Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:03, курсовая работа
Целью данной работы является разработка рекомендаций по управлению вертикальными конфликтами в ОАО «МРСК Волги».
Для достижения поставленной цели необходимо решить основные задачи:
изучить научную литературу по проблеме исследования;
уточнить понятие «конфликт», его значение;
проанализировать управление вертикальными конфликтами в организации;
разработать организационно- кадровую характеристику ОАО «МРСК Волги»;
Введение
Конфликты играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человечества в целом. Большинство людей считают, что конфликт это деструктивное явление. На сегодняшний день многие специалисты в области конфликтологии, считают, что полное отсутствие конфликтов внутри организации – условие невозможное и нежелательное.
Главной проблемой, стоящей перед российскими специалистами по управлению, становится поиск новых способов управления организациями, которое позволят сократить негативное влияние социальной напряженности. Наиболее остро стоит проблема поиска современных подходов в процессе регулирования конфликтных ситуаций. В своей работе руководители разного уровня около половину времени тратят на разрешение разногласий между сотрудниками, своих столкновений с ними.
Каждый руководитель стремится к эффективному управлению и, как следствие, достижению желаемого результата. Он обычно находится в центре любого конфликта и обязан разрешать его всеми доступными ему средствами. Современным руководителям необходимы глубокие знания и навыки по управлению конфликтами, их прогнозированию. Поэтому управленцу, как человеку, постоянно работающему с людьми, необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения; уметь выводить людей из состояния вражды, разрешать споры. Именно он доложен сформировать механизм нормальной коммуникации людей от высшего уровня до рядовых граждан.
Актуальность управления вертикальными конфликтами, как с теоретической точки зрения, так и с практической велика. В настоящее время конфликты – неизбежное явление любой организации: только в одних выражены более ярко, в других менее. И как бы ни старались руководители искоренить их в организации, это очень сложно, а порой и невозможно. Поэтому необходимо научиться управлять конфликтами.
Ратников В. П., Голубь В. Ф., Лукашова Т. С. и др. исследователи рассматривают особенности управления конфликтами.
Щербак В. Е., Кибанов А.Я., Ворожейник И. Е., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. исследуют технологию управления процессом протекания конфликта.
Виды конфликтов в организации рассматривает Веснин В. Р.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по управлению вертикальными конфликтами в ОАО «МРСК Волги».
Для достижения поставленной цели необходимо решить основные задачи:
Объектом исследования является ОАО «МРСК Волги».
Предмет исследования – управление вертикальными конфликтами в ОАО «МРСК Волги».
В данной работе использовались различные методы, такие как анализ документов, метод сравнения, синтез, обобщения, анкетирование.
Информационной базой исследования являются законодательные акты Российской Федерации, нормативно-справочные материалы, наблюдения, результаты экспертного опроса, информационные ресурсы Интернет –порталов, нормативно – справочные материалы.
Для целей настоящего исследования используются следующие понятия:
Конфликт – столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликт
в организации — это открытая
форма существования
Вертикальный конфликт – это конфликты между руководителем и работником и протекает в рамках организации
ВЕРТИКАЛЬНЫМИ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
Наиболее
широкое распространение
Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Круг участников конфликта ограничивается группой людей. Именно такое определение конфликта дает психологический словарь.
В психологии под конфликтом понимают столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия [1;210].
В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе, которой лежать различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций.
Западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903) считал конфликт «неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития» [1;213].
Конфликт
чаще всего ассоциируется с
Авторы, принадлежащие к школе «человеческих отношений», тоже были склонны считать, что конфликта можно и нужно избежать. Они признавали возможность появления противоречий между различными группами руководителей. Однако они обычно рассматривали конфликт как признак неэффективности деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта [4;25].
Один
из основателей чикагской школы
социальной психологии Р. Парк включил
конфликт в число четырех основных
видов социального
Американский социолог Л. Козер определяет конфликт как идеологическое явление, отражающее устремление и чувства индивидов и социальных групп в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение системы, скрывают дорогу инновациям [6;523].
Структуру конфликта можно представит следующим образом:
Рисунок 1 – Структура конфликта
Под объектом конфликта понимают предмет спора, то есть то, на что претендуют конфликтующие стороны. Субъектами конфликта могут выступать частные лица, юридические лица. Условиями конфликта являются пространственно – временные и социально – психологические. В качестве образов конфликтной ситуации чаще всего выступают представление участников о самих себе, предоставление о противоположной стороне или сторонах, представление конфликтных сторон о среде, в которой складывается конфликтные отношения. Конфликтные действия – это действия, направленные на то, чтобы блокировать достижение противостоящей стороной ее целей и интересов и результатов этих действий.
Выделяют следующие виды конфликтов:
Конфликт как социальное действие дает, без сомнения, известный ярко окрашенный негативный эффект. Но он выполняет важную позитивную функцию. Конфликт служит выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотится окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, «конфликт очищает». Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности, называют продуктивным (конструктивным) конфликтом.
Таким образом, конфликт это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В зависимости от основания классификации конфликты бывают организационные, вертикальные, межличностные, спонтанные и др. Конфликт может привести к повышению эффективности организации, к улучшению отношений внутри коллектива, а также к деструктивным (негативным) последствиям: стрессам, снижению эффективности трудовой деятельности работников, отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям, вот почему необходимо знать, как управлять конфликтами в коллективе.
1.2 Вертикальные конфликты как самые распространенные
организационные конфликты
Проблема взаимоотношений руководителей и подчиненных весьма актуальна для современной науки и практики. В центре внимания находятся вопросы эффективности управления, стиля руководства, авторитета руководителя, оптимизации социально-психологического климата в коллективе. Все они зависят от оптимизации отношений в звене «руководитель - подчиненный», т. е. от конфликтов «по вертикали».
Одним из самых распространенных видов конфликтов в организации является именно вертикальный конфликт.
Вертикальный
конфликт возникает между руководителем
и работником и протекает в
рамках организации. Он порождается
главным образом