Транспортный сектор мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ транспортного сектора мировой экономики.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
Проанализировать современное состояние транспортного сектора мировой экономики;
выявить региональные особенности развития транспортной сферы мировой экономики;
провести анализ динамики развития транспортного сектора мировой экономики;
обозначить перспективы развития транспортного сектора мировой экономики.

Содержание

Введение 3
1. Современное состояние транспортного сектора мировой экономики 7
2. Региональные особенности развития транспортной сферы мировой экономики 13
3. Динамика развития транспортного сектора мировой экономики 20
4. Перспективы развития транспортного сектора мировой экономики 28
Заключение 36
Список литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 227.76 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

Введение 3

1. Современное состояние  транспортного сектора  мировой экономики 7

2. Региональные особенности  развития транспортной  сферы мировой  экономики 13

3. Динамика развития  транспортного сектора  мировой экономики 20

4. Перспективы развития  транспортного сектора  мировой экономики 28

Заключение 36

Список  литературы 39

 

Введение

 

     Актуальность  данного исследования обусловлена  тем, что формирование и развитие рыночных отношений требует динамичного и сбалансированного развития всех звеньев национальной экономики, включая транспортный сектор, который занимает одно из приоритетных мест среди сегментов, определяющих эффективное функционирование мировой экономики

     Формирование  необходимых условий сбалансированного, рационального развития и размещения транспортного сектора, устранение имеющихся диспропорций между ним и другими отраслями мировой экономики требуют разработки ее стратегии на среднесрочный и долгосрочный периоды. Реализация же стратегии развития и размещения транспортной системы с целью решения проблемы полного, своевременного, бесперебойного и качественного удовлетворения быстрорастущего спроса потребителей на услуги с возможными минимальными затратами потребует приоритетного, опережающего и ускоренного ее формирования по отношению к экономике в целом и ее отраслей.

     Транспортная  система в рамках любого региона  должна гарантировать необходимые  условия для функционирования и  развития основных отраслей производства и обеспечивать максимально эффективное  использование экономического и  производственного потенциала. Каждая страна или регион должен иметь такую  транспортную систему, которая полностью  удовлетворяла бы спрос данной территории на транспортные услуги. 1

     Анализ  существующего уровня развития и  размещения транспортной системы показывает, что она не отвечает требованиям  данного этапа развития экономики  и перспектив ее развития в транспортном обслуживании. В этой связи формирование, ускоренное развитие и размещение транспортной системы предопределяют необходимость углубленного изучения теоретических, маркетинговых, методологических и прикладных аспектов исследования ее роли, места и влияния на функционирование экономической системы.

     При анализе структуры транспортной системы необходимо использовать маркетинговые  инструменты, позволяющие выработать рыночно-ориентированные стратегии  развития региона. Пренебрежение маркетинговыми инструментами при формировании стратегий развития, при выборе территориальных  рынков сбыта - одна из важных причин неэффективности, серьезных проблем и отсутствия перспектив развития, важнейший фактор потери конкурентоспособности транспортной системы региона. 2

     Для обеспечения эффективной деятельности и повышения конкурентоспособности  предприятия на мировом рынке транспортных услуг в современных условиях ему необходимо использовать маркетинговый подход, основанный на анализе и оценке состояния и перспектив развития спроса, предложения, цен, конкуренции на рынке, где функционируют потенциальные партнеры и потребители, и где предполагается функционирование интегрированных компаний.

     Осознание необходимости анализа региональной транспортной системы как одного из элементов мировой экономики, обусловливает необходимость ее изучения в достаточно широком контексте как элемента рыночной инфраструктуры. Многие аспекты, связанные с развитием и эволюцией рыночных моделей хозяйствования, а также с формированием институциональной среды рыночной экономики, были исследованы и изучены в работах М. Вебера, Ф. Визера, У. Джевонс, Дж. Кейнса, В. Клауса, Р. Коуза, Г. Стинглера, И. Тюнена, Дж. Стиглица, М. Фридмена, Ф. Хайека, И. Шумпетера, К. Эскриджа и многих российских экономистов, среди которых Л. Абалкин, В. Балабанов, А. Дьяченко, А. Илларионов, О. Иншаков, Д. Львов, Б. Мильнер, Н. Петраков, Н. Лебедева, С. Шаталин, Н. Шмелев и другие.

     Многие  вопросы теории и методологии  взаимодействия различных видов  транспорта на общесетевом и региональном уровнях, внедрения достижений научно-технического прогресса в транспорт исследованы  в трудах В. Арсенова, П. Драчева, О. Дунаева, Г. Кобылковского, А. Комарова, В. Кострова, В. Кравченко, Ю. Кузнецова, П. Куренкова, В. Левитина, В. Маталина, П. Метелкина, Б. Носова, В. Персианова, А. Раховецкого, Л. Рыжовой, В. Рукши, Н. Цаха, В. Фомина, С. Франка и других ученых и специалистов практиков.

     Осуществленные  российскими и зарубежными исследователями  научные разработки в рамках анализа  транспортного сектора мировой экономики послужили исходной теоретической базой данной работы.

     Целью данной работы является анализ транспортного сектора мировой экономики.

     Достижение  поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

  • Проанализировать современное состояние транспортного сектора мировой экономики;
  • выявить региональные особенности развития транспортной сферы мировой экономики;
  • провести анализ динамики развития транспортного сектора мировой экономики;
  • обозначить перспективы развития транспортного сектора мировой экономики.

     Предметом исследования являются социально-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе функционирования транспортной системы.

     Теоретико-методологической основой и эмпирической базой  исследования послужили современные  теоретические подходы отечественных  и зарубежных ученых к изучаемой  проблеме, изложенные в научных трудах, периодических изданиях, учебной  и справочной литературе, методологических и практических пособиях; законы, принятые Федеральным собранием РФ. На разных этапах исследования применялись географический, абстрактно-логический, монографический, сравнительный, аналитический, экономико-статистический методы, методы экономико-математического  моделирования и др.

     В качестве эмпирической базы были использованы статистические и аналитические  материалы Госкомстата России, Министерства транспорта РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, данные отечественной  и зарубежной справочной и научной  литературы.

     Курсовая  работа по структуре состоит из введения, четырех вопросов, заключения, списка литературы, состоящего из 37 источников. Работа содержит 41 страницу, 5 рисунков.

 

1. Современное состояние  транспортного сектора мировой  экономики

 

     Транспорт - это особая сфера производства, которую включают в третичный  сектор. В отличие от промышленности и сельского хозяйства он не создает  нового продукта, не изменяет его свойства и качество. Продукцией транспорта является перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Доля транспорта в ВВП стран мира колеблется от 6% до 15%. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится  свыше 100 млрд. т. грузов и более 1 трлн. пассажиров. В этих перевозках участвуют  свыше 650 млн. автомобилей, 40 тыс. морских  судов, 10 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов. В зависимости от того, каким способом осуществляется перемещение  пассажиров и грузов, различают железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, трубопроводный и электронный виды транспорта. Оценку уровня развития транспортной системы  страны проводят с помощью следующих  основных показателей: длины (протяженности) транспортной сети, ее густоты (определяется как соотношение длины путей  к единице площади территории или к числу жителей), доли того или иного транспорта в общем  грузо- и пассажирообороте. Роль отдельных  видов транспорта в той или  иной стране во многом определяется ее географическими особенностями. Например, в островных странах (таких, как  Япония) большое место в грузообороте и пассажирских перевозках занимает морской транспорт. В странах  с большой территорией (США, Канада) относительно велика роль железнодорожного транспорта, а в странах с небольшими расстояниями и хорошо освоенной  территорией доминирует автомобильный (Западная Европа). 3

     Мировая транспортная система - это совокупность всех путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств мирового хозяйства. Она сформировалась в ХХ в. В ней можно выделить транспортные системы экономически развитых, развивающихся стран и региональные транспортные системы.. В экономически развитых странах транспорт имеет разветвленную структуру и представлен практически всеми его видами. В развивающихся странах транспорт является отстающей отраслью экономики: представлен 1-2 видами (в 30 странах мира отсутствуют железные дороги (например, Непал, Афганистан, Нигер), низкий технически уровень (на железных дорогах сохраняется паровая тяга, используется гужевой транспорт, услуги носильщиков). 4

     Наиболее  высокого уровня развития достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 30% общей  протяженности мировых путей  сообщения, а по таким видам транспорта, как автомобильный и трубопроводный, эта доля еще выше. Северная Америка  занимает первой место и по грузообороту большинства видов транспорта. Региональная транспортная система зарубежной Европы уступает системе Северной Америки  по дальности перевозок, но зато превосходит  ее по густоте сети и частоте движения. На региональную систему стран-членов СНГ приходится всего 10% мировой  транспортной сети, однако по объему грузооборота она занимает первое место в мире.

     Наибольшую  длину имеют железные дороги США, России, Китая, Индии и Австралии. В ряде развитых стран (Японии, Франции, Италии, Германии, США) действуют высокоскоростные линии, где скорость поездов достигает  более 200 км/час. По длине электрифицированных  дорог первое место в мире занимает Россия. Морской транспорт является самым дешевым видом транспорта. Он обеспечивает 2/3 внешнеторговых перевозок  в мире. Треть всех судов плавает  под флагами развитых стран, еще  треть - под «дешевыми» флагами развивающихся  государств (в станах «дешевого» флага  ниже налоги на регистрацию судна, дешевле  наем команды и т.д.), но принадлежит  судоходным компаниям развитых государств. Воздушный транспорт - самый скоростной и самый дорогостоящий вид транспорта. Крупнейший парк самолетов сконцентрирован в США, Канаде, Франции, Австралии и Германии.

     Структура сети путей сообщения претерпит  существенные изменения. Происходит не столько количественное, сколько  качественное изменение транспортной сети мира: сокращается сеть железных дорог, растет длина автомобильных  дорог с твердым покрытием  увеличится и сети трубопроводов  большого диаметра. В США и странах  Западной Европы в последние годы имеет место сокращение сети железных дорог вследствие конкуренции со стороны автомобильного транспорта. Протяженность малодеятельных и  нерентабельных железнодорожных линий  и участков будет сокращаться. В  то же время предполагается сооружение ряда новых, в основном скоростных, линий. Ожидается развертывание  работ по электрификации железных дорог.

     В Европе создано девять транспортных коридоров. По территории России проходят два транспортных коридора: Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород (МТК №1); Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород (№2); Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Киев - Кишинев - Бухарест (№9). Таким образом, перевозка грузов между разными странами все больше превращается в единый технологический  процесс, причем он часто осуществляется на условиях единого транспортного  документа, с постоянным отслеживанием продвижения груза на всем пути от отправителя до получателя.

     Статистическими показателями для анализа уровня развития транспорта являются густота сети (рассчитывается относительно площади обслуживаемой территории, населения, отправленных грузов), средняя дальность перевозок, грузооборот.5

     Наиболее  высокий уровень развития имеют  региональные транспортные системы  Северной Америки (около 30% общей протяженности  мировых путей сообщения, первое место по грузообороту) и Западной Европы (первое место по густоте  транспортной сети). В этих регионах происходит сокращение сети железных дорог и рост перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом.

     В развитых странах лидирует автомобильный  транспорт (40% перевозок), на железнодорожный  приходится 25%. В странах с переходной экономикой в грузообороте преобладает  железнодорожный (60%), на автомобильный  приходится 9%.6

     Велика  роль Европы в экспорте международных  транспортных услуг (около 50%) и Азии (25%), на долю Америки приходится 13%, всех других регионов — 11%.

     Грузовой  транспорт. В грузовых перевозках в начале XXI в. лидирует морской транспорт, на его долю приходится 2/3 перевезенных грузов. Морской транспорт, как самый дешевый, связывает главные районы производства товаров, разделенные океанами — Европа — Америка — Япония и Китай. Доля железнодорожного — внутриконтинентального — транспорта в мировом грузообороте за последние 50 лет сократилась почти в 2 раза (до 15%), растет доля трубопроводного транспорта. Во внутриконтинентальных перевозках преобладает автомобильный транспорт.

     Для всех видов транспорта характерно снижение транспортных издержек на единицу товара (они включают затраты перевозчика, страхование груза и плату  за транзит). Развитие транспорта способствовало росту объемов мировой торговли и повлияло на ее географическую и  товарную структуру. Так, появление  супертанкеров, способных перевозить до 500 тыс. т нефти, снизило значение каналов мирового значения — Суэцкого и Панамского: танкеры «не помещаются»  в узкое русло каналов и  основные нефтеперевозки идут через юг Африки — мыс Доброй Надежды. Тем не менее, для Египта и Панамы оплата за провоз грузов через каналы — важнейшая часть поступлений в бюджет.

Информация о работе Транспортный сектор мировой экономики