Факторы повышения конкурентоспособности товара на иностранных рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 13:30, контрольная работа

Краткое описание

Стратегической целью развития России является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу нашего государства как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. Достижение поставленной цели требует перехода к инновационному пути развития.

Содержание

Введение 3
1 Сущность и основные факторы конкурентоспособности товара
на иностранных рынках 5
2 Конкурентоспособность товаров России в настоящее время 10
3 Перспективы повышения конкурентоспособности товаров России 15
Заключение 19
Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная_ВЭД.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Пензенский  Государственный Университет

Кафедра «Экономики и организации производства» 
 
 
 
 

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ 
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА 
НА ИНОСТРАННЫХ РЫНКАХ

Контрольная работа по дисциплине «Внешнеэкономическая деятельность» 
 

 
 

Пенза 2012

 

     

Содержание 

 

     

Введение

     Стратегической  целью развития России является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу нашего государства как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. Достижение поставленной цели требует перехода к инновационному пути развития. В этих условиях каждый хозяйствующий субъект должен быть заинтересован в обеспечении соответствующего уровня инновационной активности, росте конкурентоспособности.

     Потребность в разработке теоретических и  методологических основ повышения конкурентоспособности продукции на иностранных рынках возникла давно еще на заре экономических преобразований. Необходимость решения данной проблемы осознается и на государственном уровне, и на уровне территориальных субъектов, и на уровне отдельных предпринимательских структур.

     Решение проблемы повышения конкурентоспособности  товара требует совершенствования существующих механизмов управления, использования организационных новаций.

     Самостоятельно  предпринимательские структуры  не всегда способны найти выход из сложившейся ситуации и решить задачи, поставленные на государственном уровне. Необходима интеграция представителей видов экономической деятельности, обеспечивающих непрерывность производственного цикла. Международная практика показывает, что экономическому росту, завоеванию конкурентных преимуществ и на их основе обеспечению конкурентоспособности способствует использование кластерного подхода к получению конкурентных преимуществ.

     Вопросы повышения конкурентоспособности  на различных уровнях от народного  хозяйства до продуктового в последние  два десятилетия активно изучаются  многими учеными, которые внесли существенный вклад в разработку проблемы.

     Следует признать, что в научной литературе еще нет единого подхода к определению конкурентоспособности как экономической категории, слабо проработаны методологические аспекты исследования конкурентоспособности товаров с учетом тенденций изменения конъюнктуры мировых рынков. Решение любой проблемы невозможно без диагностики причин ее возникновения.

     Резюмируя, изложенное выше, можно сделать вывод  о том, что разработка теоретических  и методологических основ управления конкурентоспособностью предпринимательских структур является важной научной и практической задачей, решение которой является существенным вкладом в обеспечение экономической безопасности России. Таким образом, представляется важным определение основных факторов, которые формируют конкурентоспособность товара на иностранных рынках. 

 

     

     1 Сущность и основные факторы конкурентоспособности 
товара на иностранных рынках

     Конкурентоспособность выступает как комплексная оценка способности конкретной продукции (товара) отвечать требованиям данного  внешнего рынка в определенный период времени, определяемая совокупностью свойств продукции, а также условиями ее продажи и потребляемая в данной стране.

     Конкурентоспособность продукции – весомый критерий целесообразности выхода предприятия на внешний рынок, условие эффективного проведения внешнеэкономических операций и составляющая выбора средств и методов производственно-экспортной деятельности, которая представляет собой совокупность качественных и стоимостных признаков продукции, обеспечивающих удовлетворение конкретных потребностей покупателей.

     В современных условиях на мировом  рынке на смену ценовой конкуренции пришла неценовая, т.е. конкуренция технического и качественного уровня продукции. В конкурентной борьбе за рынки сбыта побеждает не тот, кто предлагает низшие цены, а тот, кто предлагает высшее качество, поскольку продукция с лучшим качеством значительно более эффективна в использовании. Однако при этом роль цены не уменьшается, она всегда была и будет выступать самым влиятельным критерием максимизации прибыли.

     Конкурентоспособность экспортной продукции характеризуют показатели спроса на нее, а экономический эффект выражается величиной полученной прибыли от ее реализации на внешнем рынке. Кроме этого, на уровень конкурентоспособности продукции указывают такие экономические показатели, как:

  • динамика экспорта продукции в стоимостном и натуральном выражении (превышение темпов роста стоимостного объема продукции с учетом инфляционного повышения цен над ростом ее физического объема свидетельствует о повышении спроса на нее);
  • отношение прибыли от реализации продукции на внешнем рынке к объему ее экспорта (увеличение такого показателя указывает на повышение конкурентоспособности продукции);
  • отношение объемов реализации экспортной продукции к стоимости материально-производственных запасов (уменьшение этого показателя свидетельствует о замедлении оборотности запасов через снижение спроса па продукцию или увеличение материальных запасов);
  • отношение объемов реализации экспорта к нереализованной экспортной продукции (уменьшение этого показателя свидетельствует 
    о снижении спроса или перепроизводстве экспортной продукции);
  • отношение объемов реализации экспорта к дебиторской задолженности, которое отображает объемы коммерческих кредитов, предоставленных иностранным покупателям (чем высший спрос на экспортную продукцию, тем низший размер кредита, меньшая дебиторская задолженность);
  • «портфель» иностранных заказов, объем которого характеризует уровень спроса на продукцию отечественных предприятий;
  • загрузка производственных мощностей изготовлениям продукции на экспорт (снижение спроса вызывает уменьшение данного показателя);
  • объемы и направления капиталовложений (показатель воспроизводит степень направления капитальных инвестиций на производство перспективных и конкурентоспособных видов продукции).

     С точки зрения покупателей, конкурентоспособным  считается товар, для которого отношение полезного эффекта к расходам на его приобретение и использование является максимальным в сравнении с аналогами. При определении конкурентоспособности продукции нужно выходить из таких основных методологических принципов:

конкурентоспособность продукции оценивается путем  сравнения двух или больше аналогов, что предопределяет относительность  данного показателя;

  • при оценке конкурентоспособности продукции учитываются не все свойства, а лишь те, которые вызывают интерес иностранного покупателя, удовлетворяя его потребности;
  • уровень конкурентоспособности определяется для отдельного вида продукции с учетом конкретных условий ее реализации и потребления, то есть для конкретного рынка сбыта или его сектору.

     На  конкурентоспособность экспортной продукции влияет ряд факторов:

  • экономических, что характеризуют основные экономические и потребительские свойства продукции (цену, себестоимость, уровень спроса, на нее и тому подобное) и воспроизводятся в показателях общих расходов на приобретение продукции и эксплуатационных расходов за срок ее службы;
  • классификационных (параметров назначения), которые используются для определения принадлежности продукции к соответствующему классу за рядом признаков (видом продукции, ее назначением, содержанием, новизной);
  • юридических или нормативно правовых, которые определяют правовую защищенность продукции на внешнем рынке;
  • технико-технологичных, которые определяют технические свойства продукции и регламентируются технологическими стандартами выпуска продукции, которая отвечает стандартам и нормам, действующим в избранной для экспорта стране;
  • эргономичных, которые характеризуют свойства продукции в процессе ее использования человеком (гигиенические, антропометрические, психофизические);
  • эстетичных, которые отображают выразительность и совершенство внешнего вида продукции, особенности ее восприятия, потребителями в процессе эксплуатации (насыщенность цветов, дизайн, удобство, в использовании);

организационных, которые предназначены для оценки условий платежа, поставок, сроков и условий гарантии, сервисных услуг, и тому подобное.

     К факторам, которые непосредственно  влияют на обеспечение конкурентоспособности экспортной продукции, следует отнести не только высокое качество и экономические условия продажи, но и ряд неценовых факторов: уникальность, эффективность базы для распространения информации о продукции, динамизме сбыта и возможности быстрого реагирования, на рыночные достижения. Реализация программы повышения конкурентоспособности продукции должна включать совокупность организационных, научно-технических, экологических, инвестиционных, управленческих и других решений, связанных между собой единственной целью. Для достижения позитивного результата руководство организации должно обеспечить рост качественного уровня продукции и максимальное удовлетворение требований иностранных потребителей при одновременной минимизации расходов на ее изготовление и реализацию. С этой целью необходимо разработать комплекс мероприятий по усовершенствованию организации производства, обратив особенное внимание на обновление и модернизацию основного технического парка организации, рационализацию и стимулирование эффективности производства, создания системы мотивации управления трудом, подготовку персонала.

     Проблема  повышения конкурентоспособности  имеет несколько аспектов: технический, организационный, экономический, социальный, психологический, юридический (правовой), коммерческий. Причем существует соответствующая очередь в решении вопросов каждого из аспектов с учетом их «весомости»:

  1. Ценовая политика относительно конкурентоспособности продукции;
  2. Инвестиционная политика государства относительно выпуска конкурентоспособной продукции;
  3. Налогообложение предприятий, которые выпускают конкурентоспособную продукцию;
  4. Кредитная политика государства и банковских структур относительно предприятий, которые выпускают конкурентоспособную экспортную продукцию, и относительно самой конкурентоспособной продукции (разработка, освоение, производство);
  5. Регуляция импорта продукции;
  6. Регуляция финансового учета;
  7. Антимонопольная политика.

     Ценовая политика в сфере обеспечения  конкурентоспособности продукции должна основываться на принципах государственной регуляции цен на отдельные виды продукции, например, запрещение демпинговых цен, ограничения монопольных, государственных, прейскурантных и некоторых других рыночных цен.

     Инвестиционная  политика государства относительно выпуска конкурентоспособной продукции должна строиться на основании первоочередного инвестирования перспективных технологий и изделий, целевых программ, из их разработки и внедрения.

     Налогообложение как средство создания конкурентоспособной  продукции должно носить благоприятный характер для предпринимательских структур, которые выпускают конкурентоспособную продукцию или внедряют новейшие технологии.

     Кредитная политика должна носить льготный характер относительно условий и сроков кредитования тех предприятий, которые овладевают технологией выпуска и производят конкурентоспособную продукцию.

     Регуляция импорта продукции с целью  защиты отечественного производителя предлагает проведение протекционистских или ограничительных мероприятий относительно продукции, которая импортируется в Россию.

     Регламентация финансового учета должна осуществляться с помощью регуляции состава расходов финансовых результатов предприятий, которые выпускают конкурентоспособную продукцию, внедряя новейшие разработки системы бухгалтерского и управленческого учета. Антимонопольная политика государства для обеспечения конкурентоспособности продукции может быть построена на примере государств с развитой рыночной экономикой с учетом особенностей развития народного хозяйства России.

Информация о работе Факторы повышения конкурентоспособности товара на иностранных рынка