Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 21:50, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть уровень жизни и качество жизни, показатели уровня и качества жизни, изучить необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь.
Задачи работы:
– рассмотреть уровень и качество жизни как основу благосостояния населения;
– изучить показатели уровня и качества жизни в современных условиях;
Введение……………………………………………………………………… 4-5
1. Уровень и качество жизни ………………..................................................6-11
2. Показатели уровня и качества жизни в современных условиях……… 12-28
2.1 Характеристика уровня и качества жизни ……….……..………12-13
2.2. Показатели уровня и качества жизни ………………….……….14-19
2.3. Структура расходов населения Республики Беларусь ………...20-28
Заключение…………………………………………………………………...29-31
Список использованной литературы…………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра: «экономической теории и истории экономических учений»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Уровень и качество жизни населения, их показатели.
Студент
МЭО,2 курс
Руководитель
преподаватель
Минск 2010
РЕФЕРАТ
Курсовая работа на 32 л., 2 рис., 13 источников., 26 прил.
Уровень и качество жизни населения Республики Беларусь.
Их показатели.
Объектом и предметом исследования – показатели уровня и качества жизни, необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь.
Цель работы – рассмотреть уровень жизни и качество жизни, показатели уровня и качества жизни, изучить необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь.
Методы исследования – сравнительный анализ, экспертный оценок, экономически-математический.
Автор работы подтверждает, что приведенные в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных других источников теоретические методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
_________________________
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Уровень и качество
жизни ………………..................
2. Показатели уровня и качества жизни в современных условиях……… 12-28
2.1 Характеристика уровня и качества жизни ……….……..………12-13
2.2. Показатели уровня и качества жизни ………………….……….14-19
2.3. Структура расходов населения Республики Беларусь ………...20-28
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………32
Приложения……………………………………………………
Введение
Экономическое развитие – не самоцель, а средство улучшения жизни. Социальные аспекты жизни общества по отношению к экономике вторичны: уровень жизни народа прямо зависит от уровня развития экономики. Основным показателем общественного развития является уровень жизни населения, который характеризует эффективность проводимой государством социальной экономической политики и, в конечном счете, уровень общественного развития. Однако именно социальные аспекты жизни общества являются главной целью экономического развития страны, главной целью экономических преобразований, основным критерием их эффективности.
Существующие различные подходы к определению понятий уровня жизни сформулированы в двух основных подходах: по уровню потребления и степени удовлетворения потребности. Многие ученые объединяют эти два подхода. Так, под уровнем жизни понимается комплексом мер предпринимаемых государством, по поддержанию экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечению правовой защиты, созданию социальных гарантий в обществе, обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Используется также ряд показателей, характеризующих жизненный уровень населения: «условия жизни», «благосостояние», «качество жизни», «стоимость жизни» и т.д. Общепринято понимание уровня жизни населения как сложной социально-экономической категории. Уровень жизни населения, как видно из совокупности показателей, его определяющих, можно представить как результат социального и экономического развития.
С этой целью политика повышения уровня и качества жизни всегда направлена на поддержание экономической стабильности, обеспечение более равноправного и равномерного распределения и перераспределения доходов общества.
Республика Беларусь выбрала социально-ориентированную модель развития экономики, где особое внимание уделяется повышению благосостояния населения, а именно улучшению уровня и качества жизни, поэтому изучение данных вопросов приобрело для нашей страны особую актуальность. Уровень жизни в регионе представляет собой очень актуальную тему, т.к. именно этот вопрос интересует всех без исключения жителей нашей Республики.
Цель работы – рассмотреть уровень жизни и качество жизни, показатели уровня и качества жизни, изучить необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь.
Задачи работы:
– рассмотреть уровень и качество жизни как основу благосостояния населения;
– изучить показатели уровня и качества жизни в современных условиях;
– описать необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.
Объект исследования – уровень и качество жизни.
Предмет исследования – показатели уровня и качества жизни, необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь.
При написании работы использовались методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, математический метод.
Вопросам изучения уровня и качества жизни уделяют внимание как отечественные, так и зарубежные авторы, тем не менее, продолжают оставаться проблемы, требующие решения.
Уровень качества жизни населения являются обобщающими показателями не только социальной политики, но и развития экономической системы в целом. Уровень жизни народа прямо зависит от уровня развития экономики.
Понимание категории «уровень жизни» формировалась долгие годы. Еще 50 лет назад Комитет экспертов ООН рекомендовал понимать под этим термином фактически сложившиеся условия жизни населения, включающие, наряду с материальными условиями, здоровье людей, занятость, условия труда, уровень человеческой свободы. Тогда же было рекомендовано при изучении уровня жизни населения использовать «жизненный стандарт», соответствующий по своему содержанию «бюджету высокого достатка», и «норма жизни», ((минимальный потребительский бюджет), наиболее рациональный минимальный потребительский бюджет должен выдерживать примерно следующие пропорции: питание должно составлять – 41,1%, непродовольственные товары - 39%, услуги – 13,2%, налоги и сборы – 2,7%.(8, с 96)
Проблемой оценки уровня жизни занимались советские ученные, хотя в их исследования чаще встречалось понятие «благосостояние народа», которое символизирует минимальный уровень потребления и является показателем черты бедности, а уровень жизни рассматривался как его количественная составляющая.
На современном этапе одни ученые рассматривают уровень жизни как оценку степени удовлетворения измеримых потребностей, другие – как копмопенту образа жизни(10,с.7), третьи – как «уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с исторически обусловленными нормативами потребления». В документах ООН отмечается, что уровень жизни – это уровень удовлетворения потребностей населения, обеспеченный массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.
Наиболее часто в научной литературе встречается более широкое понимание этой категории, в соответствии с которыми уровень жизни отражает развитие физических, духовных и социальных потребностей населения, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.
Таким образом, категория «уровень жизни» может рассматриваться в узком смысле слова, как уровень потребления благ и услуг, а также в широком смысле, включающем весь спектр социально-экономических условий жизни конкретного общества.
Систематизирующей основой категории «уровень жизни» являются разнообразные человеческий потребности, которые представляют собой нужду человека в чем-либо. Природа потребностей очень разнообразна. С одной стороны, человек – это биологическое существо, которое имеет физиологические потребности, данные ему природой, с другой – он член общества и ему присущи духовные и социальные потребности, порожденные в процессе общения с себе подобными. Потребности тесно связаны с уровнем и образом жизни человека. Во-первых, сам круг потребностей характеризует жизнь людей с позиции их желаний, устремлений, интересов. Ведь потребности могут быть и возвышенными, и низменными, и рациональными, и иррациональными (вредными). Они зависят не только от степени развития производства, природно-климатический условий, но и в значительной мере от возраста, привычек и вкуса отдельный людей.
Следует также различать реальные и нормативные потребности. Реальные потребности - это потребности конкретных людей или групп в получении определенного количества благ и услуг. Нормативные потребности - это нормативный уровень удовлетворения данных реальных потребностей, другими словами – это нормами потребления, установленные расчетным путем на основе анализа. При помощи их рассчитывается рациональный потребительский бюджет, который представляет собой теоретически построенный идеальный бюджет, в котором расходная часть формируется исходя их рациональных норм потребления материальных и духовных благ и услуг в их определенном целесообразном с научной точки зрения наборе. Он является важнейшим инструментом социально-экономического анализа уровня жизни.
Конкретно анализ уровня жизни определяется содержанием таких величин как: потребительская корзина и прожиточный минимум. В общем виде уровень жизни страны или региона по средней продолжительности жизни населения, величине безработицы, структурных личных потребительских расходов и потребления основных продуктов питания в калориях. Принимается во внимание уровень квалификации работников, численность студентов и учащихся на 1000 человек и т.д., а так же уровень развития социальной инфраструктуры (например, число больничных коек на 1000 человек, наличие школ, объектов культуры и спорта, жилья и т.д.)
Уровень жизни необходимо рассматривать во взаимосвязи с общеэкономическими показателями, а так же – доходами населения, потребительским спросом, торговлей, ценами, госбюджетом, кредитом. Так, например, доходы населения являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни.
От уровня жизни зависит продуктивность работников, цена рабочей силы, а так же её реализация в труде, то есть производство потребительских благ. Развитие происходит по направлению центральной общей производительности. Повышение или понижение уровня жизни населения и производительности труда неизбежно движет экономику вперед или вспять.
В середине 1950-х годов в мировом обиходе появился термин «качество жизни». Стало очевидным, что понятие уровня жизни не в полной мере отражает изменившееся условия жизнедеятельности человека: загрязнение окружающей среды, кризисы, урбанизация и т.д.
В странах с развитой рыночной экономикой происходит переоценка представлений об уровне жизни и ее качестве, а также о месте этих категорий в системе социально-экономический отношений.
Одними их первых к изучению качества жизни приступили американские ученые. По их мнению, качество жизни связано с интерпретацией высших потребностей личности- достоинством, самоуважением, свободой и т.д.. Интересен тот факт что, когда в 1991г. Всероссийским центром исследования общественного мнения «ВЦИОП) было проведено первое социологическое исследование по проблеме качества жизни, выяснилась, что само это понятие в сознании людей не получало адекватного отражения. На первый план ими выдвигались материальные потребности, которым отдавалась предпочтение по сравнению с потребностями более высокого порядка. Это типично для общества, где высок удельный вес людей с низким уровнем материального достатка, и свидетельствует о том, что при достижении определенного приемлемого уровня жизни человек постепенно все больше уделяет качественной ее составляющей.
Категория качества жизни является предметом дискуссии среди ученых.
Американский исследователь О. Тоффлер рассматривает данную категорию как логическое и историческое следствие стандарта жизни, переход от удовлетворения «основных материальных нужд потребителя» к этапу удовлетворения «уточненных, видоизмененных личных потребностей потребителя в красоте, престиже, индивидуализации и чувственных отношениях» в целом его точка зрения на категории качества жизни сводится к равновесию между человеком и окружающей средой(10,с.12)
В интерпретации И.О. Потаповой качество жизни является, наряду с уровнем, одной из составляющих образа жизни.
Вместе с тем наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что качество жизни – это уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей людей .
Качество и уровень жизни тесно взаимосвязаны, причем качество жизни как более широкое понятие отражает намного больший спектр потребностей людей. Качество жизни объективно. Это предполагает, что критерием оценки данной категории выступают научно обоснованные нормативы потребления населения.
Соотношение фактического удовлетворения потребностей с разработанными нормативами говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей, их групп, общества в целом. Если степень удовлетворения той или иной потребности невелика, это свидетельствует о неблагоприятной ситуации, сложившейся в той, или ином секторе экономики.
Итак, если исследования уровня жизни предполагают применение объективных показателей, то в исследовании качества жизни упор делается на качественные различия, на удовлетворенность качеством жизни самих людей. В связи с этим пока не существует единой точки зрения на набор составляющих, характеризующих качество жизни. И более того, некоторые ученые считают, что его вообще невозможно измерить: «У нас нет никаких систематических показателей, которые бы давали ответы на вопросы…… стола ли образование эффективней; наблюдаем ли мы расцвет искусства, музыки, литературы» (О. Тоффлер)
Белорусские ученые предлагают при исследовании качества жизни опираться на следующие характеристики, дополняющие количественные показатели уровня жизни:
Информация о работе Уровень и качество жизни населения, их показатели