономическую сущность товарных запасов
рассмотреть организационно- экономическую характеристику ООО «Кора-ТК»
провести анализ товарных запасов и их оборачиваемости в ООО «Кора-ТК»
провести анализ факторов, влияющих на товарные запасы и их оборачиваемость в ООО «Кора-ТК».

Вложенные файлы: 1 файл

referatbank-10402 (2).doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)


Товарные запасы

 

Введение

Торговля является одной из важнейших отраслей народного  хозяйства страны. Функции торговли весьма многогранны, обширны и дифференцированы. Торговля призвана решать исключительно  важные задачи, информационные содержательные и методологические особенности которых проявляются на фоне общего механизма расширенного воспроизводства. Это механизм включает стадии производства материальных благ, распределения, обмена и их потребления. Все три стадии взаимосвязаны и взаимообусловлены и образуют сложную динамическую систему, находящуюся в состоянии непрерывных количественных изменений, многообразных структурных и функциональных преобразований.

Стадия производства материальных благ является исходной, решающей. Однако материальные блага, несмотря на все их многообразие и обилие, не могут быть использованы по своему прямому назначению, если не будут доведены до потребителя.

Движения материальных благ, товаров народного потребления  из сферы производства в сферу  потребления называется товарным обращением. Оно определяет содержательные особенности торговли как обособленной экономической системы. Торговля, таким образом, замыкает начальную и конечную стадии общего воспроизводственного процесса, главным результатом которого, является валовой (совокупный) общественный продукт.

Торговля распространяет свои функции не на всю величину совокупного общественного продукта, а лишь на одну его часть - предметы потребления. Только предметы потребления, призваны удовлетворить многочисленные потребности людей, формируют понятие товарного обращения.

Запасы в  торговле образуются на всех стадиях  движения товаров от производства к  потребителю. В процессе движения товаров  торговые предприятия занимают особое место, выступая заключительным звеном, опосредующим отношения между производителями и потребителями продукции.

До момента  продажи любой товар относится  к категории товарного запаса. Существование товарных запасов  как категории обусловлено необходимостью обеспечение нормального процесса обращения товаров. Товарные запасы меняют свой размер – они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами.

С ростом объема реализации, как правило, увеличивается  абсолютная сумма товарных запасов. Недостаточный размер товарных запасов  ведет к перебоям в торговле, негативные последствия: экономические – в виде потери товарооборота и социальные – в форме неудовлетворенного спроса на товары. Излишние запасы приводят к замораживанию оборотных средств, росту товарных потерь.

В связи с  новизной и актуальностью поставленных вопросов тема анализа товарных запасов взята для исследования в рамках данной работы.

Целью данной работы является анализ товарных запасов на примере торгового предприятия ООО «Кора-ТК». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие и экономическую сущность товарных запасов
  2. рассмотреть организационно- экономическую характеристику ООО «Кора-ТК»
  3. провести анализ товарных запасов и их оборачиваемости в ООО «Кора-ТК»
  4. провести анализ факторов, влияющих на товарные запасы и их оборачиваемость в ООО «Кора-ТК».

В качестве объекта  исследования в работе выступает  розничная торговая организация супермаркет ООО «Кора-ТК»

В качестве предмета исследования в работе выступает механизм формирования товарных запасов и их экономическая эффективность.

В качестве методов  исследования в работе выбраны методы экономического и регрессионного анализа.

Периодом исследования в работе выступают 2005 и 2006 годы.

Глава 1. Сущность товарных запасов в условиях рыночных отношений

1.1. Экономическая сущность товарных запасов в розничной торговле

Для осуществления  непрерывного процесса обращения средств  в организации необходимы определенные товарные запасы.

Товарный запас- это совокупность производственной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для дальнейшего использования в производственном процессе [14, с.23].

Товарные запасы - это часть производственного обеспечения, представляющая собой совокупность производственной массы в процессе ее движения [16, с. 156].

Товарными запасами называются предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, а попросту говоря, "запасным" считается товар, ожидающий момента своей продажи. После того, как товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и перестает быть товарным запасом.

Необходимость формирования товарных запасов для  предприятия, в основном, продиктована тем, что процесс обращения не должен прерываться в период между двумя завозами товаров.

Сроки исполнения товаром роли товарного запаса могут  растянуться от нескольких часов до нескольких месяцев, и даже лет. Естественно, что сверхнормативные товарные запасы, "зависшие" на складах предприятия ведут к потерям и убыткам, мешая высвобождению оборотных средств и занимая полезную торговую и складскую площадь. В тоже время недостаточность товарных запасов, вызывающая постоянные "перебои" с теми или иными видами товаров, может отрицательно повлиять на отношение потребителей. В этой связи маркетолог должен обладать навыками расчета оптимального размера товарных запасов, анализа их объема и уровня, а также динамики и оценки поведения товарных запасов в условиях изменения рыночной среды (например, в условиях сезонности). Это позволит соблюдать правильный ритм поставок, выбирать самые экономичные пути движения товара и сроки его хранения, своевременно выявлять товары, пользующиеся пониженным спросом, организовывать распродажи, и тем, самым избегать неоправданных потерь.

В зависимости  от назначения товарные запасы классифицируются следующим образом [16,с. 158]:

  • текущего хранения (для повседневной продажи);
  • сезонного накопления (например, овощи, фрукты) или сезонного спроса (к примеру, зимой таковыми считаются товары летнего ассортимента);
  • долгосрочного завоза (создаются в горных и отдаленных районах для удовлетворения покупательского спроса в период прекращения нормального товароснабжения);
  • целевого назначения (например, для проведения выставки-продажи);
  • периодического возобновления (стратегические запасы, резервы государства).

Товарные запасы в организации выполняют важнейшую функцию обеспечения непрерывности расширенного производства и обращения, в процессе которого происходит их систематическое образование и расходование [17,с. 276].

С экономической  точки зрения существование товарных запасов является очень важным элементом торгового процесса любой организации. Величина товарных запасов до момента их последующего использования в торговом процессе является статичной. Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свой размер - они постепенно вовлекаются в кругооборот в организации, перестают быть запасами. Но поскольку запасы замещаются другими партиями товаров, то есть регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьируется в зависимости от конкретных обстоятельств и условий деятельности организации.

Товарные запасы на предприятиях классифицируются следующим  образом [20, с. 297]:

  1. по местонахождению: в предприятиях торговли, промышленности, строительства и так далее;
  2. по срокам: запасы на начало и конец года;
  3. по единицам измерения: абсолютные - в стоимостном выражении и натуральном выражении, относительные – в процентах;
  4. по назначению: текущего хранения (для обеспечения повседневных нужд организации), сезонного назначения (для обеспечения бесперебойности процесса производства в периоды сезонных изменений спроса и предложения), досрочного завоза (для обеспечения бесперебойности процесса производства в отдаленных местностях в период между сроками завоза), целевые запасы (для осуществления целевых мероприятий);
  5. нормируемые и ненормируемые.

Рассмотрим основные классификационные признаки запасов  товаров в розничной торговле.

    1. По назначению:
    2. Товарные запасы текущего хранения;
    3. Товарные запасы длительного хранения:
      1. целевые товарные запасы,
      2. сезонные товарные запасы.
    4. Товарные запасы специального назначения.
  1. По единицам измерения:
    1. Товарные запасы в абсолютном выражении
      1. натуральные (шт., кг.);
      2. стоимостные;
    2. В относительном выражении (дней к обороту).
  2. По размеру:
    1. Максимальные товарные запасы;
    2. Средние товарные запасы;
    3. Минимальные товарные запасы.
  3. По срокам измерения:
    1. Товарные запасы на начало года.
    2. Товарные запасы на конец года.
    3. Средние товарные запасы за определенный период (месяц, квартал, год).

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах предприятий-производителей, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий, что обусловлено следующими факторами: сезонными колебаниями в производстве и потреблении; временем, необходимым для перевозки товаров от места производства до места продажи; необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый, что требует подсортировки, подработки и упаковки; условиями транспортировки товаров, расстоянием между поставщиком и торговым предприятием; звенностью товародвижения, возможностями для хранения товаров и др.

Любой товар  относится к категории товарного  запаса вплоть до момента продажи. И  он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы продаются не сразу, а постепенно, т. е. регулярно возобновляются. Размер товарных запасов различен в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Абсолютная величина товарных запасов все время изменяется в зависимости от поступления и реализации товаров. Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом, с этой целью они выражаются в днях. Этот показатель - относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося в магазине на определенную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит этих запасов.

Товарные запасы в днях оборота определяют как отношение абсолютной величины запасов на определенную дату (на 1 января, 1 февраля, 1 марта и т. д.) к среднедневному товарообороту соответствующего периода.

Управление товарными  запасами основывается на их нормировании и планировании, которое проводится по следующим этапам:

  1. Определение целей формирования товарных запасов на предприятии
  2. Анализ размера, состава и оборачиваемости товарных запасов в предплановом периоде
  3. Разработка нормативов товарных запасов
  4. Определение плановой суммы товарных запасов
  5. Оценка эффективности разработанного плана товарных запасов
  6. Обеспечение постоянного контроля за состоянием товарных запасов на предприятии.

Размеры товарных запасов  непосредственно связаны со скоростью  обращения товаров. Ускорение оборачиваемости товаров при постоянном объеме товарооборота приводит к уменьшению товарных запасов, а замедление оборачиваемости требует большей массы товарных запасов.

Общая сумма  товарных запасов определяется по формуле (1.1):

ТЗ = ТТЗ + Зпод + З стр,    (1.1)

где ТЗ - торговые запасы,

ТТЗ - текущие  запасы,

Зпод – подготовительные запасы,

З стр – страховые  запасы

Текущие товарные запасы - основная часть запасов  организации. Эта категория запасов обеспечивает бесперебойность производственного процесса между очередными поставками. Текущие товарные запасы определяются по формуле (2):

,   (1.2)

где  tj – период времени в днях между очередными поставками

qj – объем j –й поставки в натуральных единицах

j – номер партии поставок

Запасы страховые- предназначены для обеспечения материалами в случае различных непредвиденных обстоятельств, таких как: отклонения в периодичности и величине партий поставок по договору, в случаях возможных задержек материалов в пути при доставке их поставщиками, в случае непредвиденного возрастания спроса на продукцию. Страховой запас является своеобразным амортизатором, который позволяет предпринимателю чувствовать себя комфортно. Запас страховой рекомендуют принимать в размере от 50 % до 100% от текущего запаса в зависимости от условий необходимости поддержания бесперебойного процесса [3, с.167].

Информация о работе Товарные запасы