Факторы и характеристики определяющие структуру рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является полное раскрытие понятия рынка, рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка, определение факторов влияющих на структуру рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, структура рынка, инфраструктура рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.
2). Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.
3). Определить критерии классификации видов рынков. Дать обоснование критериям их классификации.
4). Определить факторы, влияющие на структуру рынка.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие рынка. Рыночный механизм и его функции
1.1 Понятие рынка
1.2 Сущность рынка. Условия возникновения рынка
1.3 Функции рынка
1.4 Структура рынка. Инфраструктура рынка
1.5 Рыночная экономика
Глава 2 Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме
Виды рынков
Рынок совершенной конкуренции
Рынок чистой монополии
Рынок монополистической конкуренции
Рынок олигополии
Глава 3 Факторы и характеристики
3.1 Факторы и характеристики определяющие структуру рынка
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Факторы и характеристики определяющие структуру рынка.docx

— 96.23 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение

Глава 1. Понятие рынка. Рыночный механизм и его функции

1.1 Понятие рынка

1.2 Сущность рынка. Условия возникновения рынка

1.3 Функции рынка

1.4 Структура рынка. Инфраструктура рынка

1.5 Рыночная  экономика

Глава 2 Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме

    1. Виды рынков
    2. Рынок совершенной конкуренции
    3. Рынок чистой монополии
    4. Рынок монополистической конкуренции
    5. Рынок олигополии

Глава 3 Факторы и характеристики

3.1 Факторы и характеристики определяющие структуру  рынка

Заключение 

Список  литературы

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

        Особенностью современной экономики,  является постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, распространяющихся и передвигающихся друг другу на встречу. Товары производят и доставляют в самые отдалённые точки, где люди имеют возможность пользоваться ими. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. В том случае если количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей, то между ними состоится обмен. При обмене одни участники процесса получат необходимые им товары, а другие - денежный эквивалент этих товаров.

          Одним из ключевых понятий  экономики, является понятие рынка,  в общих чертах известно любому  человеку, осуществляющему какие-либо  покупки. В тоже время понятие  рынка многопланово и разнообразно. Происходящие здесь изменения  интересуют и затрагивают огромное  количество людей, в том числе  и таких, кому, казалось бы, нечего  искать и терять в этой сложной  системе.

     Целью настоящей курсовой работы является полное раскрытие понятия рынка, рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка, определение факторов влияющих на структуру рынка.

     В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1). Определить следующие понятия:  рынок, функции рынка, рыночная  экономика, структура рынка, инфраструктура  рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.

     2). Раскрыть содержание функций  рынка, показать преимущества  рыночной экономики в использовании  ограниченных ресурсов на основе  анализа функций рынка.

     3). Определить критерии классификации  видов рынков. Дать обоснование  критериям их классификации. 

     4). Определить факторы, влияющие на структуру рынка.

     Объектом  исследования являются рынок его характеристики и факторы определяющие его структуру.

     Предметом исследования является механизм деятельности различных видов рынка.

     Структура исследования определена его целью  и задачами.

     Работа  состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и  приложения.

     Теоретическую и методологическую основу данной работы составляют сборники научных трудов ученых и практиков.

     Вопросы функционирования различных видов  рынка отражены в работах таких  отечественных авторов, как О.П. Коробейников, Д.В. Хавин, Валовой Д.В., Джуха В.М., Панфилова Е.А., проф. Чепурин М.Н., проф. Киселёва Е. А., Нуреев Р. М., Л.Лозовский, Е.Стародубцева и многих других.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие рынка. Рыночный механизм и  его функции

1.1 Понятие рынка 

   Существует  несколько определений рынка. Рынок - это обмен, организованный по законам  товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного  обмена. Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными  словами, отношение спроса и предложения. Рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Углубленное понимание категории рынок требует учета его места во всей системе общественного производства. Эта система включает в себя четыре сферы экономической деятельности: производство, распределение, обмен, потребление.1

   Появился  рынок очень давно. Возникнув  в период разложения родовой общины, рынок эволюционировал в течение  нескольких тысяч лет. Рынок —  это общемировая ценность, результат  развития человеческой цивилизации.2

   Недоброкачественная продукция не будет раскуплена, а  значит, производитель не только не получит прибыли, но даже не сможет возместить свои затраты. Более того, рынок заставляет производителя  постоянно думать об обновлении продукции, ее видоизменении. Лейтмотивом одной  из популярных западных книг на тему «Как стать богатым?» является следующий  рецепт: «Найди новую потребность  и удовлетвори ее!» И этот рецепт совершенно реален, Действительно, многие люди стали богатыми, придумав и  произведя какой-либо новый товар  или услугу.

Нормальный  рынок — царство потребителя. Он выбирает, что покупать. Его благосклонного внимания добиваются многие производители  одного и того же товара, старающиеся привлечь покупателя или высоким качеством, или низкой ценой, или особенно удобным обслуживанием и т. д.

Мы рассмотрели, лишь самые важные функции рынка. Теперь нам будет легче определить, что же представляет собой сам  рынок. Понятно, что рынок — это  не только место; где собираются продавцы и покупатели. Рынок — это определенный способ согласования деятельности участников общественного производства; механизм, соединяющий производителя и потребителя на основе спроса и предложения; это саморегулирующаяся и самонастраивающаяся на спрос система.

Наиболее  широко сущность рынка проявляется в модели так называемого «свободного» рынка или рынка совершенной конкуренции. Обычно в экономике выделяются следующие признаки свободного рынка:

1) наличие неограниченного числа конкурентов, свободный доступ на рынок и выход из него;

2) абсолютная мобильность, подвижность всех видов ресурсов: трудовых, материальных и финансовых. Никто и ничто не должны сдерживать свободное перемещение ресурсов из сфер менее эффективных в более эффективные. Это свойство свободного рынка обеспечивает постоянное обновление структуры экономики, ее саморегулирование;

3) наличие у каждого участника рынка полной информации (о ценах, спросе, предложении и т. д.). Это свойство позволяет каждому участнику рынка выбрать оптимальное экономическое поведение;

4) ни один из участников рынка не может оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками. Особенно важно, что никто не может повлиять на рыночную цену. Цена устанавливается в результате согласования спроса и предложения. Невозможность влияния отдельного участника рынка на цену означает отсутствие монополиста. Понятно, что все признаки свободного рынка не могут проявиться в реальной жизни в полном объеме. То есть это модель «идеального» рынка, который никогда не существовал. Однако эта модель позволяет понять сущность рынка в его современном виде.

            Естественной целью экономической жизни  является потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть  и материального положения различных слоев общества. Но распределение - это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса.3 Хотя обмен занимает третье место, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка, о которых будет сказано ниже. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость. С одной стороны мы встречаем единственного производителя, господствующего на рынке, с другой - обнаруживаем тысячи и тысячи фирм, каждая из которых поставляет незначительную часть рыночной продукции. Между этими крайностями располагается почти безграничное разнообразие рыночных структур. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков: рабочей силы, финансовый, средств производства, потребительский, услуг, технологии, духовных благ и др. Таким образом, рынок охватывает элементы материального и денежного обращения. Он связан и с непроизводственной сферой, и даже со сферой духовной. Однако его элементы не одинаковы по своему значению. Рынок начинается с возможности приобретения рабочей силы (трудовых ресурсов) и средств производства (инвестиционных ресурсов). Без этих элементов производительных сил, без их соединения с помощью капитала не может функционировать производство. Огромное экономическое значение имеет потребительский рынок, т.е. рынок продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и других предметов потребления. Без его развития теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) обеспечивает подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, наиболее важные, перспективные отрасли производства. Это один из самых комплексных рынков, он часто разбивается на: денежный рынок (краткосрочных кредитных операций, казначейских и коммерческих векселей, других краткосрочных денежных бумаг) и на рынок капиталов (средне- и долгосрочных ценных бумаг, т.е. акций и облигаций). Впрочем, комплексными являются и все остальные рынки. Рынок услуг существует в тех условиях, когда установлена плата за самые различные услуги. Степень его развития определяет обеспеченность населения и предприятий услугами, их качество и своевременность. Рынок распространяется и на духовную сферу, превращая в объект купли-продажи технологию и духовные идеи и стимулируя материально их рождение, распространение, использование. Несомненно, что каждый элемент рынка имеет свое самостоятельное значение, но только тесное взаимодействие между ними приводит к плодотворному функционированию всего рыночного хозяйства. Степень развития рынка определяет и его масштабы. Изначально - при простом товарном хозяйстве - возникает сравнительно узкий рынок, где реализуются преимущественно предметы потребления. В дальнейшем, в особенности с переходом к капитализму, сфера товарного обращения необычайно расширяется. Возникает и развивается система рынков, на которых продаются и покупаются потребительские товары и средства производства, рабочая сила и т.д. Со временем в ходе развития внешних экономических отношений складывается мировой рынок.  

1.2 Сущность рынка.  Условия возникновения  рынка 

     Рынок - одно из достижений человеческой цивилизации. Рынок возник более 6 тыс. лет назад и прошел длительный путь развития - от простейших форм к сложным. Привести краткое и однозначное определение рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз и навсегда данное явление, а процесс эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление.

     Категория «рынок» в экономической теории имеет широкую и узкую трактовку. В широком смысле рынок определяется как особый способ организации экономических  отношений и поэтому отождествляется  многими авторами с рыночной экономикой "рынок – это экономические  отношения, связанные с обменом  товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение  и цена4".

     С первого общественного разделения труда, на заре цивилизации - отделения пастушеских племен от земледельческих - люди начали обмениваться результатами своей деятельности. В период разложения первобытнообщинного строя обмен между общинами становится регулярным и приобретает форму товарного обмена. Возникают и развиваются товарно-денежные отношения, обусловленные двумя предпосылками: общественным разделением труда и обособленностью производителей. Общественное разделение труда - постоянно развивающийся процесс. Всякое его углубление приводит к возникновению новых отраслей, а, значит, к расширению многообразия потребностей и способов их удовлетворения. Параллельно развивается обмен результатами хозяйственной деятельности. Однако для возникновения товарно-денежных отношений одного общественного разделения труда мало. Продукты труда становятся товарами только тогда, когда они производятся независимыми, самостоятельными, обособленными друг от друга производителями. Экономическая обособленность означает, что решение о производстве того или иного товара принимает сам производитель, руководствуясь собственным видением, опытом и навыками. В принятии такого решения ему никто не мешает. Однако результат производства признается обществом только на рынке. Значит, начиная процесс производства, производитель уже в определенной степени зависит от рынка, ориентируясь на него, изучая конъюнктуру и другие факторы спроса.

     Одним из важнейших условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Информация о работе Факторы и характеристики определяющие структуру рынка