Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:24, реферат
Цель данного исследования заключается в комплексном изучении и выявлении основных тенденций ценообразования в сфере социально-культурной сфере.
В связи с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические источники по теме исследования.
2. Выявить основные особенности, специфику ценообразования в сфере социально-культурной сфере.
Ценообразование в сфере культуры
Введение
Все стоимостные показатели,
используемые в экономике, построены
на основе цен. В условиях товарно-денежных
отношений цены применяются с
одной стороны, как соизмеритель
общественно необходимых и
Вопросы ценообразования
всегда занимали важное место в экономической
политике государства. Особенно актуальными
они стали в последние годы.
Перестройка всей экономической
системы потребовала
Цена довольно многозначное
понятие. В социально-культурной деятельности
мы каждодневно встречаемся с
различными ее, цены, ипостасями. Стоимость
билета на концерт или спектакль,
плата за пользование аттракционами
в парке, гонорар за литературное
произведение, членские взносы при
вступление в культурно-досуговое
объединение, премия победителю конкурса,
налог на добавленную стоимость,
пожертвования меценатов и
В теории маркетинга цена всякий
раз увязывается с
Практическая значимость состоит в рассмотрении разных методов ценообразования в социально-культурной сфере
Объект:Деятельность учреждений культуры как центров по оказанию платных услуг населению.
Предмет: специфика ценообразования
в сфере социально-досуговой
Цель данного исследования заключается в комплексном изучении и выявлении основных тенденций ценообразования в сфере социально-культурной сфере. В связи с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические
источники по теме
2. Выявить основные особенности,
специфику ценообразования в
сфере социально-культурной
Методологическую базу курсовой работы составили книги следующих авторов Г.Л. Тульчинский «Менеджмент в сфере культуры», В.Е Новаторов «Маркетинг в сфере социально-культурной сфере», Г.П. Иванов «Экономика культуры» и др.
Список сокращений и терминов
Предложение – совокупность продукции, которая предлагается в определенное время и в определенном месте.
Сегмент рынка – это группа потребителей с одинаковой реакцией на предлагаемый товар и маркетинговые стимулы.
Спрос – суммарный объем продукта предприятия, который может быть приобретен определенной группой потребителей, определенной географической зоной в течение определенного периода времени.
Цена – денежное выражение стоимости товара или услуги, взимаемую за конкретный товар или услугу.
КДУ – культурно-досуговое учреждение
СКС – социально-культурная сфера
УК – учреждение культуры
ЦО - ценообразование
ЦОФ – ценообразующий фактор
Виды цен, ее функции и ценообразующие факторы
В зависимости от объема
реализуемого товара могут устанавливаться
оптовые, закупочные (отпускные) и розничные
цены. В «чистом» виде эти цены встречаются
в сфере промышленного и
Различают так же цены, регулируемые и свободные. Первые устанавливаются органами государственной власти на важные для всего общества ресурсы: Электроэнергию, тепловую энергию, бензин и т.п. Вторые определяются самим рынком под воздействием спроса, предложения и конкуренции, но, прежде всего, путем согласования интересов субъектов рынка. В СКС свободные и договорные цены могут устанавливаться при формировании социально-творческого заказа на культурное обслуживание, сдаче в аренду помещений, прокате культинвентаря, в некоторых других случаях.
Руководители крупных художественных музеев и картинных галерей наверняка знакомы с ценами аукционов и торгов. Аукционные цены применяются и/или возникают при реализации объектов недвижимости, шедевров изобразительного искусства, антиквариата и т.д.
Работникам государственных клубных учреждений, библиотек, парков культуры и отдыха до сих пор приходится иметь дело с прейскурантными ценами, устанавливаемыми государственными органами (Госкомцен) и вносимыми в справочники-прейскуранты.
Изменение однажды установленных
цен не производится спонтанно, по чьему-то
субъективному желанию или
Если же организации СКС необходимо в короткие сроки реализовать большие объемы продукции, хотя бы для того, чтобы возместить понесенные на его производство средства, полезно устанавливать доступные цены. Это особенно важно иметь в виду в ситуации с товарами сезонного ассортимента или выходящими из моды.
Иногда цена определяется не только на основе экономических, но и психологических предпосылок. Каждый товар, в том числе и товары «культурного ассортимента», разные люди воспримут по-разному. Существует такое понятие, как ощущаемая стоимость. В сознании некоторых потребителей будет трафаретное представление: чем дороже товар, тем он качественнее. И они с готовностью платят приличные деньги за пользование персональным компьютером, занятия бодибилдингом, сеансы цветомузыки и т.п. [5:99-101]
Э.А Уткин предлагает более детальное рассмотрение структуры цен на товары, реализуемые на рынке более длительное время. Полезно обратить внимание на предлагаемые ниже разновидности цен.
Скользящая цена устанавливается в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка.
Долговременная цена устанавливается
на товары массового спроса. Она
не подвергается изменению на протяжении
длительного времени, в том числе,
и при более или менее
Цена потребительского сегмента устанавливается на примерно одни и те же виды товаров, реализуемых различными социальными группам населения с неодинаковым уровнем доходов.
Гибкая цена быстро реагирует на изменения соотношения спроса и предложения на рынке. Использование такой цены, а она может применяться в зависимости от времени года, начала или конца месяца, определенного дня недели и даже времени суток, эффективно при небольшом числе уровней управленческой иерархии, когда права по принятию решений по ценам делегированы самому нижнему уровню управления.
Преимущественная цена предусматривает определенное ее снижение на товары, занимающие доминирующее положение на рынке и могущие обеспечить прибыль за счет увеличения объемов выпуска.
Цены на товары, выпуск которых прекращен. Это не распродажа по сниженным ценам, а ориентация на строго ограниченный круг потребителей, нуждающихся именно в этих товарах [10:224-226].
Экономическое содержание цены наиболее полно раскрывается в ее функциях:
1. Учетная функция цен
позволяет привести в
2. Регулирующая функция
цены ориентирует
3. Стимулирующая функция
цены состоит в том, что при
использовании механизма цен
общество меняет режим
Если потребительский спрос по каким-либо причинам превышает предложение, цена и ценовая политика приобретают в деятельности организации первостепенное значение. Напротив, если предложение хотя бы и ситуативно превышает спрос, ценовая политика становится менее активной. Никто не оспаривает двух постулатов:
1. Основная функция цены
– обеспечить прибыль от
2. Уровень цен, в конечном
счете, определяется
Д. Эванс и Б. Берман обращают внимание на взаимосвязь цены с другими элементами маркетинга:
а) цены часто меняются на протяжении жизненного цикла товаров – от высоких для привлечения новаторов, ориентирующихся на престиж, до низких, ориентированных на массовый рынок;
б) уровень обслуживания потребителей зависит от цены: низкие цены обычно ввязывают с незначительным сервисом;
в) группы товаров с различными ценами привлекают различные сегменты рынка;
г) сотрудники, осуществляющие персональные продажи, должны проявить определенную гибкость при установлении цены и условий реализации товара;
д) если производитель товаров станет предлагать и/или контролировать конечные цены, могут возникнуть серьезные проблемы в сфере сбыта [11:265].
Ценообразующие факторы
Все достойные внимания ЦОФ можно подразделить на три группы:
1. Основополагающие факторы
2. Косвенные факторы
3. Государственно-
К числу факторов первой группы можно отнести:
а) цену производства
На производство любого изделия, разработку какой-либо новой услуги, завершение пор форме рационализаторское предложение или инновационное решение (товар – идея) необходимо затратить определенное рабочее время. За редким исключением необходимы какие-то материалы, оборудование, инструменты, реквизит. Из экономической теории нам известно: производительность труда, снижение затрат сырья на единицу продукции вызывает понижение цены производства. Наоборот всякое понижение производительности труда, увеличение затрат на единицу продукции ведет к повышению цены производства.
Отсюда – снижение цены производства должно осуществляться за счет роста производительности труда, снижения материалоемкости выпускаемой продукции, связанных с ее выпуском энергозатрат. Экономист, работающий в органах управления и крупных учреждений СКС, лучше, чем кто-либо, знает, как сложно «обсчитать» шоу-представление или театральный спектакль, выездную выставку изобразительного искусства или кинофестиваль любительских фильмов.
Во всех случаях это штучный товар, подчас не имеющий ни типологии, ни аналогов. Между тем, задача остается прежней – сократить до целесообразного минимума затраты на производство услуги, изготовление изделия, оформление художественной или технической идеи.