Фискальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 09:56, реферат

Краткое описание

Целью работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.
Основными задачами данной работы являются изучение:
сущностной характеристики фискальной политики,
видов фискальной политики,
инструментов фискальной политики,

Содержание

Введение
1.Социально-экономическая сущность фискальной политики
2.Цели фискальной политики и ее инструменты
3.Виды фискальной политики
4.Достоинства и недостатки фискальной политики
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Фискальная политика государства.docx

— 57.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

                                                             

Оглавление

Введение

1.Социально-экономическая  сущность фискальной политики

2.Цели фискальной политики  и ее инструменты

3.Виды фискальной политики

4.Достоинства и недостатки  фискальной политики

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основной задачей государства  на всех этапах его развития является стабилизация экономики. В нынешнее время государство активно применяет  инструменты вмешательства в  экономику. К основным 2 видам вмешательства  государства в рыночную экономику  можно отнести бюджетно-налоговую  и кредитно-денежную политику.

Целью данной  работы является изучение бюджетно-налоговой, или так  называемой фискальной политики государства. Роль фискальной политики в целостном  экономическом управлении велика. Являясь  одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует  государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка  фискальная политика является стержневой частью государственной экономической  политики.

Фискальная политика как  важнейший элемент финансовой политики государства выполняет ряд важнейших  функций, таких как мобилизация  и привлечение средств, необходимых для функционирования государства, их распределение в целях решения социально-экономических проблем страны.

Теоретическая база фискальной политики достаточно хорошо разработана. Но эта область экономической  науки не исчерпала себя. Множество  спорных и нерешенных проблем  реализации фискальной политики, ее влияния  на развитие государства требуют  дальнейшего совершенствования  и решения. В прошлом, в течение  длительного времени, бюджетно-налоговая  политика рассматривалась экономистами лишь с аспекта пропорций распределения объема производства страны.

Актуальность изучения фискальной политики обусловила выбор темы данной  работы. В условиях рыночной экономики  особенно важно знание сущности, функций, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма ее действия для более правильной ориентации в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.

Целью работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.

Основными задачами данной работы являются изучение:

- сущностной характеристики фискальной политики,

- видов фискальной политики,

- инструментов фискальной политики,

Учитывая актуальность изучения фискальной политики неудивительно  отметить, что эту тему изучали  многие экономисты, которые по-своему давали ответ на вопрос о сущности фискальной политики, влиянии ее инструментов на экономическую ситуацию в государстве. Практически во всех учебниках проблемам  фискальной политики, механизмам ее функционирования уделяется большое внимание.

1.Социально-экономическая сущность фискальной политики

Экономическая политика –  совокупность государственных мер, направленных на то, чтобы упорядочить  ход экономических процессов, оказать  на них влияние или предопределить их результаты .

В зависимости от области  государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику.

В макроэкономике нет однозначной  формулировки термина фискальной политики, существует много ее определений:

  • фискальная политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции) .
  • фискальная политика государства представляет собой систему регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т.е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами .
  • фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов.
  • фискальная политика – это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП .

Все несколько вышеперечисленных  определений, несмотря на некоторые  различия в формулировках, отражают сущность фискальной политики. Из этих определений следует, что фискальная политика представляет собой совокупность мероприятий правительства государства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на стабилизацию экономики путем достижения поставленных целей.

Понятие фискальной политики как реального инструмента государственного регулирования экономики связано  с именем Дж.М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен). С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной политики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками .Дж.М. Кейнс и его сторонники придавали и придают фискальной политике главенствующую роль в воздействии на экономический рост, уровень занятости и динамику цен. При рассмотрении экономических вопросов кейнсианцы ставили спрос на первое место, считая, что именно он создает предложение. Поэтому, по их мнению, сокращение налогов приводит к росту совокупного спроса, одновременно с которым растет реальный объем ВНП и уровень цен, то есть ускоряется темп инфляции. Кроме того, происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является появление или нарастание бюджетного дефицита. В отличие от кейнсианцев, сторонники теории «экономики предложения» считают, что предложение создает спрос, и утверждают, что кейнсианская концепция не учитывает воздействие налогов на динамику совокупного предложения. Они считают, что снижение налоговых ставок может стимулировать совокупное предложение и увеличить налоговые поступления, то есть сократить бюджетные дефициты. Но большинство экономистов к этой позиции относится с осторожностью, полагая, что сокращение налогов на практике может и не оказать сильного стимулирующего влияния на совокупное предложение. Кроме того, изменение совокупного предложения происходит в течение длительного периода времени, в то время как величина совокупного спроса может быть изменена в короткий период. Экономическая теория допускает существование конкурирующих между собой школ и направлений. Применение той или иной концепции зависит от конкретной экономической ситуации в стране и цели, поставленной перед национальной экономикой.Современные экономисты, даже подвергающие критике позиции кейнсианцев, в основном таким же образом подходят к сущности фискальной политики. Задачами современной фискальной политики являются создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионами, а также стимулирование эффективности производства и социальной сферы.

                2.Цели фискальной политики и ее инструменты

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает  правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения  величины доходов и/или расходов государственного бюджета. Поэтому  фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой. Фискальная политика является частью финансовой политики государства, проводит ее правительство.

Фискальная политика –  политика манипулирования бюджетом, расходами и налогами в целях  изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией  и ускорения экономического роста.

              Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

1) стабильного экономического  роста; 

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы  циклической безработицы);

3) стабильного уровня  цен (решение проблемы инфляции).

            Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.

Важнейшая задача фискальной политики – это привлечение денежных ресурсов и формирование централизованных государственных фондов, которые  позволяют проводить экономическую  политику.

Одним из главных таких  фондов является государственный бюджет.

Государственный бюджет –  один из инструментов государственного регулирования экономики, основной финансовый план образования и использования  централизованного фонда денежных средств государства.

Основными элементами государственного бюджета являются доходы и расходы. К доходам относятся налоги и  сборы; к расходам – финансирование экономики, социально-культурных программ, обороны и управления.

Баланс доходов бюджета  означает равенство его доходов  и расходов. Если расходы превышают  доходы, то имеет место дефицит, а  в случае превышения доходов над  расходами – профицит, или излишек.

Существуют несколько  понятий бюджетного дефицита:

-  структурный дефицит  – это разность между текущими  государственными расходами и  доходами, которые поступили бы  в бюджет в условиях существующей  налоговой системы при полной  занятости населения;

-  фактический дефицит  – это разница между доходами  и расходами фактически исполненного  бюджета;

-  циклический дефицит  – это разница между фактическим  и структурным дефицитом;

-  первичный дефицит  – это общий дефицит государственного  бюджета, уменьшенный на сумму  выплат по государственному долгу.

Форма проявления бюджетного дефицита - государственный долг.

Государственный долг –  общая сумма непогашенных дефицитов  государственного бюджета, накопленная  за время существования страны.

Основные формы государственного долга:

-  внутренний долг –  задолженность государства своим  собственным гражданам;

-  внешний долг –  задолженность государства гражданам  и организациям других стран;

Пути преодоления бюджетного дефицита:

-  сокращение бюджетных  расходов;

-  изыскание дополнительных  источников доходов;

-  заем денег;

-  денежная эмиссия.

Управление государственным  долгом – совокупность действий государства  по погашению и регулированию  суммы государственного долга, а  также по привлечению новых заемных  средств.

Основные средства:

-  бюджетные средства;

-  выпуск новых займов;

-  изменение условий  займа.

Государственный долг уменьшается, если образовывается первичный бюджетный  избыток и если темп прироста реального  национального дохода превышает  реальную ставку процента.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки; 

2) налоги;

3) трансферты.

Государственные закупки  – это покупка центральным  правительством товаров и услуг.

Трансфертные платежи  – это выплаты центрального правительства населению в ответ на которые не предполагаются представления в текущем периоде непосредственных экономических услуг (дотации, субсидии).

Фискальная политика позволяет  скорректировать динамику ВНП в  желаемом направлении. Политика государственных  расходов и налогов является одним  из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, направленных на стабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно, и на объемы национального производства и занятость населения. В связи с этим известный западный экономист Дж. Гэлбрейт отмечал, что налоговая система стала превращаться из инструмента повышения государственных доходов в инструмент регулирования спроса, который, по его мнению, является органической потребностью индустриальной системы.

Информация о работе Фискальная политика государства