Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:06, курсовая работа
Данная работа актуальна по нескольким причинам. Во-первых, государство, являясь одним из субъектов экономических отношений, всегда проводит экономическую политику. Само существование государственной власти подразумевает проведение некоторой фискальной политики. Во- вторых, государственный бюджет – основа финансового планирования государства. Это законодательный акт, утверждаемый исполнительной властью государства и имеющий обязательный характер. В-третьих, фискальная политика, наряду с монетарной политикой, является мощным инструментом государственного воздействия на экономику. Таким образом, данная работа вполне актуальна.
Целью данной курсовой работы является освещение роли фискальной политики в государственном регулировании экономики.
ВВЕДЕНИЕ.
Фискальная политика является очень эффективным инструментом воздействия на экономику. «Это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась», - писал Дж. М. Кейнс.
Тем не менее, в
каждой стране фискальная
Данная работа актуальна по нескольким причинам. Во-первых, государство, являясь одним из субъектов экономических отношений, всегда проводит экономическую политику. Само существование государственной власти подразумевает проведение некоторой фискальной политики. Во- вторых, государственный бюджет – основа финансового планирования государства. Это законодательный акт, утверждаемый исполнительной властью государства и имеющий обязательный характер. В-третьих, фискальная политика, наряду с монетарной политикой, является мощным инструментом государственного воздействия на экономику. Таким образом, данная работа вполне актуальна.
Целью данной курсовой работы является освещение роли фискальной политики в государственном регулировании экономики.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
Фискальная политика представляет
собой меры, которые предпринимает
государство с целью
В целом, фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.
Одна из важнейших задач фискальной политики - поиск источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовывать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики, государство регулирует экономическую ситуацию в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру. Также они могут способствовать стабилизации экономической ситуации, проведению анти-циклических мер, противодействуют чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающих возникновением кризисных явлений.
Целями фискальной политики являются1:
Обычно выделяют два вида фискальной политики:
Автоматические
(встроенные) стабилизаторы представляют
собой принятые, действующие в
экономике правила, нормы, позволяющие
автоматически, без вмешательства
правительства реагировать на отклонения
от устойчивого положения и
Например,
при уменьшении доходов автоматически
снижается величина налога, взимаемого
с дохода. Если люди потеряют работу
и заработок, им без указаний на то
правительства выплачивают
Однако
встроенные в экономическую систему
внутренние стабилизаторы, уменьшающие
возможные колебания в
Дискреционная фискальная политика представляет собой совокупность оперативных финансовых мер правительства, принимаемых в дополнение к т.н. «стабилизаторам». Точно так же, как капитан корабля, чувствуя, что сбился с курса, берет штурвал в свои руки, правительство, видя, что принятые ранее законы, решения не обеспечивают поддержания стабильной ситуации в хозяйстве страны, прибегают к дискреционной политике. Применение разных дискретных мер, характер которых зависит от складывающейся обстановки, называют регулируемой стабилизацией.
К числу наиболее распространенных способов осуществления дискреционной фискальной политики относят общественные работы, программы материальной помощи, изменение налоговых ставок и т.п. Привлечение безработных к выполнению общественных работ с оплатой за государственный счет служит оперативным средством борьбы с резко нарастающей безработицей. В период обострения социальной ситуации, обусловленной обнищанием определенных групп граждан, наряду с такими автоматическими стабилизаторами, как предусмотренные законом пособия, правительство прибегает к оказанию материальной помощи, увеличению пособий, дополнительным выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное резкое снижение доходов предприятий и граждан, временно уменьшают налоговые ставки, вводят частичные льготы.
Дискретные фискальные меры позволяют погасить очаги экономической напряженности. Однако введенные временно послабления, льготы, дополнительную помощь затем бывает трудно отменить. Иногда приходится дискретные, временные стабилизаторы превращать в автоматические, хотя по своей природе они не являются таковыми.
В дискреционной фискальной политике принято разделять две генеральные линии, складывающиеся в зависимости от общей экономической ситуации в стране (фазы колебательного цикла). В период экономического бума, резкого подъема деловой активности, бурного экономического роста фискальная политика носит ограничительную направленность, сдерживает параметры роста в допустимых пределах. В более опасные периоды экономического кризиса, обусловленного нарастающим спадом производства, затуханием экономической активности, государственная фискальная политика носит расширительный характер, т.е. направлена на расширение производства и других видов экономической деятельности, преодоления спада, депрессии, постепенный переход от спада к подъему.
Иными словами, применяют следующие типы дискреционной фискальной политики, в зависимости от состояния экономики2:
Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:
В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов, увеличение трансфертных платежей.
В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
Осуществление этих целей тесно связано с проведением комплексной денежно-кредитной реформы, сопровождающейся ограничительной монетарной политикой ЦБ и изменением оптимизации структуры государственных расходов.
В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде это может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития). Особенно это опасно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально, по всем статьям бюджета, и не создаются приоритеты в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.
Между этими двумя курсами, зависящими от фазы экономического цикла, пролегает т.н. стабилизационный курс.
Политика стабилизации - это действия правительства по регулированию финансовых потоков, денежного обращения. Первая цель - приблизить объем ВВП страны к его потенциальному уровню. Вторая - удержать в допустимых пределах инфляцию. Третья – добиться высокого уровня занятости населения. Политика стабилизации - наиболее типичная форма проявления фискальной политики, соответствующая более или менее устойчивому состоянию экономики. Она призвана, с одной стороны, предотвратить переход в неустойчивое кризисное состояние, для чего надо удерживать экономические параметры в определенных пределах: подбирать оптимальный уровень государственных расходов, поддерживать определённые (оптимальные) ставки налогов и следить за уровнем трансфертов. С другой стороны, она призвана улучшать сложившуюся экономическую ситуацию, стремясь приблизить макроэкономические показатели к оптимальным.
Основные инструменты фискальной политики3:
2. БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА.
Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который, после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.), приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
Государственный бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.
Структура государственного бюджета:
Таблица 1. Доходы и расходы государственногбюджета.
Доходы |
Расходы |
|
|
Налог на прибыль ю/л |
Просвещение |
Налог на валовой доход предприятий торговли и общепита |
Здравоохранение и спорт |
Единый налог с микрофирм, по упрощённой системе налогообложения |
|
Налог на доходы ф/л |
|
|
|
Налог на добавленную стоимость |
|
Акцизный налог |
|
|
|
Налог на имущество |
|
Налог за пользование недрами |
|
|
|
|
Информация о работе Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики