Финансовая система России и основные направления её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов о функциях, структуре финансовой системы России, а так же и рассмотрение вопроса о дальнейшем развитии финансовой системы РФ в мировом экономическом кризисе.
Одно из самых узких мест российской экономики - это финансовая система. Финансовая система должна быть соразмерна масштабам экономики и способна обеспечить России экономический суверенитет и конкурентоспособность на международной арене. Тогда она предоставит социальную стабильность и поддержит ускорение экономического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3-5
1. Финансовая система России………………………………………………………...6
1.1 Общее понятие о финансовой системе государства…………………...………6-8
1.2 Правовые основы финансовой деятельности РФ………………………..……8-12
1.3 Структура финансовой системы РФ………………………………………….12-16
2. Пути развития финансовой системы России……………………………………..17
2.1 Этапы развития финансовой системы России……………………………….17-19
3. Проблемы финансовой системы России……………………………………....20-24
3.1 Пути инновационной эволюции финансовой системы России……………24-31
Заключение……………………………………………………………………...…32-34
Глоссарий……………………………………………………………………….….34-40
Список используемых источников…………………………………………….…41-42

Вложенные файлы: 1 файл

Приложение А - Шаблон на курсовую работу.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

 

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Макроэкономика

Тема

Финансовая система  России и основные направления её развития

Фамилия студента

Брылёва

Имя студента

Светлана

Отчество студента

Ивановна

№ контракта

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3-5

1. Финансовая система  России………………………………………………………...6

1.1 Общее понятие о финансовой  системе государства…………………...………6-8

1.2 Правовые основы  финансовой деятельности РФ………………………..……8-12

1.3 Структура финансовой  системы РФ………………………………………….12-16

2. Пути развития финансовой  системы России……………………………………..17

2.1 Этапы развития финансовой  системы России……………………………….17-19

3. Проблемы финансовой системы России……………………………………....20-24

3.1 Пути инновационной эволюции финансовой системы России……………24-31

Заключение……………………………………………………………………...…32-34

Глоссарий……………………………………………………………………….….34-40

Список используемых источников…………………………………………….…41-42

Приложение А…………………………………………………………………….…..43

Приложение Б………………………………………………………………..…….….43

Приложение В……………………………………………………………………...….44

Введение

Финансовая система  является основой для развития и  успешного функционирования экономики. Финансовая система, рассматриваемая  как научная категория, трактуется в разных литературных источниках не всегда однозначным образом.

Можно выделить три базовых  задачи, стоящие перед финансовой системой. Первая: необходим мощный источник длинных и дешевых инвестиций. Второе: финансовая система должна быть эффективной, обеспечивая трансформацию внутренних сбережений в инвестиции с наименьшими трансакционными издержками и способствовать эффективной аллокации ресурсов в экономике. Третье: финансовый сектор должен содействовать реализации социальных функций государства.

Изучение финансовой системы занимались многие экономисты в частности С.Л. Брю, К.Р. Макконнелл, С. Фишер, Р. Мертон, изучение российского финансового сектора были рассмотрены в работах В.В. Королева, В.К. Ломакина, Л.А. Дробозиной, Г.Б. Поляка, С.А. Белозерова, В.В. Ковалева, Д.Г. Черника и многих других.

Проблема в финансовой сфере - одна из ключевых проблем. Ее задачи мне видятся как стимулирующие  и защищающие - стимулирующие экономический  рост и защищающие национальную экономику  от внешних шоков. Российская финансовая система, ее проблемы связаны с тем, что она просто слишком мала по отношению к масштабам экономики. Экономика большая, а система маленькая. Из этого следует значимость этой системы - когда говорят, что если сейчас рухнет вся банковская система России, то ничего страшного не произойдет, это, в общем-то, правильно. Произойдет, конечно, но совсем не то, что это означало бы для более развитых стран. У этой системы есть проблемы роста.

Проблемы, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

- низкий темп развития экономики;

- проблемы развития  экономической системы;

- отставание в адаптации  к изменениям на внешних товарных  и финансовых рынках;

- низкий уровень удовлетворения  потребностей индивидуума и др.

Финансовая система  должна быть соразмерна масштабам экономики и способна обеспечить России экономический суверенитет и конкурентоспособность на международной арене. Тогда она предоставит социальную стабильность и поддержит ускорение экономического развития.

C нынешним положение  выдвигаются требования к финансовой системе России. Во-первых, удовлетворить потребности экономики в масштабных и длинных инвестициях на расширение производственной базы, обновление и создание инфраструктуры. Во-вторых, эффективность: трансформация сбережений в инвестиции с минимальными трансакционными издержками [Приложение А], и рациональная аллокация ресурсов, распределение рисков. В-третьих, содействие реализации социальных функций государства. В-четвертых, должна стать базой государства для проведения самостоятельной экономической политики. Иностранные финансовые институты, например, заинтересованы в продвижении интересов транснациональных компаний, что препятствует проведению промышленной политики российским правительством.

Главной задачей данной темы является выявление недостатков финансовой системы нашей страны, и возможных путей их решения.

Для решения поставленных задач применены следующие методы исследования:

- изучение научной  литературы;

- анализ и обобщение  отечественной и зарубежной практики;

- изучение влияния экономического кризиса на Россию.

Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов о функциях, структуре финансовой системы России, а так же и рассмотрение вопроса  о дальнейшем развитии финансовой системы  РФ в мировом экономическом кризисе.

Одно из самых узких мест российской экономики - это финансовая система. Финансовая система должна быть соразмерна масштабам экономики и способна обеспечить России экономический суверенитет и конкурентоспособность на международной арене. Тогда она предоставит социальную стабильность и поддержит ускорение экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Финансовая  система России

1.1 Общее  понятие о финансовой системе  государства

Финансы представляют собой  довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму  обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное  отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Финансовая система  государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею [3,c. 155].

Финансовые системы  некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все  имеют общий признак - это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев [4,c. 64].

Финансовая система - это совокупность разнообразных  видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора  экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей [3,c. 73].

Финансовая система  рассматривается с двух сторон: по внутреннему строению и организационной структуре. Внутреннее строение финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев. Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений. Каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного.

Финансовая система - совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП [5 ,c. 234].

Финансовая система - совокупность финансовых органов и  институтов, которые управляют денежными потоками. По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств. Все фонды денежных средств в государстве подразделяются на централизованные и децентрализованные, которые взаимно увязаны и взаимно обусловлены [6,c. 34].

Финансовая деятельность государства -- это деятельность государства  по образованию, перераспределению  и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное  функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития [3,c. 78].

Осуществляя финансовую деятельность, государство занимается постоянными поправками и согласованиями, корреляцией при формировании фондов денежных средств как по доходам, так и по расходам, учитывая, что конечной целью финансового планирования является соответствие доходов расходам и, как идеальный результат, -- получение по каждому фонду баланса доходов и расходов денежных средств.

Любая финансовая деятельность в государстве связана с аккумуляцией доходов и проведением необходимых расходов. Расходы могут превышать реально имеющиеся доходы, получаемые в целом в государственном хозяйстве, и тогда государство начинает изыскивать дополнительные источники доходов для покрытия необходимых расходов, для чего используется банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг, и в целом централизованные фонды, в частности бюджетная система, планируются с бюджетным дефицитом. Именно финансы отражают в абстрактной форме все процессы, происходящие в государстве, не только в области экономики и социальных процессов, но и, что не менее важно, в области политики, этики, демографии, экологии и т.д. Любое мероприятие в государстве невозможно провести без перераспределения финансовых ресурсов, т.е. без финансовой деятельности государства, которая осуществляется в правовой форме.

1.2 Правовые  основы финансовой деятельности  РФ

Специфика финансового  права, по мнению специалистов, определяется его предметом, видом тех общественных отношений, которые оно должно регулировать, а также особенностями этого регулирования. Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач [3,c. 278].

Финансовая деятельность государства - это осуществление  им функций по планомерному образованию, распределению и использованию  денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны [6,c. 99].

Сфера финансовой деятельности относится к ведению, как федеральных  органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.

По своему характеру  эти формы могут быть правовыми, которые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми: инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам от представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования), финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности, т.е. все то, что имеет юридическое значение.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Руководит финансовой деятельностью  и направляет ее через свои органы, наделенные специальной компетенцией, государство. Финансовой деятельностью занимаются практически все без исключения органы государства.

В ведении Российской Федерации [1, Cт. 71] находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

В соответствии с Конституцией РФ представительные органы в лице Федерального Собрания РФ и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджет республик, входящих в состав РФ. [1, Cт. 106]

В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ:

- разрабатывает и представляет  Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

Информация о работе Финансовая система России и основные направления её развития